В Приморье активно обсуждается тема поддержки пчеловодства, сбора и реализации мёда в промышленных объёмах. В прошлом году глава региона Олег Кожемяко, будучи в Уссурийске на встрече с пчеловодами и в Анучино на 1-м фестивале мёда, говорил, что краю необходимо вернуть звание медовой житницы России и региональные власти будут делать всё, чтобы возродить промысловые традиции. О пчёлах и мёде нашему корреспонденту рассказал артёмовский пчеловод с более чем тридцатилетним стажем Михаил Лагутин.
— Михаил Эммануилович, как началось ваше увлечение пчёлами?
— Пчёл держал мой дед. Это было в Белоруссии. Моя мама, вспоминая детство, рассказывала, что у них был большой сад, где стояли ульи, дед ухаживал за пчёлами, качал мёд, и они ели его с хлебом и молоком. Так с детства у меня появилась мечта заиметь своих пчёл. Это стало возможным спустя годы, когда, пожив и поработав в разных местах страны, я оказался в Приморье, в посёлке Восток-2 Красноармейского района. Там познакомился с пожилым пчеловодом, который предложил научить меня этому ремеслу. Но учителем он оказался не терпеливым, и постижение этой науки я продолжил по книге «Пчёлы» советского энтомолога Иосифа Ароновича Халифмана. Начинал с двух ульев, после в разное время их количество менялось.
— Что вам дало это занятие кроме мёда и прочих полезных веществ, которые дарит человеку пчела?
— Пчёл я считаю божественными созданиями. В эти существа заложена огромная программа действий для жизни большой семьи. Иерархия, чёткие обязанности, трудолюбие, ответственность, самопожертвование – всё есть в этих маленьких насекомых. От наблюдения за ними я получаю большое удовольствие. Они полностью отдают себя человеку. Между пчеловодом и пчёлами должно быть взаимопонимание, и, чтобы, как вы сказали, были мёд и полезные вещества, за ними необходим строгий уход. Как любому домашнему существу, им нужно создать все условия. А для этого пчеловод должен постоянно учиться. Занимаясь пчёлами, общаясь с другими любителями, я пришёл к выводу, что пчеловодство — занятие не для всех. Держать пчёл только ради мёда и денег нельзя. Если не вкладывать душу и знания, ничем хорошим это не закончится. Знаменитый пчеловод Пётр Иванович Прокопович, ещё до революции создававший в России первую «Школу пчеловождения», писал: «Промысел пчеловодства по всем отношениям заслуживает того, чтобы в надзиратели пчелиных заводов были избраны самые умнейшие по природе люди, отличающиеся от других добротою, сметливостью, усердием, неусыпностью и природной смышлёностью».
— Каких пчёл больше всего содержат пчеловоды из вашего круга общения?
— Больше всего у нас украинских пчёл, которых привезли сюда первопоселенцы. Есть завезённые среднерусская и кавказская пчёлы. В последние годы стали завозить пчелу Карника из Германии. Все они подходят для приморских климатических условий. Но я всегда держал украинских пчёл.
— Готовясь к встрече с вами, прочитал высказывание одного американского учёного-пчеловода: «Если температуры на Земле вырастут так сильно, как это предсказывают климатологи, то пчелы окажутся на грани вымирания из-за того, что они упрутся в свои физиологические пределы. Пчелы полностью исчезнут в более теплых регионах своего ареала обитания». На ваш взгляд, каким-то образом изменение климата влияет на здоровье и производительность пчёл?
— Мне сложно спорить с учёным. Может быть, он говорил так о диких пчёлах.
Климат на планете менялся всегда, и пчёлы, как и всё живое, к этому подстраивались. Плюс ко всему у них в дуплах и ульях много собственных «таблеток» от болезней. Если говорить о домашних пчёлах, то их здоровье и производительность полностью зависят от ответственности пчеловода. Существует много правил по уходу за пчелой, борьбе с болезнями и вредителями, и при их выполнении ей ничего не грозит. Поленился, не заметил, решил, что само пройдёт, всё, считай, что потерял пчелиную семью, а то и хозяйство. Пчёлами надо заниматься серьёзно, заводить столько семей, сколько можно обеспечить полным уходом, регулировать размножение, чтобы и пчела была здоровая, и в рамках был мёд.
— Михаил Эммануилович, вы, наверное, слышали об инициативе губернатора края о расширении зоны покоя для липы посредством запрета или ограничения её вырубки. По его мнению, это будет являться гарантией основательного занятия пчеловодством.
— Когда я приехал в Восток-2, был поражён изобилием цветов и особенно липы. Мало того, я позже узнал, что Приморье — единственный регион России, где растут эндемичные виды липы — Таке, Амурская и Маньчжурская. Они выделяют нектар попеременно, в течение целого месяца. На западе России липа цветет не больше 10 дней.
Конечно, я приветствую все полезные для пчеловодов законы. Хотя уходит старое поколение, в целом количество не уменьшается, так как в пчеловодство приходят новые люди и не обязательно наследники ушедших пчеловодов. Это видно по обращениям ко мне с просьбой дать совет или научить уходу за пчелой, по количеству кочующих по краю пасек и продавцов мёда на рынках. Видно, что мёд дешевеет, и при поддержке государства его станет больше и по более низкой цене.
— Какие виды мёда самые распространённые в Приморье?
— Самый главный приморский мед — липовый. Его на рынке около 80-ти процентов. Хочу заметить, что иногда нектар с различных лип перемешивается, и тогда получается просто невообразимый по своему аромату и вкусу мёд. Далее идут приморские цветочные меды и более редкие — диморфантовый, гречишный, малиновый, аралиевый, кипрейный и так далее. Очень важное достоинство приморского мёда в том, что он добывается от дикорастущих растений, которые никогда не обрабатывались химикатами.
— Каким образом получаются различные виды мёда? Разве пчёлам небезразлично, с какого цветка собирать нектар?
— У этого разумного насекомого всегда есть план действий. Какого цветка больше, такой они и обрабатывают. Цветёт клевер, они работают на нём. Только зацвела липа, они бросают клевер и налегают на липу. Закончилась липа, переехала пасека на другое место, и полетела пчела на другой цвет. Так и получаются сорта мёда в зависимости от растения, с которого они носят нектар.
— Михаил Эммануилович, давайте перейдём к часто задаваемому вопросу, как говорил Винни Пух, о неправильных пчёлах и, как следствие, неправильном мёде. Настоящий мёд должен засахариваться или всегда быть жидким?
— Любой мёд засахаривается, только у каждого свой срок. Чем свежее мёд, тем он жиже. Опять же, его густота может зависеть от медоноса, условий хранения, влажности и температуры воздуха. Например, липовый мёд, взятый в июле этого года, уже начал засахариваться. И если весной вы видите в продаже жидкий липовый мёд, стоит задуматься. Будучи в Башкирии, я обратил внимание на свойства их прославленных медов. Они имеют заслуженный авторитет по всем параметрам. В частности, их мёд гуще, так как климат суше, и в нём меньше воды. Следовательно, такой мёд во время хранения проявляется по-другому.
— Председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев в интервью каналу «Россия 24» говорил, что на базе Уссурийского агропромышленного колледжа и Приморской сельхозакадемии в прошлом году организованы курсы по обучению на пчеловода. Как я понимаю, это подготовка к созданию крупных частных пчеловодческих хозяйств.
— С одной стороны, это положительный факт, а с другой – уже существующие сложности с реализацией мёда.
Одно дело, когда пчеловодством занимается любитель, и совсем иное отношение, когда оно поставлено на промышленные рельсы. Этим должны заниматься профессионалы. В советские времена так и было. Были совхозы, заготовительные конторы, и у пасечника была гарантия реализации излишков мёда. Тогда принимали мёд по цене относительно к сахару — один к пяти. Килограмм сахара стоил рубль, килограмм мёда – пять рублей. Если и сейчас следовать этой формуле, килограмм меда должен стоить 300-350 рублей. При такой продажной и закупочной цене будет легче его реализовывать, как оптом, так и в розницу. Следовательно, у фермеров будет стабильность и гарантии, и больше людей примкнут к пчеловодству.
Возвращаясь к башкирскому мёду, скажу, что там существует реальная поддержка государства, так как их мёд является известной в мире маркой и успешно экспортируется. Только воля государства может сделать то же самое с приморским мёдом. Это вполне реально при богатых природных ресурсах края, тем более в окружении азиатских государств, где пчеловодство развито слабо и есть большие возможности для экспорта. Профессиональное обучение пчеловодов привлечёт к этому занятию молодых людей, что очень полезно для развития любого дела. Я это приветствую.
Пчеловодство в крае имеет давнюю историю. Первые домашние пчелы были доставлены переселенцами из разных районов Российской империи в конце позапрошлого века. Обустраиваясь на новом месте, новые приморцы были поражены обилием медоносов. В те годы в газете «Владивосток» писали: «Здесь Калифорния для пчёл!».
В крае есть все природные условия для развития пчеловодства, заинтересованные пасечники, власть, понимающая возможности медовой отрасли и последствия её развития. Так что остаётся ждать утверждения планов, следующей весны и обильных медоносов.
Автор: Андрей Киш
Жить надо радостно!
Категория:
Общество, Статьи
Тревожный COVID-19
Категория:
Здоровье, Статьи
В городе построят новую подстанцию
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Валерий Пусяк: Я не привык менять мнение
Категория:
В городской думе, Статьи
Второе «Предварительное рейтинговое голосование» конкурса «Заря Приморья» – категория мастерства «Начинающие»
Категория:
Парк культуры, Статьи
Библиотеки учатся работать в новых условиях
Категория:
Парк культуры, Статьи
Безопасность детей на дороге — забота общая
Категория:
Общество, Статьи
Стартовая площадка к ЗОЖ
Категория:
Общество, Статьи
Сказочные тыквы Фании Хисамовой
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Покров землю покроет где листом, где снежком
Категория:
Общество, Статьи
Прошли вы долгие дороги и пути
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Пусть будет жизнь длиною в век!
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
«Мой бизнес» в Артёме
Категория:
Бизнес, Статьи