Главная » Статьи » Общество » Родные иллюзионисты

Родные иллюзионисты

Сегодня для мамы не составляет труда приготовить ребёнку новогодний костюм в детский сад или школу. Заходи в любой детский магазин и выбирай любого персонажа. Пять минут у кассы, и ваш ребёнок готов поражать всех своим нарядом. Всё было иначе в советские времена. Костюмы тогда вообще не продавались, и каждая мамочка собственноручно, чаще – ночами, как умела, изготавливала костюм.

Я, например, прекрасно помню костюмы из своего детства. Ну, в детском саду особого выбора персонажа у нас не было. Точнее, вообще выбора не было. По сценарию каждый год: мальчики – зайчики, девочки – снежинки, за редким исключением. И каждый год у меня были разные «снежинки». Причём мама не просто обшивала мишурой готовое платье, как это делали многие. Она шила новую кофточку и новую юбочку и уже потом украшала всеми доступными средствами. Юбки всегда были пышными, многослойными, не знаю, из какой ткани, но очень лёгкой, а корона — многозубчатой, и всё блестело и сверкало от тонкой мишуры.

Зато простор для фантазии при выборе персонажа наступил, когда я пошла в школу. Там уже не требовали, как в саду, чего-то конкретного, и мы сами решали, кем же быть.

Помню, в 1982 году, я тогда училась во втором классе, было решено сделать меня Красной Шапочкой. Всё было сшито мамой: блузка, юбка, фартучек. Фартук был украшен красной атласной лентой. Но самое главное – коса. У меня волосы были короткие, а как же Красная Шапочка может быть с короткими волосами? Так не бывает. Поэтому мама обегала всех знакомых и друзей, и кто-то через кого-то нашёл для неё в парикмахерской длинную чёрную искусственную косу.  Моему восторгу не было предела. Это ж мечта – иметь такую косу! Её пришили к шапочке, и Боже, как же приятно было ощущать её тяжесть! Она стаскивала мою шапочку, но я потуже завязала ленты и терпеливо мирилась с этим неудобством. Но это ещё не всё. У Красной Шапочки обязательно должно быть лукошко с пирожками. Нашли где-то у знакомых корзинку, бабушка по такому случаю нажарила пирожков с вареньем, и так, при полном параде, я отправилась на утренник. И надо отдать должное, костюмы, изготовленные мамой, всегда получали призы в номинации «Лучший». Пирожки, из которых вытекало варенье, мы потом с одноклассниками делили в школьном коридоре, и многие перепачкались.

А в 1983-м я была «лисой». Белая рубашка с широкими рукавами, оранжевые жилетка и юбка из атласа, такая же шапочка, к которой мама пришила меховые уши. Обувь достойна отдельного разговора. Это были вручную изготовленные чешки, также обшитые оранжевым атласом и расшитые белыми блестящими бусинками. Но самое главное – хвост. Он обязательно должен быть настоящим! Так как в нашем доме мехов не водилось, маме снова пришлось обратиться к знакомым. В итоге опять кто-то через кого-то предоставил нам во временное пользование лисий воротник от старого пальто. Ну, ну, теперь представьте, с какой гордостью я этим хвостом «крутила» на утреннике. Жаль, пришлось его вернуть. 

А ещё я помню детсадовских Деда Мороза и Снегурочку. Господи, какой красивой мне казалась Снегурочка – наша няня Ирина Михайловна, лет этак 30-ти! Это сейчас я понимаю, что на ней было свадебное платье. Тогда она казалась мне сказочной феей. Но особенно я не могла оторвать глаз от Деда Мороза. Каждый год недоумевала, почему он в чёрных пластмассовых очках, к которым приклеены усы? Он что, плохо видит? И почему у него голос нашей воспитательницы Лидии Алексеевны? 

Моя знакомая Лена тоже вспоминает: «Всю жизнь помню своё платье снежинки из нейлона, обшитое мамой мишурой от ёлки, с кокошником, изображающим снежинку из картона и с той же мишурой. Мишура — это наше всё на Новый год. Потом было много разных платьев, но в памяти застряло именно это — белый нейлон с мишурой, и я кружусь в нём вокруг ёлки в большом, светлом и холодном школьном зале в каком-то радостном экстазе, обсыпанная конфетти и серпантином. А у моего брата был костюм Мушкетёра. Нашей маме приходилось начинать пошив костюмов уже в начале декабря, чтобы успеть, надо было ведь время на это найти. Так вот «мушкетёр» состоял из белой рубашки, к манжетам которой пришивалось кружево, и штанов, накидки из бордовой ткани, похожей на бархат. Это было старое покрывало с нашего дивана. Правда, брат мой настаивал, что это не накидка, а мушкетёрский плащ. Шляпу мама тоже сама шила из старого папиного чёрного плаща. Чтобы поля шляпы не свисали, а держали форму, она делала на швейной машинке множество строчек по кругу».

А мой знакомый Алексей с содроганием вспоминает свой костюм Буратино: «На меня просто надели шорты и летнюю рубашку. А вот всё остальное было совсем не просто. Дорабатывала костюм бабушка. Была сшита полосатая жилетка и такой же полосатый колпак. К колпаку она пришила полоски жёлтой бумаги, а потом каждую полоску накручивала на карандаш, чтобы получились завитушки. Это были «волосы». Нос скручивался из картона, и с помощью резинки крепился на голове. Мало того, чтобы создать подобие деревянных туфель с загнутыми носами, бабушка соорудила эти загнутые носы из картона и так же с помощью резинки водрузила их на мои ботинки. Вот всё бы ничего, да только весь утренник, а это был второй класс, я «боролся» с резинками то на носу, то на ботинках, они постоянно куда-то сползали, и получалось, что у меня то нос – на боку, то «носы» смотрят в разные стороны. И завитушки со лба падали на глаза и мешали. Короче, вспоминаю тот утренник, как страшный сон. В третьем классе я отказался от всяких костюмов и, глядя на разряженных одноклассников, думал: «Вот ненормальные. Зачем так мучиться?».

В отличие от Алексея, многие дети были готовы терпеть временные неудобства, лишь бы ощутить себя сказочными персонажами. И наши мамы и бабушки в советские времена прилагали массу усилий, изобретательности и терпения, чтобы эту иллюзию для нас создать. Спасибо им за сказку.

Автор: Валентина Серебрякова
Дата публикации материала: 21.12.2018

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера