Главная » Статьи » Повар, «лесогон» и немножко поэт

Повар, «лесогон» и немножко поэт

На своем праздничном пиджаке Иван Алексеевич Кладовщиков среди множества наград особо выделяет две, самые дорогие для него, – медаль Георгия Жукова и орден Отечественной войны 2 степени. В наградной книжечке сказано, что орден вручен ветерану «за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками».

В войну ребята взрослели быстро, и в декабре 1944 года Ивана Кладовщикова, жителя села Краснояровка Алтайского края, в неполные восемнадцать лет призвали защищать Родину. На западный фронт молодой солдат так и не попал. Он был направлен в 384 стрелковый полк 157 стрелковой дивизии, закаленной в боях на белорусском направлении. Однако дивизия была выведена в резерв Ставки Верховного главнокомандующего и к концу мая передислоцирована на Дальний Восток в состав Приморской группы войск.

Сайт «Память народа. 1941-1945 гг.» на интерактивных картах и в размещенных уникальных документах подробно рассказывает и о боевом пути дивизии, в которой служил Иван Кладовщиков. Практически каждый день в донесениях воинской части (это своего рода рукописный дневник боевых действий) сообщалось о том, чем занимался личный состав.  27 мая 1945 года в 12.30 прибыли на станцию Шмаковка, в 14.00 сосредоточились в районе рабочего поселка Кировский. 31 мая – подразделение занялось постройкой жилья для личного состава, оборудованием стрельбища, конюшни, кухни; в 19.30 – просмотр кинофильма, строевая подготовка по 2 часа взводно. 2 июня — награждение полка орденом Кутузова. 6 июня – подготовка к форсированию водных преград. Создана мощная группировка стрелковых войск в составе 1-го Дальневосточного фронта.

С 9 августа 1945 года дивизия в составе 5-й армии 1-го Дальневосточного фронта  участвовала в Маньчжурской,  Харбино-Гиринской наступательных операциях. За образцовое выполнение заданий командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке при форсировании реки Уссури, прорыве Хутоуского, Мишаньского, Пограничненского и Дуннинского укрепленных районов, овладении городами Мишань, Янцзы, Харбин она была награждена еще и орденом Суворова.

Таков боевой путь старшего сержанта, помощника командира взвода. Сам же Иван Алексеевич не любит рассказывать о войне, но он  всю жизнь гордится тем, что служил в своей части старшим поваром. Солдаты не испытывали голода — это  было важно для него, ведь известно, что голодный воин – плохой  воин. Вставал Иван очень рано, хлеб тогда пекли сами в напольных печах. Супы, борщи,  похлебки варили всегда, часто использовали конину. Из круп особо солдаты любили гречку, считая ее сытной, часто говорили, что такой вкусной каши, как на фронте, не ели никогда. Надо отдать должное, что солдаты никогда не голодали: все было для фронта, все делалось для победы. Еще была рыба, картошка, тушенка. 100 граммов спиртного полагалось тоже. Должность повара ценилась в армии и всегда вызывала уважение. По ночам повара сами доставляли еду на передовую во время боевых действий.

Когда закончилась вторая мировая война, Иван Кладовщиков остался служить в армии и демобилизовался только в 1951 году, продолжая кашеварить на солдатской кухне. Потом позвали море и гражданский флот, удалось повидать много стран, и место работы даже на судне осталось прежним – камбуз. Но вот в середине шестидесятых годов уже семейного Ивана судьба привела на шахту 6-6-бис в коллектив горняков, и он сменил свою привычную профессию на совершенно новую, но не менее уважаемую в шахтерской среде. Иван Алексеевич стал «лесогоном», так шахтеры называли специальность доставщика-такелажника. Бывший кашевар перешел на ручной и тяжелый труд по доставке в забой крепежного материала. Таскать на себе с помощью лямки лесины больше трех метров в длину или сегменты крепежного металла, ходка за ходкой, по 6-10 раз за смену – это занятие не каждому по плечу.  Но без укрепления горной выработки добыча угля была бы невозможна. Вот потому в некоммерческом партнерстве «Шахтерский союз Артема» и инициативной группе шахтоуправления имени Артема, которое возглавляет Н.П. Авдеев, к ветерану войны и шахтеру И.А. Кладовщикову относятся с большим почтением, его никогда не оставляют без внимания и поддержки.

Сегодня ветерану войны 93 года, он живет в селе Оленьем в построенном собственными руками доме и в окружении прекрасной, заботящейся о нем семьи —  жены Екатерины Кондратьевны, с которой вместе уже 68 лет, дочери Лилии Ивановы, внуков, правнуков.

Сразу после войны Иван Алексеевич сохранил в написанных им  стихах свои личные воспоминания о войне, он никогда и никому не показывал свои пожелтевшие листочки, и только недавно  дочь Лилия Ивановна обнаружила их в семейном архиве. Слова берут за душу: «и защебечет жаворонок звонко над полосой когда-то фронтовой, и посидим мы молча над воронкой, заросшей многолетнею травой…».  Или вот  еще такие волнующие строки: «и прошлое припомнится, как дата, в оборванном давно календаре».  И как прав ветеран, написав в стихах о войне такие важные для всех нас, живущих уже в мирное время, слова: «окрепли в ней мальчишеские были, сгорели в ней мальчишеские сны… Но разве может наше поколение, войну прошедшее, когда-то стать иным?». Уроки войны забывать сегодня нельзя – об этом с болью написал Иван Алексеевич Кладовщиков.

Автор: Татьяна Лемехова
Дата публикации материала: 08.05.2020

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера