Главная » Статьи » Общество » Чужая душа — потёмки?

Чужая душа — потёмки?

Кто она больше – учитель русского языка и литературы или педагог-психолог – Ольга Анатольевна Храмцова ответить затрудняется. Как-то тесно сплелись эти два направления в её работе, что выбрать одно из них ей никак не удаётся. Поэтому, расписав своё время по минутам, совмещает и то и другое.

Окончив уссурийский пединститут, пришла работать по распределению в вечернюю школу. Прямо как Татьяна Сергеевна из любимого старшим поколением кинофильма «Весна на Заречной улице». Только вместо города металлургов оказалась в городе шахтёров, да не за тридевять земель, а в своём родном Артёме. И вот к ней после трудового дня приходили за знаниями взрослые люди, шахтёры, которые в своё время не доучились и пошли тяжким трудом зарабатывать хлеб для своих семей.

Спустя десять лет вечерние школы стали закрываться. И Ольга устроилась в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. И работает здесь уже 33 года. Сначала воспитателем, позже — старшим воспитателем, что тогда можно было приравнивать к обязанностям завуча по учебно-воспитательной работе.

В начале 90-х на базе Морской академии во Владивостоке открылся факультет практической психологии под руководством Эдуарда Кишбаума. «Он – большая умница», — отзывается о бывшем декане Ольга Анатольевна. Училась она там на протяжении года, с лёгкой руки директора школы в то время Татьяны Школьной, которая была заинтересована в том, чтобы с детьми работал педагог-психолог. Достаточно ли года обучения, чтобы приступить к самостоятельной практике? «Но мы-то все уже получили становление в профессии, да и в пединституте изучали психологию, —  говорит  Ольга Храмцова, — пусть не так широко, но зато имели практическое, профессиональное общение с детьми. В академии с нами шла очень серьёзная личностная работа, мы прошли массу полезных тренингов, которые с нами проводили специалисты высокого уровня, специально приезжавшие из Москвы». И уже после окончания факультета они ещё четыре года продолжали периодически посещать занятия, повышая квалификацию.

«Психология — такая вещь, — говорит она, — которая требует очень кропотливой работы. Всю жизнь учишься методике и всю жизнь учишься общению с детьми».

А сейчас не только с детьми. В этом году в рамках губернаторского гранта школа стала консультативной площадкой для родителей. Ольга Анатольевна показывает мне довольно внушительную стопку запросов, на которые предстоит откликнуться. Мамочки, обеспокоенные трудными взаимоотношениями с детьми, обращаются за помощью к педагогу-психологу, чтобы не завязнуть в ситуации, с которой не могут справиться самостоятельно. Самое верное решение – обратиться к специалисту, который поможет им самим разобраться в вопросе. И порой одной беседы бывает достаточно, чтобы родители, проговаривая свои тревоги, поняли, в чём камень преткновения в их конкретной ситуации. А вопросы бывают самые разные: неуправляемость ребёнка, его, казалось бы, необоснованные протесты, нежелание учиться или выполнять просьбы, истерики или отстранённость. Всему есть причина. И причина, в первую очередь, в родителях. Поэтому, прежде чем что-то требовать и ожидать от дочери или сына, нужно разобраться в себе.

Ольга Храмцова на консультациях не даёт рецепта от всех невзгод, но помогает «разложить по полочкам» в голове тот эмоциональный беспорядок, которому подвержены все люди за редким исключением. Научиться анализировать свои чувства и чувства своих детей, уметь слушать друг друга и услышать  — это, пожалуй, основа успеха, если мы желаем гармонично жить со своими близкими в одном пространстве.

«Сейчас дети очень тревожны, часто встречается ревность старших к младшим, — говорит Ольга Анатольевна. — Почему-то многие родители считают, что если ребёнок старше десяти лет, то он – большой и не нуждается в ласке, объятьях и других проявлениях материнской любви. Это не так. Поэтому, недополучая родственных тактильных ощущений, дети протестуют в различных проявлениях. Родители недоумевают: что ещё надо, ведь я кормлю, одеваю и предоставляю развлечения?! А надо четыре «обнимашки» в день просто для выживания! А для комфорта – как минимум восемь! Вообще есть всего четыре основные причины, из-за которых ребёнок ведёт себя сложно: обида, месть, борьба за власть, потеря веры в собственный успех. Вокруг них всё крутится. Конечно, дети не осознают этих причин. Задача родителей – разобраться в этом.  Проанализировать свои слова и фразы, своё собственное поведение по отношению к ребёнку, провести работу над собой, скорректировать. Это называется «ответственное родительство», когда на первом месте должны стоять духовная связь, любовь и душевное тепло».

Воспитанникам школы-интерната повезло в том плане, что все они постоянно находятся на виду у педагогов, воспитателей и психолога. Они развиваются по тем же законам, что и все другие дети. Они также должны стать социально адаптированными, с нормальной самооценкой, с развитыми коммуникативными навыками. Здесь им созданы для этого условия. Многие выпускники становятся успешными людьми. Во всяком случае, они все приспособлены к жизни в обществе. Среди них есть музыканты, программисты, психологи. Живя в большой «семье», ребята не стесняются прийти со своими вопросами и проблемами к педагогам. А если и постеснялись, то их всё равно вызовут на откровенный разговор, так как ничто здесь не остаётся незамеченным, и уж тем более в настроении и поведении учащихся.

В идеале, в каждом учебном заведении должен быть психолог. Сегодня  в Артёме их можно пересчитать по пальцам. Эти специалисты жизненно необходимы и детям, и взрослым. Порой без посторонней помощи не обойтись, чтобы сохранить в семье нормальные человеческие отношения и ценности, чтобы не сотрясать зря воздух, чтобы не вздыхать, обречённо думая о своих близких и родных: «Чужая душа — потёмки». Будем надеяться, что когда-то это благодатное время наступит.

Автор: Валентина Серебрякова
Дата публикации материала: 22.11.2019

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки