Главная » Статьи » …И не считаю себя героем

…И не считаю себя героем

«Только не делайте из меня героя, — попросил Иван Павлович Волошко, — я не люблю такое, работал, как все, ничего такого особенного не сделал».  Мой герой из числа тех, кто необычайно скромен, кто старается жить так, чтобы о нем хорошо вспоминали, кто незаметно делает людям добро. Таких людей много в нашей жизни, если не сказать, что большинство. Но их история при этом не менее интересна. Моя встреча с Иваном Павловичем, ветераном объединения «Приморскуголь» с более чем 40-летним стажем, кавалером почетных знаков «Шахтерская слава» 2 и 3 степени, состоялась накануне большой жизненной даты – его 85-летия.

 

СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

Род Волошко долгие годы держится на крепких мужских плечах.  Иван Павлович и его жена Эльвира Петровна поведали две семейные истории, красноречиво говорящие об этом. Первая случилась с дедушкой Иосифом Тихоновичем, который в 1914 году попал в плен в Германию и до 1917 года работал конюхом на конюшне у бюргера. А когда свершилась Великая октябрьская революция, немцы всех пленных довезли до нашей границы, а там отпустили на все четыре стороны. Белые, красные, махновцы, петлюровцы, зеленые – в России бушевали революционные ветры перемен, и молодых парней непременно бы рекрутировали, поэтому дедушка с другом добирались домой ночами, пешком. Так и прошли больше полстраны, пробились до Сибирской республики, где уже был относительный порядок, а потом и до родного Алтайского края. Вторая история приключилась уже с отцом — Павлом Иосифовичем Волошко. Мальчишкой-подростком его потянуло на Дальний Восток осваивать просторы этого края; в конце двадцатых годов в стране был объявлен очередной призыв партии, и многие устремились за мечтой в дальние края.  А в поезде ему не повезло – подростка обокрали, отняли теплый полушубок, валенки. Зимой в стужу вместе с другими он, босой, вышел на станции Вяземская Хабаровского края. Добрые люди помогли, и Павел Иосифович так и остался на долгие годы в этом городке, стал кадровым военным Советской Армии, перевез к себе своих родителей.

Детство Ивана пришлось на тяжелейшие годы войны. Это было голодное детство, правда, мороженая картошка и овощи всегда были в семье, драники было из чего делать… После войны отца перевели в Хабаровск, он был комиссован из армии по болезни и перешел на гражданскую службу. Своим детям всегда говорил, что надо учиться, обязательно получить хорошее образование, а «там хоть конюхом работай».  В мечтах Ивана была мореходка, хотел стать военным моряком. В 1953 году он приехал во Владивосток и подал документы в морское училище.  А потом в городе встретился со своими школьными хабаровскими друзьями. «Да пошли учиться на горный факультет», — агитировали они, и Иван передумал, подался в политехнический вместе со всеми. И судьба распорядилась так, что в этом же году в одну студенческую группу с ним была зачислена Эльвира – его будущая жена. Поворот судьбы оказался точным и верным, свадьбу сыграли через четыре года в мае, несмотря на разные суеверия. И уже 63 года супруги вместе! А по распределению чета Волошко приехала в Артем. Эльвира пошла работать старшим инженером в филиал ВНИИПТМАШ, более тридцати лет была ведущим конструктором грузоподъемных машин. А Ивана ждала кадровая служба  «Артемугля».

 

И РАДОСТИ, И ГОРЕСТИ

«Радости не было от первого рабочего дня», — заметил Иван Павлович.  И все дело было в том, что на нескольких производственных практиках ему в полной мере удалось освоить работу добычных участков. А на шахту «Дальневосточная» пришел горным мастером, готовить запасы угля под добычу, а это уже другая работа. А он все-таки чувствовал себя добытчиком!  Отсюда и первое разочарование. Но с главным инженером Иваном Михайловичем Мельником было интересно работать, приходилось осваивать новое дело и решать сложные задачи по подготовке второго горизонта с углублением ствола до 320 метров, так как запасы угля первого горизонта практически подходили к концу. Почти год участок «Капитальный» готовили для выемки угля. Кстати, Иван Михайлович давал задания и для научных исследований – вести учет показателей горных выработок, буровзрывных работ. И, конечно, опытные шахтеры хорошо помнят, что условия работы на шахте были трудными, опасными, запыленность жуткая. Шахтер, как мельник, выходил из забоя, только черный весь.

Еще в памяти горняка сохранилась так называемая «встреча на Эльбе». Чтобы сократить время подготовки нового горизонта для добычи угля, бригады вели проходку навстречу друг другу. Так Ивану Павловичу пришлось работать вместе с Алексеем Борисовичем Черновицким из треста «Дальшахтострой» на горизонтальной выработке. Не промахнулись, встретились, обнялись! Первый участок «Восток-54» был нарезан на новом горизонте, а Алексей Борисович стал другом Ивана на долгие годы. Сам же Иван Павлович впоследствии руководил участком «Капитальный», правда, на один год его понизили в должности, это произошло после возгорания кабеля, и комиссия нашла в этом вину руководителя. А потом он возглавил целую смену на шахте «Дальневосточная», заведовал отделом капитального строительства.

 

ВО ГЛАВЕ ДОБРЫХ ДЕЛ

В 1973 году – новый поворот в судьбе. Вызывают Ивана Павловича в партком шахты, потом в горком и крайком КПСС и говорят, что «есть такое мнение» – доверить ему руководство почти тысячной организацией коммунистов шахты.  На посту секретаря парткома он сменил Леонида Дмитриевича Залуцкого. Партком на шахте многое организовывал и контролировал: и выполнение плана, и шефство над селом, и кадры… И жены шахтеров туда приходили на мужей жаловаться, и директор шахты после диспетчерской обязательно заходил в партком, интересовался всеми делами. Добрых починов и инициатив было немало.  На «Дальневосточной» возникло движение «Личную пятилетку – в 4 года!». Ее начала бригада А.П. Гатикова, а подхватила бригада проходчиков Героя Социалистического Труда П.А. Авдеева.  Как-то зашел в партком один шахтер, который пришел выпившим на смену, с просьбой не помещать его портрет на стенд позора. Но решением парткома его внесли на стенд, более того, всю бригаду лишили премии. Цена моральных стимулов была высокой, но и наказывали строго за нарушения трудовой дисциплины.  Важно, что коллектив и его работники были одной семьей и сообща несли ответственность друг за друга. А вообще гласность трудового соперничества была необычайно высокой, листки и молнии итогов работы – всегда и все было на виду.  Все подчинялось одному закону – выполнению планов.  Также на «Дальневосточной» много внимания уделялось внедрению передовой техники и технологии добычи угля, бережному отношению к ресурсам. А партком всегда был во главе этих дел.

Вскоре вернулись к идее создания памятника погибшим шахтерам в годы Великой Отечественной войны, это было давнее предложение Леонида Залуцкого. Ивану Павловичу пришлось реализовать идею и открывать сам мемориал, кстати, единственный среди шахтерских коллективов в Артеме. Из трех вариантов, предложенных художниками шахты, выбрали нынешний, шахта взяла все расходы на себя, силами работников стройгруппы все было сделано задолго до открытия, и два месяца памятник был скрыт под покрывалом. 9 Мая 1975 года, в честь 30-летия Победы, состоялся торжественный митинг. Свой собственный духовой оркестр играл военные мелодии. Кстати, этот же оркестр всегда сопровождал внушительную колонну шахтеров трехтысячного коллектива на первомайских и ноябрьских демонстрациях.

 

СТРОИТЬ И ПОМОГАТЬ

В богатой биографии Ивана Павловича было еще несколько важных моментов. Он любил заниматься строительством еще с шахты «Дальневосточная», где возводил жилье, будучи начальником строительного участка. И тогда существовала реальная программа улучшения жилищных условий горняков и возведения социальных объектов, заказчиком и финансистом выступало объединение «Приморскуголь» и трест «Артемуголь». В те годы жилые дома выросли в районах «Дальневосточной» и на хлебозаводе.  Еще два жилых дома возведено в Угловом, когда наш ветеран три года возглавлял там фарфоровый завод.

Долгие годы Ивану Павловичу реально приходилось защищать интересы горняков. В бытность инспектором гортехнадзора, а затем руководителем фонда социального страхования работников угольной промышленности Приморского края вплоть до закрытия последней шахты в Артеме в 2000 году ему приходилось инспектировать участки, чтобы предотвратить возможные аварии, максимально предоставлять социальные гарантии горнякам, повысить регрессные выплаты.  И тем самым облегчить жизнь людей, работавших в отрасли с тяжелейшими и опасными условиями труда.

Шахтерское дело забирало много времени и сил Ивана Павловича. Но во все времена все тяготы непростой жизни вместе с ним несла на своих женских плечах Эльвира  Петровна, ее муж называет хорошим воспитателем. Они вырастили и дали образование двум сыновьям – Анатолию и Александру. В большой семье нашли свой путь в жизни два внука, две внучки и уже подрастает одна правнучка… И после знакомства с этой скромной и уважаемой семьей становится понятно, что ее наследникам есть что рассказать своим детям о крепких на помыслы и реальные дела зачинателях династии Волошко.

Автор: Татьяна Лемехова
Дата публикации материала: 15.05.2020

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера