Недавно сотрудники Артёмовского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (АСРЦН) отпраздновали свой профессиональный праздник — День социального работника. Основной своей миссией они видят помощь родителям и детям в сохранении семьи. Это и консультирование по правовым и экономическим вопросам, и помощь психолога, логопеда, нарколога, социальных работников. Здесь делают всё, чтобы те родители, которые хоть немного обладают ресурсами, чтобы поддержать семью, не лишились родительских прав, а ребятишки не угодили в детский дом. Ведь ни для кого не секрет, что дети оказываются в трудной жизненной ситуации в основном в семьях алкоголиков и наркоманов.
НЕПОСИЛЬНАЯ НОША ДЛЯ ДЕТЕЙ
По словам сотрудников Центра, в последнее время вновь участились случаи употребления наркотиков, особенно «спайса». Не так давно с виду вполне благополучная семья, в которой родители решили «поиграть» с наркотиками для получения острых ощущений, оказалась на грани. Мать семейства получила передозировку, и ситуация вышла из-под контроля. Но родители добровольно согласились на длительное лечение, чтобы быть со своими детьми. Пока они проходили курс лечения, дети жили в реабилитационном центре на полном обеспечении и учились в школе. Это дало возможность семье продолжить нормальное существование, поскольку напуганные произошедшим родители сосредоточились на воспитании детей, а не на получении острых ощущений.
Бывает так, что дети попадают в реабилитационный центр от вполне благополучных родителей. Например, два брата-подростка Игорь и Семён (имена и ситуации по этическим причинам изменены) регулярно попадают в поле зрение правовых органов, пропускают уроки, ведут себя асоциально. У них семья с доходом в пару сотен тысяч в месяц, и материально парни ни в чём не нуждаются. Но родители, занимающиеся зарабатыванием денег, не всегда вспоминают, что дети нуждаются в их внимании. Сотрудникам реабилитационного центра приходится подключать органы правопорядка, чтобы напомнить родителям об их долге.
Спасает возможность поместить детей в реабилитационный центр и вполне благополучные семьи. Марина Н. имеет троих детей дошкольного возраста. Женщина в разводе, но бывший супруг помогает материально, хотя живёт в европейской части страны и не может заботиться о детях лично. Марина рассказала, что у неё нашли серьёзное заболевание, которое требовало операции и реабилитационного периода. Куда деть детей? Ответа на этот вопрос женщина не знала и дошла до того, что пришлось вызывать скорую помощь. Заботу о детях взяли на себя сотрудники реабилитационного центра, дав матери возможность спокойно лечиться. Вот уже несколько лет Марина и её подросшие дети — частые посетители мероприятий реабилитационного центра. Все они помнят заботу и помощь в трудной ситуации и выражают большую благодарность.
Но примеры бывают и более страшными. Недавно во время совместного рейда социальных работников и полиции был обнаружен мальчик восьми лет, проживающий один в частном доме зимой в течение двух месяцев. Сотрудники, проводившие рейд и много чего повидавшие, были в шоке, когда увидели ребёнка в полуразвалившейся хибаре, в окружении собак, с которыми он жил. В доме не было даже дверей. Таких детей в реабилитационном центре называют «маугли». Оказалось, что мама ребёнка просто куда-то ушла два месяца назад. Где она сейчас, ни мальчик, ни его старший брат, который вообще непонятно где обитал всё это время, не знают. Женщина объявлена в федеральный розыск. Всё это время ребёнок ходил в школу и скрывал своё бедственное положение. Соседи его подкармливали и приносили на растопку коробки и дрова, но никуда не сообщили.
В КРУГУ ДРУЗЕЙ
Медицинскую-то помощь дети с ОВЗ получали и получают везде, но для детей с психическими отклонениями в развитии получать лекарства — мало. Особенно важно для них — приспособиться к жизни в обществе, общаться со сверстниками, не замыкаться только в семье. Такие же проблемы стоят и у их родителей. Артёмовский реабилитационный центр оказывает поддержку семьям с такими детьми. «Для нас уже не стоит вопрос убедить родителей ребёнка с ОВЗ прийти на мероприятие, как это было в самом начале работы, — поделилась опытом методист Центра Галина Альховская. — В г. Партизанске и п. Дунай мы сейчас на стадии налаживания такого контакта. Родители неохотно идут навстречу, боятся, что ребёнка обидят, отнесутся враждебно или некорректно. Мы учим их принимать поддержку. Общество нужно приучать к общению с инвалидами и с детьми с ОВЗ».
В последнее время среди детей с ОВЗ всё чаше появляется диагноз «аутизм». «Специфические особенности в развитии личности возникают в самом начале жизненного пути аутичного ребёнка. Уклонения контакта с матерью и близкими «глаза в глаза», отсутствие или вялость протекания «комплекса оживления», нежелание (вплоть до полного избегания) вступать в речевой контакт, отсутствие использования местоимения «я», отсутствие самокритики и многое другое определяют личностное своеобразие аутичного ребёнка или подростка, — пояснила психолог Людмила Ким. — Наш практический опыт показывает, что для родителей аутичных детей особой проблемой является отсутствие возможности помещения ребёнка в специально созданное образовательное учреждение. Неразработанность нормативно-правовой базы, обеспечивающей обучение детей этой категории в специальных условиях, является причиной отсутствия такого вида учреждений в нашей стране. В настоящее время большинство аутичных детей обучается как в массовых, так и в различных специальных коррекционных образовательных учреждениях, преимущественно VIII вида. Их число неуклонно растёт. Часть детей получает специализированную помощь в различных реабилитационных и психолого-медико-педагогических центрах, в основном сосредоточенных в столице или крупных городах. Аутичные дети, живущие на периферии, лишены и этой помощи. И то, что в Артёме реабилитационный центр занимается поддержкой семей с аутичными детьми, очень важно».
Наталья В., мама Антона, страдающего аутизмом, рассказывает, что в семье тревогу по поводу необычного поведения сына забили не сразу. В 8 месяцев Антону сделали серьёзную операцию на сердце, поэтому детский сад он не посещал, и сравнить его поведение было не с кем. Все странности списывали на последствие операции и нездоровье. А неполадки были. Ребёнок с младенчества избегал смотреть в глаза родителям, не реагировал на «ладушки» и другие обычные детские потешки, не разговаривал, вёл себя странно. Например, любимой игрой было стащить все игрушки в угол и сидеть там с ними. К психиатру родители обратились сами, без направления педиатра, поскольку стало ясно, что с ребёнком не всё в порядке. Причиной стала задержка речевого развития, но выяснилось, что и с социальным поведением не всё гладко. Трудно общаться, слишком шумный и неуправляемый получился ребёнок. Но Наталья спокойно говорит об особенностях сына, который ростом уже выше хрупкой мамы. Вместе они ходят на занятия в реабилитационную школу, куда тоже попросились сами, выждав приличную очередь, встречаются с другими семьями с детьми-аутистами, участвуют в проекте «В кругу друзей».
Валера, которому сейчас 12 лет, — улыбчивый, контактный и активный. Но мальчик до сих пор не говорит, хотя он не немой. Это заболевание называется «алалия». Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже после поступления в школу, хотя хорошо слышат и понимают речь других людей. Мама Валеры Ирина, улыбчивая молодая женщина, рассказывает, что достаточно рано поняла, что с ребёнком что-то не ладно. Она не понимает родителей, у которых дети 4 лет не разговаривают, но мамы продолжают твердить, что всё в порядке, просто ребёнок особенный. Каждый ребёнок — нестандартный, особенно для его мамы, но нужно вовремя обнаружить нарушение и принять меры, иначе может быть поздно. Ирина с мужем обратились к психиатру, логопеду, другим врачам по собственной инициативе, и преодолевать им пришлось трудности не с собственным неприятием заболевания сына, а с неквалифицированными врачами. Пришлось настаивать на том, чтобы их отправили на консультацию к узким специалистам, а в школе получать образование по индивидуальной программе. Ирина считает, что, несмотря на осложнения, Валера должен учиться в общеобразовательной школе вместе с говорящими детьми, что вполне согласуется с закономнашей страны об инклюзивном образовании. Сейчас, во время каникул, Валера с большим удовольствием ходит на площадку с дневным пребыванием в реабилитационную школу.
Мы побеседовали с мамами, которые собираются вместе со своими детьми с ОВЗ два раза в месяц на занятия по проекту реабилитационного центра «В кругу друзей». Цель проекта — организовать общение таких детей и их семей с волонтёрами, добровольцами, которые смогут ввести детей-инвалидов в непростой круг общения вне специализированного учреждения. Женщины почти хором посоветовали мамам, у которых имеются подозрения, что ребёнок развивается как то не так, бежать к любым специалистам, которые могут развеять их сомнения. «Многие боятся общественного мнения, что ребёнок окажется с психическим заболеванием, боятся идти к психиатру, — с жаром рассказала Анастасия Р. — Это большая глупость не принимать отклонения ребёнка. Многие мамы говорят, что их дочь или сын не обязаны соответствовать нормам развития, предписанным для его возраста. Но если он не разговаривает в 4 года, не умеет пользоваться игрушками, непростительная халатность — не обращать на это внимания. Не бойтесь обращаться к врачам и за помощью. Это ваш ребёнок, и никто, кроме вас, ему не поможет. А если всё в порядке, врач развеет ваши сомнения. И ещё, моя знакомая сетовала, что её никто не направил в реабилитационный центр. И не направит. Мы все пришли сюда сами, потому что знали, что нам нужна помощь, потому что таких детей невозможно нормально воспитать без общения со сверстниками, а родителям трудно найти понимание у людей, которые не сталкивались с такими проблемами. Здесь нас всегда ждут, нам помогут специалисты, мы пообщаемся с такими же мамочками, как и мы, и, главное, наши особенные дети здесь вызывают совершенно нормальную реакцию, чего, к сожалению, не скажешь об обычной школе».
МЫ ПОМОЖЕМ!
Кроме стационарного и дневного отделения, Артёмовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет проект «Ранняя помощь». На Лазо, 20, в отделении помощи семье и детям, любые родители детей от 0 до 3 лет могут пройти тестирование, заполнить большую анкету своими наблюдениями за поведением ребёнка, а потом получить рекомендации из Санкт-Петербурга, где эти анкеты обрабатываются. Таким образом, можно в самом раннем возрасте узнать у специалистов, а на Лазо принимают детский психолог, дефектолог и логопед, чем нужно заниматься с малышом, чтобы помочь ему хорошо и правильно развиваться и предупредить любые отклонения в самом нежном возрасте.
Мы поздравляем сотрудников Артёмовского социально-реабилитационного центра с прошедшим праздником и надеемся, что всё большему количеству семей они окажут своевременную помощь.
Автор: Светлана Мельникова
О благоустройстве, двориках, жилье и многом другом
Категория:
Лица власти, Статьи
Пусть вам воздастся за добро!
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Пятилетки доктора Ольшевского
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Эмоций на работе быть не может
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Мы то, что мы едим
Категория:
Здоровье, Статьи
У гражданского общества секретов нет
Категория:
Общество, Статьи
Быть спортивным — это модно
Категория:
Статьи, Физкультпривет