Приморский сафари-парк, расположенный в районе посёлка Шкотово, известен тысячам жителей края. Кроме показа животных и экологического просвещения, сотрудники парка занимаются другими программами для сохранения природы. О них нашему корреспонденту рассказал руководитель зооветотдела, ветеринарный врач Приморского сафари-парка Олег Никонов.
— Олег Леонидович, расскажите, как ещё руководство парка пропагандирует его деятельность?
— Официальная дата образования Приморского сафари-парка — 7 февраля 2007 года. Тогда на шкотовской земле было выделено восемь гектаров леса, теперь его территория в два раза больше. Это стало возможным благодаря нашим гостям, приходящим на экскурсии, и нашей активной научной, природоохранной и пропагандистской деятельности по спасению и сохранению диких животных.
Для популяризации своей работы у сафари-парка есть сайт, канал на ютубе safaripark25.TV и аккаунты в социальных сетях. Видеокадры, фотографии и информация регулярно появляются в различных СМИ.
Задачи сафари-парка, одного из проектов ООО «Амурский тигр», были сформулированы ещё в начале его создания, в 1999 году, директором Дмитрием Николаевичем Мезенцевым. Кроме экскурсий и рассказов об экологии, мы участвуем в научной работе и оказываем помощь проблемным животным и птицам-сиротам, больным, раненым, которые не могут жить в природе.
— Каких животных и птиц можно увидеть в парке?
— В парке для просмотра нашим гостям предлагается около семидесяти видов животных и птиц. Самыми популярными являются большие кошки, главные из которых — тигры и леопарды. Есть медведи, волки, олени, барсуки, еноты, много видов мелких хищников, грызунов и хищных птиц.
— Какими путями звери и птицы становятся вашими постояльцами?
— Некоторых мы покупаем для ведения научной работы или разведения. Сафари-парк участвует в программах Евроазиатской ассоциации зоопарков по размножению амурских тигров и дальневосточных леопардов. В частности, для этой цели всем известный 9-летний тигр Амур в 2016 году был привезён из зоосада «Приамурский» Хабаровского края, а его подружка 6-летняя тигрица Уссури – из Московской области. Их потомство также участвует в этой программе, в нашем и других зоопарках. Это же касается и дальневосточных леопардов. Леопардесса Рона оказалась в наших краях из украинского Николаева, самец Великоросс – из Пражского зоопарка.
Также животных мы принимаем в дар. И третий вариант временного или постоянного пополнения контингента сафари-парка — больные или травмированные животные, которых к нам приносят небезразличные люди.
— По каким причинам это происходит?
— Главные причины – это столкновение птиц и животных с едущим автотранспортом, попадание в капкан и естественные болезни. Повезло зверькам, которых смогли обнаружить люди и привезти к нам. Много случаев, когда животные уже мертвы или их невозможно спасти.
Сразу скажу, что мы не имеем законного права на приём раненых зверей и птиц, так как это считается незаконным изъятием диких животных из дикой природы. Об этом мы говорим всем, кто нам звонит или приезжает, чтобы передать больное животное. С такими просьбами правильным будет обращаться во Владивосток, в Госохотнадзор Приморского края. Они принимают животное или птицу, составляют законный акт об изъятии из природы и сами решают, куда их отправить на реабилитацию. Чаще всего таким учреждением является лицензированный реабилитационный центр для животных, находящийся в селе Алексеевка. Тем не менее, несмотря на штрафы, мы сами пытаемся спасать раненых и больных животных, так как не можем отказать в помощи, счёт для спасения порой идёт на минуты. А после всё оформляем через Госохотнадзор.
— Олег Леонидович, расскажите несколько случаев травматизма и лечения таких питомцев и чем они закончились.
— В январе позапрошлого года в сафари-парк привезли лесного кота из села Самарки Чугуевского района. Кот задавил в курятнике 14 кур. На него поставили 8 капканов и присыпали их сеном. Кот попал в капканы сразу тремя лапами. Благо капканы были небольшие, а слой сена — толстый. Сильных повреждений у кота не было. Подлечив, в мае его выпустили далеко в тайге. В июле этого же года в парк доставили трёх щенков колонков (куница). Их нашли на обочине автотрассы рядом с мёртвой матерью, сбитой машиной. Малышей выкармливали заменителями молока через соску. Вырастить удалось только двоих. Когда они стали самостоятельными, их выпустили на волю. В сентябре прошлого года к нам привезли пустельгу обыкновенную (сокол). Нашли её на обочине дороги во Владивостоке. Нами было обнаружено повреждение крыла. До мая этого года она проходила курс реабилитации и была выпущена на свободу в Многоудобном. В октябре из Большого Камня привезли длиннохвостую неясыть (сова). Внешних повреждений на ней не было, но птица была сильно истощена и обессилена. После обследования никаких заболеваний обнаружено не было. О причине её плохого состояния оставалось только догадываться. В парке птицу откормили и, ещё раз проверив, выпустили на волю. В мае прошлого года из посёлка Тайга Дальнегорского района к нам доставили обыкновенного ежа. У него была вывихнута задняя лапа. Судя по тому, что он исхудал, охотиться он не мог из-за сильной боли. Лапку ему вправили, вылечили и, откормив, отпустили в естественную среду обитания.
Среди спасённых ветеринарами сафари-парка и отпущенных на свободу обитателей приморских лесов много лис, барсуков, енотовидных собак, диких котов и хищных птиц. Были нашими пациентами норка, косуля, ондатра, аисты, вороны, баклан, дубонос, журавль, зимородок.
В большинстве случаев выздоровевших животных и птиц наши сотрудники отвозят и выпускают в охраняемых территориях — официальных заказниках или заповедниках.
— Что происходит дальше, когда у вылеченного представителя приморской фауны нет шансов выжить на свободе?
Детёныши некоторых хищных животных, найденные в природе или рождённые у нас, не могут вернуться в обычную для их вида среду обитания, не имея навыков выживания, прививаемых родителями. Мы передаём их в Центр реабилитации и реинтродукции (возвращение к естественным местам обитания) тигров и других редких животных в посёлке Алексеевка.
Бывают случаи, когда в результате травмы у животного невозможно полное восстановление или ампутируется лапа или крыло. О проживании в естественных условиях не может быть и речи. Они остаются у нас для показа и размножения. Так случилось с самцом рыси, который оказался у нас в июле прошлого года. Его привезли из посёлка Восток Красноармейского района. Правой передней лапой хищник попал в капкан, но как-то смог выбраться. Лапа была повреждена, охотиться он не мог и вышел к посёлку за лёгкой добычей. Его долго ловили местные жители. За свой счёт три месяца мы лечили его в специализированной клинике. Животное выздоровело и сейчас живёт у нас в просторном вольере с другими рысями. Два года назад, в ноябре, из Дальнереченского района к нам привезли харзу (куницу). Она попала в капкан. На одной передней лапе не было кисти, на задней — несколько пальцев. Животное мы выходили, и оно живёт у нас парке.
— В СМИ часто появляется информация о выходе медведей на дорогу. Их подкармливают, тем самым приучают к попрошайничеству. Нередки случаи появления их в жилых массивах.
— Здесь две причины такого поведения медведей: уменьшение площади ареала обитания из-за деятельности людей и уменьшение кормовой базы. И это касается не только медведей. К нам попадают только медвежата, ставшие сиротами из-за браконьерства людей. Это гималайские и бурые мишки. Животных мы помещаем на карантин, максимально изолируем от людей, сообщаем в Госохотнадзор и как можно быстрее передаём специалистам Центра реабилитации и реинтродукции животных в посёлке Алексеевка.
— В каких природоохранных программах ещё участвует коллектив Приморского сафари-парка.
— Сафари-парк участвует в программе Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов “Белоплечий орлан”. Эта птица занесена в Красную книгу. С 2005 года десять зоопарков России, Казахстана, Эстонии, Чехии реализуют программу по разведению этой птицы в искусственной среде, как резерва природной популяции. Приморский сафари-парк является действительным членом Союза зоопарков и аквариумов России. СОЗАР был создан для взаимопомощи и обмена опытом между зоопарками и аквариумами и в настоящее время состоит из 47 участников. Главная задача — сделать каждодневную жизнь обитателей приближённой к естественным условиям проживания, поддерживать их физическую и интеллектуальную активность.
В настоящее время наша организация может позволить себе быть маленьким спонсором. Мы оказывает ежемесячную материальную помощь Центру реабилитации животных в посёлке Алексеевка. Также во Всемирный фонд дикой природы нами было перечислено 600 тысяч рублей на программу реинтродукции леопардов в Лазовском районе.
Автор: Андрей Киш
Для развития дружественных связей
Категория:
Лица власти, Статьи
Особенности оказания медицинской помощи в период пандемии
Категория:
Здоровье, Статьи
Кому деревья – лес, а кому дрова и доски
Категория:
Общество, Статьи
Воздержавшиеся есть
Категория:
Здоровье, Статьи
Изменились правила взимания комиссии при оплате за теплоэнергию
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Соцподдержка для многодетных
Категория:
Общество, Статьи
Одно мгновенье
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Мелодии к ним напевают мне птицы, Берёзы мне шепчут стихи…
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Помощь заметна и своевременна
Категория:
Общество, Статьи
Строительство поликлиники в Артёме завершено на 98%
Категория:
Мой город, Статьи
Подача тепла в дома артёмовцев начнется 15 октября
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Минздрав Приморья объяснил, почему федеральным льготникам рекомендуется выбрать лекарства
Категория:
Здоровье, Статьи