Главная » Статьи » Парк культуры » Мы в танке – прорвёмся!

Мы в танке – прорвёмся!

С подведением итогов киносезона 2018 года припозднились не только мы, но и те, кто отвечает за подсчет кассовых сборов кинопроката. Причем вышла путаница: одни посчитали самым кассовым российским фильмом «ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ» (и это справедливо — при сборах в 3 млрд. рублей), другие – «Т-34» (что неверно, поскольку этот фильм собрал свою кассу уже в 2019 году). Впрочем, и без него в прошлом году на наших экранах наблюдалось натуральное танковое нашествие (достаточно вспомнить фильмы «ТАНКИ» и «НЕСОКРУШИМЫЙ»). Духоподъемность и успех российского кино зиждется по-прежнему на тематике прошлых военных побед и спортивных достижений. История у нашей страны и, правда, богатая – из нее еще черпать и черпать. Но когда-нибудь и это приестся. Так что режиссерам все равно придется осваивать новые темы – негоже из года в год топтать фундамент прошлых завоеваний. А пока подведем итоги…

 

ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО

Главный мировой поставщик зрелищ, американский Голливуд, исправно строгал в прошлом году суперблокбастеры о разнообразных «спасителях мира» — причем все более странных и фантастичных.

Америка переживает нынче не лучшие времена, погрязнув во внутренних разборках и постепенно теряя привычную роль мирового лидера. Так что голливудский конвейер работает по инерции. И при отсутствии реальных героев, славящих американскую нацию, черпает идеи и сюжеты из объемистой копилки комиксов «Marvel». Американское кино окончательно утратило чувство реальности, погрузив зрителей в параллельную фантастическую вселенную со своими супергероями и суперзлодеями, где «каждой твари – по паре». Итоги налицо:

 

Пятерка лидеров мирового проката в 2018 году

  1. Мстители: Война бесконечности
  2. Черная пантера
  3. Мир Юрского периода-2
  4. Суперсемейка-2
  5. Аквамен

 

В этой пятерке стоит отметить только две ленты за их оригинальность. «ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА» стала самым дорогостоящим «пряником» для заигрывания с коренным темнокожим  населением Америки. Все герои тут – афроамериканцы. И лишь один бледнолицый – агент ЦРУ, волею случая попавший в «затерянный мир» Ваканды, обитатели которой, благодаря залежам уникального металла, имеют по сравнению с остальным миром самые передовые технологии, позволяющие преодолевать пространство и время. Не менее оригинален и герой «АКВАМЕНА» — потомок атлантов Артур Карри, которому суждено стать царем подводного мира… К счастью, российская публика еще не подсела так плотно на комиксы, о чем говорят итоги прошлогоднего проката:

 

Пятерка лидеров российского проката в 2018 году

  1. Движение вверх
  2. Мстители: Война бесконечности
  3. Веном
  4. Лед
  5. Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда

Оставлю без комментариев дурацких «МСТИТЕЛЕЙ», которые ведут теперь свою бесконечную войну против Зла, объединившись в одну кодлу. Зато скажу пару добрых слов о двух других голливудских блокбастерах. Они хороши уже тем, что не имеют прямого отношения к комиксам. Правда, «ВЕНОМ» вырос из «Человека-паука» и является его главным противником. Но этот отрицательный, по сути, персонаж сумел покорить сердца миллионов зрителей, что уже само по себе необычно. К тому же к созданию фильма приложили руку мастера из Поднебесной. Так что продукт получился не совсем голливудским. Оригинален и мир «ФАНТАСТИЧЕСКИХ ТВАРЕЙ». Джоанна Роулинг, устав от своего Гарри Поттера, придумала изящную сказку для взрослых. Визуальный ряд фильма достоин высших похвал, так же как и подбор актеров на главные роли. Коварного Грин-де-Вальда сыграл Джонни Депп, практически неузнаваемый в своем новом образе, а его соперника – простодушного, рыжего и застенчивого Ньюта Саламандера, владельца таинственного чемоданчика, наполненного всякими тварями, —  с блеском воплотил на экране один из моих любимых актеров Эдди Редмэйн.

Справедливости ради отмечу, что в десятку лидеров мирового проката попала и лента совсем другого порядка – музыкальная биографическая драма «БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ». Но общей картины она не меняет. Тут сработала, скорее, народная любовь к нестареющим композициям легендарной группы «Queen». Сам-то фильм оказался неглубоким, предельно политкорректным, наполненным банальными диалогами и шаблонными мизансценами. Бунтарская фигура Фредди Меркьюри с его безумной энергетикой и сексуальным беспределом была опрятно отгламурена,  посыпана сахарной пудрой — и готова для «Оскара».

Кстати, церемония «Оскара» в этом году оказалась предельно политкорректной, а потому далекой от искусства, вызвав у многих киноманов разочарование. Устроители постарались в первую очередь соблюсти права гомосексуалистов, негров и женщин. Тем, кто не попал в эту категорию, оставалось сосать конфеты с каннабисом, раздававшиеся на церемонии. По итогам главную статуэтку получил фильм «ЗЕЛЕНАЯ КНИГА» о темнокожем гее-музыканте, «Оскар» за лучшую мужскую роль достался жеманному Рами Малику, изобразившему Фредди Меркьюри в «БОГЕМСКОЙ РАПСОДИИ», а «Оскар» за лучшую женскую роль получила Оливия Колман, сыгравшая королеву-лесбиянку в фильме «ФАВОРИТКА».  Добавим сюда же несколько «Оскаров» за технические эффекты, полученные «ЧЕРНОЙ ПАНТЕРОЙ». Впрочем, даже после этого афроамериканцы все равно остались недовольны…

 

НАШЕ КИНО

По итогам 2018 года российское кино вновь обновило кассовый и зрительский рекорды. Совокупные сборы отечественных фильмов превысили 13,8 млрд. рублей, а совокупная посещаемость — 57,9 млн. зрителей, превзойдя показатели прошлого года на 6%. Возросший интерес кинозрителей к российским фильмам позволил компенсировать общее снижение кинотеатральной посещаемости, поскольку рынок кинопроката в 2018 году сократился на те же 6%. Снижение связано с падением популярности иностранного кино. Среди других факторов, оказавших серьезное влияние на снижение кинотеатральной посещаемости, эксперты называют проведение в нашей стране чемпионата мира по футболу, а также трагедию в ТЦ «Зимняя вишня». Как бы там ни было, из всей этой цифири следует один обнадеживающий вывод: наше кино стали смотреть больше. И вот наши фавориты:

 

Пятерка самых кассовых российских фильмов
2018 года

  1. Движение вверх
  2. Лед
  3. Тренер
  4. Я худею
  5. Гоголь. Вий

 

Кстати, чемпионат мира по футболу, проведением которого мы вправе гордиться, хоть и подпортил посещаемость кинотеатров, но зато вдохновил наших киношников на создание ряда спортивных лент, которые в итоге стали лидерами проката. Возглавившая оба списка лента Антона Мегердичева «ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ» о сборной СССР по баскетболу, которая в 72-м году героически победила в финале Олимпиады, хороша тем, что здесь нет одного главного героя – и, соответственно, главной звезды. Зато есть тот самый «командный дух», который так хорошо умеет выстраивать на съемочной площадке только один режиссер в нашем кино — Никита Михалков, выступивший здесь одним из продюсеров. Я в спорте болею за фигурное катание, поэтому пальму первенства отдал фильму «ЛЕД». Еще и потому, что эта красивая драма была оригинально решена в жанре современного мюзикла. Премьерный актер Данила Козловский тоже почувствовал конъюнктуру рынка и сам срежиссировал фильм «ТРЕНЕР», сыграв в нем главную роль.

И все же прошедший 2018-й по праву можно назвать годом актера Александра Петрова, который обошел по популярности Данилу Козловского. Этот юркий, вихрастый парнишка удачно заявил о себе еще в фантастическом фильме Федора Бондарчука «ПРИТЯЖЕНИЕ», воюя с летающей тарелкой, приземлившейся в Чертаново. Но подлинную популярность обрел, снимаясь в громких сериалах «ПОСЛЕДНИЙ ХРАНИТЕЛЬ БЕЛОВОДЬЯ», «МЕТОД», «ПОЛИЦЕЙСКИЙ С РУБЛЕВКИ», «SПАРТА», «ВЫ ВСЕ МЕНЯ БЕСИТЕ». «ЗВОНИТЕ ДИКАПРИО». Его сериальный успех был настолько громким, что очередной мистический сериал с его участием «ГОГОЛЬ», разбитый на три полнометражных фильма, вышел сначала на больших экранах, собрав приличную кассу. Так же, как и «ЛЕД». Я тоже попал под его обаяние: этот актер поразил меня свой предельно эмоциональной и искренней игрой в сериале Жоры Крыжовникова «ЗВОНИТЕ ДИКАПРИО» (первая в нашем кино ВИЧ-драма, заставляющая вспомнить библейское: «Я не сторож брату своему»). В 2019-й год Сашка Петров победоносно въехал уже на танке «Т-34». Остается пожелать ему на будущее не хвататься за все роли подряд, более разборчиво выстраивая  свое амплуа. Ну, а в завершение по традиции поделюсь своим личным рейтингом:

 

Пятерка лучших фильмов 2018 года по оценке
кинообозревателя «В»

  1. Звоните ДиКаприо (Россия)
  2. Три билборда на границе Эббинга, Миссури (США)
  3. Лед (Россия)
  4. Холодная война (Польша)
  5. Кислота (Россия)

 

Сфера моих интересов – фестивальное и авторское кино. Но 2018-й год в этом смысле принес мне одни разочарования. Ни один фильм, отмеченный наградами «Кинотавра» и обласканный кинокритиками, не стал событием. Молодые режиссеры, равняющиеся на международные фестивали и прекрасно понимающие, что лучше всего на Западе продается «чернуха» о невыносимости русского бытия, старательно искали для своих сюжетов эту самую «чернуху», делая унылое и беспросветное кино, мягко говоря, мало отвечающее нашей действительности. Вот, например, фильм «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УДИВИЛ ВСЕХ». Главный герой, хмурый, но отважный лесник в исполнении брутального Евгения Цыганова, чтобы излечиться от рака, внял совету знахарки и решил обмануть смерть, расхаживая по деревне в макияже, в женском платье и колготках. Реакцию односельчан тут представить нетрудно. Труднее поверить, что такое в нашей глубинке вообще возможно… Не оправдали моих ожиданий и другие фильмы, о которых активно писала пресса, – белорусский «ХРУСТАЛЬ», где юная героиня стремится уехать в США, но застревает в провинции;  «ПОДБРОСЫ» Ивана Твердовского о чересчур интимных и болезненных отношениях матери и сына, которого она забрала из детдома. Медлительно-скучными, не вызвавшими сопереживания и сильных эмоций оказались в итоге и расхваленные в прессе фильмы Наталии Мещаниновой «СЕРДЦЕ МИРА», Сергея Ливнева «ВАН ГОГИ», Веры Глаголевой «НЕ ЧУЖИЕ», Кирилла Серебренникова «ЛЕТО». В последнем случае вдвойне обидно, если учесть, что в центре сюжета – история Виктора Цоя и питерской рок-тусовки. От Серебренникова я такой политкорректности не ожидал…

Некоторых фильмов мы вообще так и не увидели. До сих пор гуляет по фестивальным экранам картина Алексея Федорченко «ВОЙНА АННЫ». Не дошел до широкого проката якутский фильм «АЙКА», получивший Гран-при последнего Московского кинофестиваля. А премьеры некоторых фильмов 2018-го по каким-то причинам перенесены на этот год. На этом фоне, исходя из принципа «на безрыбье и рак — рыба», я внес в свой рейтинг не лишенный драйва режиссерский дебют Александра Горчилина «КИСЛОТА» о двух великовозрастных оболтусах, ищущих свое место в жизни. Фильм хорош уже тем, что открыл  зрителям двух прекрасных актеров Филиппа Авдеева и Александра Кузнецова. Остается надеяться, что этот год будет более богатым на фильмы-события. Тот же «Т-34» — уже рекордсмен по сборам. Так что прорвемся!..

Автор: Сергей Славгородский
Дата публикации материала: 15.03.2019

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки