В прошлых номерах наша газета подробно писала о том, как Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» вместе со своими звездами и положенной для них «звездной» дорожкой гостил у артемовцев. А теперь наш кинообозреватель Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ, постоянно аккредитованный на этом кинофоруме, делится своими впечатлениями от фестивальных просмотров и подводит его итоги.
СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ
Загадочная мировая пандемия, которая раньше была лишь плодом фантазии голливудских киносценаристов, в этом году стала грозной реальностью, вызвав растерянность как у отдельных людей, так и у солидных организаций и сообществ. Фестивальная публика, уйдя по весне на самоизоляцию, заволновалась: отменят ли в связи с эпидемией коронавируса «Меридианы Тихого» или нет? Организаторы поначалу хранили молчание, но уже 4 июня провели первую пресс-конференцию в онлайн-формате. Генеральный директор «Меридианов» Ефим Звеняцкий, несмотря на тревожную атмосферу неопределенности, держался бодрячком. Он заверил, что фестиваль состоится даже при отсутствии иностранных участников. Официальная программа из 18 секций уже утверждена, деньги выделены, для отбора представлено 1382 фильма из 109 стран – так что отступать некуда. И это верно: любая пауза в работе столь масштабного кинофорума грозила бы «затоваркой», а кино «второй свежести» для любого кинофестиваля – это очевидный нонсенс.
Легкое недоумение у некоторых участников конференции вызвало, пожалуй, только решение о переносе даты «Меридианов» с сентября на октябрь. Ведь уже тогда специалисты прогнозировали именно на октябрь приход второй волны коронавирусной эпидемии. К тому же не бархатный сезон: даже отечественным знаменитостям, привыкшим к холодам, неуютно будет шествовать по звездной дорожке под пронизывающим октябрьским ветром. Сегодня можно констатировать, что опасения эти отчасти подтвердились. Но в целом ничто не помешало «Меридианам» состояться. Фестиваль вырос из детских штанишек, достиг своего совершеннолетия и достойно принял на себя все удары судьбы, убедительно доказав свою жизнеспособность.
Это подтвердила и церемония открытия, прошедшая на Приморской сцене Мариинского театра. Шумное и красочное действо прошло без сучка и задоринки и при полном отсутствии случавшихся ранее технических накладок. А мировые звезды Жаклин Биссет, Майкл Мэдсен, Настасья Кински, приветствовавшие открытие кинофестиваля по видеосвязи, сполна подтвердили его уважаемый международный статус. Почетный президент фестиваля, прославленный кинорежиссер Андрей Кончаловский, ввиду преклонного возраста попавший в «группу риска», дал старт 18-м «Меридианам» тоже по видеосвязи – прямо из своей московской квартиры…
НАТУРНЫЕ СЪЕМКИ
Исходя из непростой обстановки, связанной с коронавирусом, организаторам пришлось менять многие устоявшиеся фестивальные форматы. Была отменена фестивальная деревня и бесплатные вечерние просмотры под открытым небом на Спортивной набережной. Вместо этого опробовали традиционную для американской глубинки форму «автомобильного кинотеатра» – просмотры фильмов прямо из окна автомобиля на центральной площади Владивостока (звуковое стереосопровождение фильма осуществлялось при этом на специальной FM-частоте, сообщаемой зрителю при заезде на место парковки). Как и все новое, эта затея прижилась не сразу, но внесла «оживляж» в вечернюю жизнь краевого центра.
Одним из главных событий фестиваля по мысли его устроителей стали в этом году Бриннеровские чтения. Уроженец Владивостока, оскароносный актер Юл Бриннер, достигший главных высот в голливудской карьере, давно стал символом фестиваля, а его сын Рок Бриннер – живым талисманом «Меридианов». В этом году Рок не приехал из-за болезни, но цикл мероприятий, посвященных его легендарному отцу, прошел на достойном уровне. В галерее «Арка» по этому случаю открыли выставку «Юл Бриннер – король и бродяга родом из Владивостока». В зале «Клио» музея им. Арсеньева на Светланской каждый день проходило театрализованное чтение книг и пьес Рока Бриннера в исполнении артистов театра имени Горького (причем 14 октября в читке пьесы Р. Бриннера «Опий» по мотивам дневников Жана Кокто участвовал мой старый знакомец еще со студенческих времен, переводчик Макс Немцов, давно перебравшийся в первопрестольную). По вечерам в сквере Бриннера, возле его памятника в районе «Серой лошади», демонстрировали голливудские фильмы с участием знаменитого актера — «Соломон и царица Савская», «Анастасия», «Короли солнца», «Мир будущего». И казалось, что над вечерним Владивостоком все это время незримо витала тень Юла Бриннера…
Из-за того, что зарубежные участники «Меридианов Тихого» не смогли добраться до Владивостока ввиду закрытых границ, многие из них представляли свои фильмы перед началом показа прямо с экрана. Зато российские кинематографисты в этих обстоятельствах чувствовали себя «хозяевами бала»: они встречались со зрителями вживую и охотно отвечали на их вопросы и раздавали автографы. Любители «селфи со звездами» в этом году были удовлетворены сполна. Забавно, что в один из дней фестиваля знаменитый кинорежиссер Павел Лунгин по чистой случайности оказывался именно там, куда направлялся и я. И когда мы столкнулись с ним в шестой раз, я не выдержал и предложил: «Ну, давайте хоть сфотографируемся, Павел Семенович». В этом году Лунгин привез на открытие фестиваля свой новый фильм «Эсав» — эпическую семейную сагу о русских эмигрантах в Израиле, основанную на библейских мотивах и снятую на английском языке с участием знаменитого актера Харви Кейтеля. В разговоре он признался, что в его планах снять фильм во Владивостоке: «Я люблю этот город. У приморцев богатая история, так много интересных сюжетов, особенно в 20-х годах прошлого века. Надо лишь найти то, что зацепит. При этом обязательно сниму в фильме Ефима Звеняцкого — он прекрасный актер, и у меня в кадре зазвенит по-настоящему»…
НАГРАДЫ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ
Во многих фильмах фестивальной программы, снятых еще до пандемии, каким-то мистическим образом ощущалось ее предчувствие. Мотив разрыва всех человеческих связей, утраты коммуникабельности из-за развивающихся технологий виртуального общения, извечная тема распада семьи и одиночества в большом городе переходили из фильма в фильм, создавая невеселую картину современного общества потребления. Кино, как известно, не только отображает жизнь, но и предупреждает о грядущих опасностях. В этом смысле фестивальное кино «Меридианов» оказалось не исключением.
В этом году мой зрительский выбор выявил еще одну тенденцию: взаимоотношения между поколением отцов и детей на грани фола. Особенно это отразилось в короткометражках. В канадской ленте «Пухляш», удостоенной специального приза «Меридианов» за нестандартное режиссерское мышление, десятилетняя Джуд провоцирует своего взрослого родственника на рискованные сексуальные игры, а потом сообщает об этом остальным домочадцам, вызывая у них шок. В чилийской ленте «Южная лихорадка», удостоенной приза за лучший короткометражный фильм, одинокая 46-летняя женщина Аманда ухаживает за юным другом своего сына Октавио, получившим ранение в горах, и обнаруживает, что прикосновение к его ране вызывает у подростка сильное возбуждение. Режиссер фильма Томас Вудрофф в видеообращении к зрителям признался, что снимал этот «боди-хоррор», вдохновляясь живописными полотнами своей тети. В новом фильме Валерия Тодоровского «Гипноз» подросток Миша, чтобы избавиться от лунатизма, посещает сеансы психотерапевта Волкова и попадает под его влияние до такой степени, что перестает понимать, где сон и где явь. Кстати, юный исполнитель главной роли, красноярский школьник Сергей Гиро самолично прилетел во Владивосток, чтобы получить за эту работу приз имени Юла Бриннера…
Главной награды «Меридианов» за лучший полнометражный фильм удостоился китайский режиссер Юймо Ло за свою картину «Длинный день», вместившую в себя, кажется, все вышеозначенные темы. А режиссер из Хабаровска Кирилл Хачатуров получил второй по значимости приз за лучшую режиссерскую работу, сняв анимационную фантастическую короткометражку «Голый». Приз за лучшую мужскую роль в стильном декадентском фильме «Двадцатый век» получил канадский актер Дэн Бейрн, а за лучшую женскую роль в американском фильме «Лингва франка» — французская актриса Изабель Сандовал. Приз зрительских симпатий достался режиссеру, а по совместительству еще и школьному учителю из Якутии Дмитрию Давыдову за полнометражный фильм о знахарке и лесной отшельнице «Пугало», который он снял всего за 11 дней…
В завершение хочется отметить, что коварный COVID не испортил праздник мирового кино в Приморье. Но он может иметь печальные последствия в будущем, поскольку производство многих фильмов из-за эпидемии заморожено, а треть кинотеатров по всему миру обанкротилась. И какие премьеры ждут (или уже не ждут) нас на «Меридианах Тихого» в следующем году – это большой вопрос…
Автор: Сергей Славгородский
Ремонт дороги Заводской – Суражевка продолжается
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
В Артёме завершили основные работы по БКАД
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Территория у озера лотосов в Артемовском преобразилась
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Раздельный сбор отходов — реально
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Судьба стадиона
Категория:
Общество, Статьи
Чтобы не накрыла вторая волна
Категория:
Здоровье, Статьи
Андрей Ким: Здесь мои заботы, здесь мои друзья
Категория:
В городской думе, Статьи
Настало время перемен
Категория:
В краевом парламенте, Статьи
Конкурс «Заря Приморья» – категории мастерства «Любители» и «Профи»
Категория:
Парк культуры, Статьи
На дороге — человек с белой тростью
Категория:
Общество, Статьи
Где хлебно да тепло, там и жить добро
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
И знает только Бог, что пережить пришлось
Категория:
Статьи, Чтобы помнили
Учиться никогда не поздно
Категория:
Образование, Статьи
Особым проектам — особое внимание
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
У кошки четыре ноги, позади у неё длинный хвост…
Категория:
Общество, Статьи
Ответственность за каждый выстрел
Категория:
Общество, Статьи
Наше казино будет по-настоящему народным
Категория:
Статьи
Не пренебрегать пожарной безопасностью
Категория:
Общество, Статьи