Бухта Амбабоза (Пионерская) многие годы является местом летнего отдыха артёмовцев. Но мало кто знает, что эта территория была обжита людьми несколько тысячелетий назад. Она является объектом археологического наследия федерального значения под названием «Поселение Черепаха 1» Ранний железный век»».
Об этом приморским учёным было известно давно, но заниматься раскопками археологи не спешили, так как все предыдущие годы опасности для культурных слоёв не существовало. С началом строительства игорной зоны «Приморье» такая необходимость возникла, так как экскаваторами и бульдозерами могли уничтожить всё то, что веками хранила земля.
Сейчас раскопки ведутся на территории, прилегающей к бывшему детскому лагерю отдыха, и занимают примерно половину гектара. В разных местах снят грунт на глубину от метра до полутора, и уже есть свидетельства того, как жили далёкие первопоселенцы.
О том, что происходит на берегу неспокойного моря, рассказала старший научный сотрудник, заведующий отделом ООО «Научно-производственный центр историко-культурной экспертизы» (Владивосток) Ольга Леонидовна Морева:
— Несколько тысячелетий назад побережье бухты Пионерская, от мыса Черепаха до мыса Геллера, было густо заселено. Первые раскопки на территории строительства игорной зоны мы начали в 2011 году, после продолжили в 2015-м. В 2016 году в музее имени Арсеньева выставлялись наши находки из бухты Черепаха, очередной раз подтвердившие, что южное побережье Приморья заселено давно и является благодатным местом для проживания людей. На побережье мы работаем уже второй год. В прошлом году копали на противоположной стороне озера Черепашье. Сейчас там строятся здания. В этом месте, где мы сейчас стоим, будет проложена дорога, входящая в инфраструктуру игорной зоны. Мы работаем согласно Федеральному закону 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и после окончания обследования и раскопок на участке наша организация выдаёт застройщику пакет документов в качестве разрешения на строительство.
По данным учёных, первые люди появились здесь в эпоху позднего неолита, или четыре с половиной тысячи лет назад. За время своего проживания они оставили так называемый зайсановский (ред.- назван от села Зайсановка Хасанского района) культурный слой. Возможно, люди жили здесь и раньше, но таких свидетельств найдено не было. Не исключено, что за столько лет береговая линия меняла конфигурацию и были уничтожены более ранние следы. Может быть, и озеро Черепашье когда-то было частью бухты, а после, из-за наноса волнами грунта, обособилось и опреснилось.
— Жилища первых живших здесь людей представляли собой округлые или квад-рат-ные по-лу-зем-лян-ки, — продолжила Ольга Леонидовна. — Хо-зяй-ст-во было ос-но-ва-но на охо-те и ры-бо-лов-ст-ве, с первыми за-чат-ками зем-ле-де-лия. Здесь мы находили ка-мен-ные на-ко-неч-ни-ки стрел и дро-ти-ков, но-жи, скреб-ки, про-кол-ки, тёс-ла, га-леч-ные гру-зи-ла. Нашли много керамических осколков. В этот период ке-ра-ми-ка была леп-ная, ба-ноч-ной фор-мы, с про-чер-чен-ным ор-на-мен-том в виде за-штри-хо-ван-ных тре-уголь-ни-ков, вер-ти-каль-ных зиг-за-гов, ду-г и спи-ра-лей.
После масштабное заселение этого места началось в начале раннего железного века, три тысячи лет назад, в эпоху янковского периода (ред.- назван в честь исследователя Приморья М.И. Янковского). За время своего проживания новые поселенцы своей деятельностью разрушили зайсановский культурный слой. Их культура несколько отличалась от предшественников. По всему побережью археологи находят остатки их жилищ, черепки посуды, каменные и металлические орудия.
— Это место уникально тем, что по изменению технологии изготовления, форме и орнаментам керамических изделий мы можем проследить изменение культуры и отметить этапы заселения этой территории,- рассказывает Ольга Леонидовна. — Люди янковского периода стали больше заниматься земледелием. Проведённые исследования дали нам возможность предположить, что этот период продлился примерно пятьсот лет.
После в эти места пришли другие люди, которые, в отличие от своих предшественников, активно пользовавшихся дарами моря и тайги, в основном занимались скотоводством и земледелием. Они образовали кроуновскую (ред. — названа от села Кроуновка Уссурийского района) культуру раннего железного века, которая длилась примерно триста лет.
— В основном памятники кроуновского периода находятся на континенте, на Приханкайской равнине, — рассказывает далее Ольга Леонидовна. — В местах постоянного проживания они строили также полуземлянки с крышами из толстых веток, покрытыми камышом, соломой, дёрном. Их следы жизнедеятельности мы находим и здесь. К морю они приходили только во время путины и жили во временных строениях.
Мы шли с Ольгой Леонидовной по раскопанной территории. Она показывала, где стояли жилища, где были улица и огороды. Я обратил внимание на невысокую стенку длиной около шести метров и шириной сорок сантиметров, состоящую из одних только раковин. Моё предположение о древнем фундаменте или ограждении оказалось ошибочным.
— Это яма, куда люди выбрасывали остатки после еды, — пояснила Ольга Леонидовна. — Сейчас от круглой ямы остался только срез. По их содержимому мы узнаём о быте древних людей. Кроме моллюсков и рыбы, которых им даровало море, провиантом, строительными материалами и топливом их снабжала дремучая тайга. По найденной части глиняного прообраза веретена можно сделать вывод о том, что люди ходили в домотканой одежде, возможно, из нитей, сделанных из волокон конопли или крапивы. Тёплую одежду и обувь шили из шкур зверей, добытых на охоте, или уже одомашненных животных.
На одной стороне ракушечного среза я заметил, как мне показалось, торчащую часть человеческого черепа. На мой вопрос о возможном каннибализме землекопы со смехом ответили, что это часть черепа дикой свиньи, и продолжили скребками снимать тонкий слой земли.
— Я рассказала вам о трёх ранних культурных слоях, обнаруженных здесь, — говорит Ольга Леонидовна. — Ближе к нашему времени других пластов мы не нашли. Что характерно, представители этих эпох не связаны друг с другом. Люди словно уходили в никуда, а на их месте селились другие, со своей культурой. Может быть, причинами исчезновения людей были межплеменные конфликты, неблагоприятные природные факторы, эпидемии. Это для нас пока загадка, но известно то, что люди, жившие в три эти эпохи, принадлежали к азиатской расе. Также достоверно известно, что в конце 19 века здесь была корейская деревня, а в начале 20 века – рыболовецкая артель из русских работников. Свидетельства этого мы находим постоянно.
Я стоял на земле, по которой четыре тысячи пятьсот лет назад ходили люди. Всего метр, и я опустился в невероятно далёкое прошлое. Подняв глиняный черепок, я увидел на нём незамысловатые узоры – точки, прямые линии, спирали. Талант какого гончара вложен в этот глиняный черепок? Как он жил, о чём думал, как закончил дни свои?
Я спросил у Ольги Леонидовны, где тогда хоронили умерших людей.
— Традиция захоронения людей в те времена также не до конца ясна археологам, — пояснила она. — Считается, что мёртвых они закапывали у себя в жилище, возле стен. В 2015 году недалеко от бывшей косы, где уже строится здание игорной зоны, мы нашли такое захоронение. Но именно в этом месте ничего подобного нами не обнаружено.
Я взобрался на высокий холм выбранного археологами грунта. С краю раскопок лежали кучи ракушек, которые в древние времена камнем разбивали женщины на обед. На краю ямы, среди пакетов с глиняными черепками и разными костями, желтел череп кабана. Как его убили – дубиной из-за дерева или загнав в яму? Как ловили рыбу, тонкие косточки которой зажаты пластами ракушек? Откуда в яме взялись кости кита? Нынешние открытия порождают вопросы, на некоторые из них вряд ли можно ответить окончательно.
— Главным индикатором, позволяющим нам утверждать о временных и культурных рамках проживания людей на этой территории, являются черепки керамической посуды, — рассказала Ольга Леонидовна. — Менялось время и мода, совершенствовались технологии, люди придумали или заимствовали у природы новые узоры – это всё отражалось на керамике. Учёные, обрабатывая огромное количество керамического и другого материала, способны уловить и сопоставить все трансформации и сделать вывод о времени его появления. Черепки проходят камеральную обработку, мы их чистим, моем, перебираем, склеиваем. По собранным сосудам, сравнив результаты с имеющимися данными, определяем время их изготовления и делаем вывод.
В давно прошедшие времена люди, выйдя из своих жилищ, стояли на берегу бухты, возможно, названной ими по-своему, и смотрели на бушующие волны океана, со страхом осознавая его мощь и загадочность глубин. Они уходили, отжив свой век, менялись рельеф побережья и поколения деревьев на сопках, а он оставался таким же, давая последователям первых жителей Черепахи пищу для жизни, поиска и размышлений.
Автор: Андрей Киш
И в горести, и в радости
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Школа – ты лучшее, что было с нами!
Категория:
Общество, Статьи
День энергии, креатива и творчества
Категория:
Поколение нового века, Статьи
На посту мы бдительны и строги
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Артём без ДТП
Категория:
Общество, Статьи
Армия России представляет
Категория:
Общество, Статьи
Держать ситуацию на контроле
Категория:
Мой город, Статьи
К новой жизни, сбивающей с ног…
Категория:
Общество, Статьи
Глоток чистой воды
Категория:
Общество, Статьи
Защита предпринимателей
Категория:
Мой город, Статьи
Мигранты в Артёме
Категория:
Мой город, Статьи