1 июня в Артёмовском городском округе открыт купальный сезон. По официальной информации разрешёнными местами для купания являются Малая Тавайза, территории пляжа базы отдыха «Морской берег» и детского оздоровительного лагеря «Юность».
На городском сайте 22 мая было объявлено, что такое решение принято на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, прошедшем в администрации Артемовского округа. Утвержден состав комиссии по контролю содержания баз отдыха и пляжей в купальный сезон 2019 года. Начальнику ОМВД по городу Артему было рекомендовано организовать круглосуточное дежурство по охране общественного порядка на территории бухты Муравьиная. До 1 июня необходимо было провести техническое освидетельствование пляжей. Руководителям пляжей на период купания рекомендовано заключить договоры с лицензированными спасателями или обучить своих людей из личного состава правилам охраны жизни людей.
Но у приморского климата свой график, и подарить артёмовцам настоящее пляжное лето у высших сил никак не получается. Узнав, что прошедшие выходные синоптики обещали без дождей, я решил проехаться по популярным у артёмовцев морским пляжам, расположенным в границах округа.
Бухта Пионерская
Этот пляж издавна считается неофициальным, но в погожие деньки там негде яблоку упасть. Я приехал в субботу, в половине десятого. Солнце без особого успеха робко расталкивало облака. Ветра не было, как и обычных для этого места волн. То там то сям стояли машины и палатки. Я остановился рядом с джипом, в который мужчина складывал рыбацкие снасти. Разговорились. Он приехал на зорьке порыбачить на резиновой лодке. И сейчас без рыбы возвращается домой. «У побережья рыбы совсем нет, сказал он. Да и вода грязная. Надо плыть далеко от берега. И то не факт, что вернёшься с уловом. С каждым годом с рыбалкой становится хуже».
Я стал осматривать побережье. Бытового мусора было мало, больше выброшенного морем. Если сравнить с помойкой, в которую люди превращают Амбабозы в пик солнечной летней активности, то побережье смотрелось как чистое и культурное место.
На моих глазах две женщины осторожно зашли воду и, окунувшись, начали курсировать параллельно береговой линии. Я поёжился, будучи уверенным, что в такую воду меня можно затащить только силой. Через пять минут я справился у одной из купальщиц о температуре воды. «Вода очень холодная, но я привыкшая», сказала она.
Машины прибывали, люди устраивали биваки, натягивали огромные тенты, высыпали уголь в мангалы.
Моё внимание привлекли микроавтобус полиции и спецмашина ритуальной службы, стоявшие с левой стороны бухты. Оказалось, что утром в этом месте утонул человек. Его тело лежало в резиновой лодке, и следователь выполнял все процессуальные действия. Так нелепо пришло в чейто дом горе.
Возвращаясь к машине, я увидел, как четверо молодых мужчин, стоя по пояс в море, брызгали друг в друга водой. На берегу стояла девушка, явно из их компании. В её руках была пластиковая бутылка с пивом. Начинался долгожданный день отдыха.
В этом диком месте ни о какой охране, спасении, санитарии, медпомощи и безопасности говорить не приходится. Да и никто этого не обещал.
Большая Тавайза
Сначала я хотел посмотреть Малую Тавайзу, но администратора там не оказалось, и я поехал на Большую. Несколько лет назад она стала ничейным пляжем, сейчас находится в состоянии публичного одиночества, заброшенная, но окружённая базами отдыха. На въезде мне в нос ударило мощнейшее зловоние, как будто передо мной взорвалась полная «добра» ассенизаторская машина. Источника амбре видно не было, хотя мне показалось, что волны в этом месте состоят из жидкой чёрной грязи.
Ухабистым проездом я выехал на середину побережья. Берег, окантованный выброшенной морской травой, ржавые лежаки и зонты с обломанными сиденьями, дюны из гальки говорили об отсутствии хозяина. Глядя на останки оборудования пляжа, я вспомнил фильм о городе Припять после аварии на Чернобыльской АЭС, который недавно смотрел.
Истины ради стоит признаться, что о наличии заботы об этом месте намекают натянутые на обрезанные бочки мешки для мусора, мусорные контейнеры и одинокое кафе. Туалета я не нашёл, хотя отдыхающие говорят, что он есть. А на практике увидел, что для удовлетворения нужды приспособлены задники трёх металлических лодочных гаражей.
Семьи беззаботно отдыхали под шелест волн, с аппетитом вкушая кто свежий шашлык, а кто домашние заготовки. На двух резиновых лодках причалили рыбаки. Их уловом оказались две несерьёзные краснопёрки. Катамараны ждали на берегу своих рулевых и капитанов. Чайки молча висели в воздухе. Солнце играло в прятки.
Купальщиков было немного. Никого не смущало, что вода была сероватого оттенка, полна взвесей и пахла далеко не морской солью и йодом.
До недавнего времени спасением на воде в этом месте занималась структура, подчинённая охранному агентству «Гранит». Его директор Пётр Стрижеус сказал, что договора на спасение ни с кем у него нет. Так как береговая база осталась на прежнем месте, он с родственниками и товарищами на добровольных началах помогает в экстренных ситуациях на воде. «У нас есть катер, сказал он, телефон наш известен. Дорогу к нам знают. Кто-то из нас постоянно дежурит на вышке, и два человека выезжают, если в этом есть необходимость».
Малая Тавайза
Как написано в начале статьи, это официальный городской пляж. Он сдан в аренду частному лицу для благоустройства летнего времяпрепровождения артёмовцев.
Временными хозяевами побережья предлагается два варианта проникновения на него. За 100 рублей можно поставить машину на стоянку и идти к морю или бросить авто где угодно и через перерытый проход идти к воде. Что получается в результате, написал в своём отзыве на сайте gdefirmi.ru Алексей 5 октября прошлого года: «Место испортили, парковку вроде забетонировали, но на ней вода, которая не уходит. В солнечный день машинами забили настолько плотно, что для выезда пришлось потратить 15 минут! И за это еще и берут деньги! Пляж не убирают, мусор, стекла, кучи гниющих водорослей. В общем, отвратительно, раньше пляж был бесплатный, и на нем было комфортнее!».
То, что мы живём во времена парадоксов, говорит не только ситуация на Малой Тавайзе.
Это место я не возлюбил с первого визита сюда ещё в 80х годах. Мусор, отсутствие удобств, каменистое дно, малая глубина, много травы и медузы. Но в качестве корреспондента приезжал сюда с комиссиями из городской администрации и самостоятельно. Был здесь и в прошлом году. В этом году со мной случилось дежавю. За год изменения не коснулись этого куска суши у моря. Те же кабины для переодевания, урны из бочек и, как образец застоя и позора, убогий «четырёхочковый» туалет типа «сортир». Зато была вышка спасателя, правда, без трапа, но с трепещущим на макушке флагом. Администратор так и не появился, но один из юных сотрудников неуверенно сказал мне, что спасатель и лодка у них где-то есть. Побережье Малой Тавайзы было чистым и ровным, вода не пугала цветом и запахом. Но были всякие мелкие и крупные «но», не дававшие думать об отдыхе и комфорте.
На сайте МЧС России опубликованы требования к оборудованию пляжей. Перечень небольшой, но обязательный для исполнения. О противоакульих сетях там не сказано, но элементарные пограничные буйки, выделенные поплавками зоны купания для детей, мусорные контейнеры и технологический правильный туалет должны быть.
На вышеупомянутом сайте 9 августа прошлого года пишет Елена: «Красивое место, теплый залив. Местечку не хватает заботы и хозяйских рук. А между тем, это единственное доступное побережье для людей, которые добираются общественным транспортом. Обидно за сограждан».
Тем не менее, сограждане на Малой Тавайзе присутствовали. Меньше, чем на Амбабозах, но всё же. Место в самом деле эстетически приятное и при умелом управлении могло бы окупать затраты арендатора на благоустройство. Не все могут доехать до Шаморы, и не все хотят отдыхать на помойке Амбабозы.
Послесловие: В сентябре 2015 года на сайте tripadvisor.ru Виолетта П. написала отзыв о бухте Муравьиной: «В бухте расположено несколько баз отдыха, кафешек, шашлычек. Пляж грязный, много мусора. Есть несколько платных лежаков, прокат катамаранов, катают на моторной лодке и на банане. Впечатление сложилось, что туризм здесь постепенно умирает, все в каком-то упадке».
После этого комментария прошло почти четыре года.
Автор: Андрей Киш
Нацпроекты в приоритете
Категория:
Лица власти, Статьи
Сладкий символ праздника
Категория:
Мой город, Статьи
32 фигуры стратегии
Категория:
Мой город, Статьи
Авианетка Куприна
Категория:
Парк культуры, Статьи