Сегодня у нас в гостях Юрий Крутских, наш земляк из Артёма, писатель, офицер-подводник. Вышедшая в прошлом году его первая книга под многообещающим названием — «Камрань, или Невыдуманные приключения подводников во Вьетнаме» вызвала большой читательский интерес. Недавно из печати вышла новая книга Юрия Крутских — «Камрань, или Последний «Фокстрот» и мгновенно стала бестселлером. Книга хоть и адресована читателям, так или иначе связанным с военной службой, но погрузиться в перипетии флотской жизни, ощутить себя настоящим подводником будет интересно и людям сугубо гражданским — достаточно серьёзный материал подан интересно, с юмором и настолько легко, что с первых страниц увлекаешься повествованием, сопереживаешь героям, а после и вовсе не можешь оторваться. Предлагаем нашим читателям небольшое интервью с автором.
— Юрий Николаевич, как получилось, что вы стали подводником? Это был осознанный выбор?
— Вполне. Причём выбор был довольно ранний. Ещё будучи первоклассником, я уже знал, что буду командиром подводной лодки. Не просто подводником, а именно командиром. Тому способствовала атмосфера, в которой рос. Отец мой был хоть и не военным, но моряком, работал механиком на спасательном буксире вспомогательного флота. Экипаж был полувоенный. Мама работала медсестрой в медпункте воинской части. Мы жили в доме, где все военные. Я ходил в детский садик, где у всех детей отцы были военные. Ну а решающим фактором стало то, что, будучи в первом классе, я посмотрел фильм «Командир счастливой «Щуки». Это лучший фильм о подводниках. Я его традиционно смотрю на День ВМФ и сажу смотреть всех домашних, вплоть до кошки и собаки. Ничего не поделаешь – флотская дисциплина! Поэтому, когда пришло время, я поступил в ТОВВМУ им. Макарова и после окончания попал служить на дизельную подводную лодку, базировавшуюся в бухте Малый Улисс. Несколько месяцев провели в заводи, но потом началась настоящая подводная служба: учения, стрельбы, автономки, боевые дежурства… Порой приходилось изображать из себя и подводную лодку-цель. Давать возможность нашим братьям — не водникам потренироваться, что называется, на живце. Понятно, что стреляли они по нам учебными торпедами, но было волнительно сидеть в отсеке и слышать, как жужжит, приближается и проносится на 20 метров выше 2-тонная болванка.
— Неужели совсем не было страха? Всё-таки лодка – это замкнутое пространство, ещё и на глубине, малейшая ошибка может стать роковой.
— Честно скажу, без рисовки, – страха никакого не было. В молодости о смерти обычно не думают. Она вроде и существует, но где-то там, далеко, и к тебе не имеет никакого отношения. Кроме того, современные подводные лодки — это достаточно надёжные механизмы. Там всё продумано, дублировано. В реальной жизни аварий происходит не так много, как об этом рассказывают журналисты и киношники. Да, бывает, что из-за ошибки какого-то идиота может произойти авария (они по этой причине в основном и происходят), но, во-первых, идиоты из экипажа отсеиваются ещё на первоначальном этапе. А, во-вторых, где бы был наш профессионализм, если бы наши подводные лодки только горели и тонули?! Страх стал появляться позже, когда в 90-х годах всё стало рушиться, страна и флот пребывали в плачевном состоянии.
— Как отнеслись ваши родные и друзья к тому, что вы стали подводником?
— Очень положительно. Особенно родители. Они сами всю жизнь проработали при военных. Дома часто бывали офицеры. Я слушал их разговоры. Меня водили на корабли. То есть к тому, что я стал подводником, родители были готовы. И, можно сказать, сами меня сподвигли на это.
— Отношения в экипаже лодки отличаются от тех, что складываются в армии и на флоте в целом?
— Да, отличаются. В небольшом коллективе всё проще и не так официально, как, скажем, на крейсере или в сухопутной какой-нибудь воинской части. Там командира корабля или полка молодой офицер, матрос, солдат могут не видеть годами, а тут вот он, рядом с тобой трётся. Такой же грязный, потный, липкий. В тесноте, как говорится, да не в обиде. На подводном флоте меньше официоза, к командиру, старпому принято обращаться по имени отчеству (только офицерам разумеется). С матросами у офицеров тоже более тесные отношения. Даже внешне порой трудно отличить. Та же засаленная роба, тот же ватник. Ну и общение, понятно, проще, без панибратства, конечно, но и без лишнего официоза.
— Тяжело было принять решение выйти в запас? И легко ли было после стольких лет службы найти себя в гражданской жизни?
— Решение не было спонтанным. К этому долго подводили меня обстоятельства. Когда увольнялся, развал в стране и на флоте достиг своего апогея, и делать карьеру, в хорошем смысле этого слова, уже не было никакой возможности. Кроме того, стало просто опасно выходить в море. Подводные лодки годами не ремонтировались, приказом командующего флотом продлевался ресурс тех или иных механизмов. А должно быть как? Снимается, скажем, компрессор ВВД (воздух высокого давления), на заводе его разбирают, заменяют изношенные детали, испытывают и опять ставят на место. Дают гарантию. А тут командующий флотом написал бумажку, что компрессор можно эксплуатировать ещё год, словно он от этого сам отремонтируется. И так было практически со всем. Скоро, правда, вообще в море ходить перестали, топлива не было. Зарплату не платили…
— В ваших книгах очень много юмора. Во время службы часто возникали такие ситуации, когда без смеха было просто не выжить?
— На флоте без юмора никуда. Это как отдушина от стресса. Шутят и хохмят там постоянно. По жизни я человек суровый, редко улыбаюсь, но юмор очень люблю, особенно в литературе. И свою книгу я постарался написать в манере, как бы мне самому нравилось, если бы, скажем, пришлось читать. Кажется, получилось. Удивительно, но книгу, которую я позиционировал как «суровую мужскую прозу», с удовольствием читают и женщины. Множество благодарных отзывов и от них. У меня есть одна почитательница, бабушка под 90 лет. Она ждала выхода второй книги, торопила меня, боялась, не доживёт, сейчас ждёт третью, говорит, не умрёт, пока не прочитает.
— А какой жанр ваших книг?
— Это художественное произведение в жанре «приключения». Там линейный сюжет – подводная лодка, экипаж, перестроечное время, пришли во Вьетнам, послужили, ушли. Вот на этот костяк и нанизаны все события. Конечно, книга написана на основе реальных событий, у всех героев есть прототипы или это сборные образы, но, как автор художественного произведения, я оставил за собой право что-то приукрасить, что-то, наоборот, упростить. Поэтому искать какую-то документальность не стоит. Я ставил перед собой цель – художественными средствами передать колорит той эпохи и подводной службы.
— Где можно найти ваши книги?
— Во Владивостоке и Артёме книги продаются во всех книжных магазинах. Также можно заказать через популярные интернет-магазины и на сайте Моркнига. У кого трудно с финансами, а таких в наше пандемийное время немало, могут почитать мои книги бесплатно в интернете, на сайте Литрес и Проза. Ру. Я на книгах не зарабатываю, пусть люди читают и оставляют отзывы. Даю слово офицера – скучать не придётся!
Ирина ТУМАНОВА
Дата публикации материала: 28.05.2021
Я готовлю ханщик
Категория:
Статьи
Выставка «Ханбок. Корейский национальный костюм» проходит в Приморской государственной картинной галерее
Категория:
Статьи
Выездной донорский день пройдет в Артёме
Категория:
Здоровье, Статьи
Детский отдых на контроле
Категория:
Мой город, Статьи
«Юность» принимает гостей
Категория:
Общество, Статьи
Простая история
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Кто хочет, тот добивается
Категория:
Мой город, Статьи
Откровенный разговор о вредных привычках
Категория:
Общество, Статьи
Символ и реликвия
Категория:
Поколение нового века, Статьи
Памяти павших будем достойны
Категория:
Никто не забыт, Статьи
Донское вино на счастье дано
Категория:
Парк культуры, Статьи
Начинающий педагог: сложности и успехи
Категория:
Общество, Статьи
По следам истории города
Категория:
Мой город, Статьи
Быстрее, выше, сильнее
Категория:
Мой город, Статьи
На спортивных площадках
Категория:
Статьи, Физкультпривет