Главная » Статьи » Мой город » Возвращение к истокам

Возвращение к истокам

26 октября – официальная дата – исполняется 83 года со дня присвоения Артёму статуса города. Эти годы полны событий, и их восстановлением занимаются профессионалы и энтузиасты. Ежегодно история Артёма дополняется новыми удивительными фактами. И наша редакция вносит свою лепту в его летопись, фиксируя всё значительное с 1929 года.

В этой статье мы решили вернуться на 110 лет назад и посмотреть, как выглядели привычные нам места в 1911 году. Кто  жил здесь, чем занимался?

НАЧАЛО НАЧАЛ

Пожалуй, именно этот год можно назвать началом будущего Артёма, когда стали понятны огромные угольные запасы территории. К тому времени прошло 50 лет, как на побережье Золотого рога ступила нога российского солдата для создания града восточного и освоения приморских просторов.

О посте Угловое, который считается началом начал, мы уже ранее писали. В 1911 году он уже был достаточно развит. Был большой шахтёрский посёлок, и в шахтах добывался бурый уголь. О строительстве города на этом месте тогда не было речи, но изыскательские работы по углю, его добыча и освоение будущей территории АГО активно продолжались. В тот год закончилось строительство Сучанской железной дороги, что стало прорывом в развитии угледобычи на наших землях.

СТАРОЙ ДОРОГОЙ

Перенесемся в то время и проедем от Угловое-поворот по 1-й Рабочей, через Артём, по улицам Фрунзе и Кирова, до границы с нынешним Шкотовским районом.

Слева, где сейчас стоят жилые многоэтажки, были домишки первопоселенцев и приехавших с Сахалина бывших ссыльных, живших извозом, дарами природы, урожаем с отвоёванной земли и продажей дров и дикоросов жителям Владивостока. Справа, где сейчас торговый центр «Регион», был шахтовый посёлок из матяз и бараков и подсобные шахтовые сооружения. Дальше среди деревьев виднелись разработанные земельные наделы шахтёрских семей.

От нынешнего района Берзарина и до «Сухого порта», что на 8-м километре, по обеим сторонам дороги раскинулась сплошная неудобица с сопками и оврагами, не привлекающая крестьян. Капризы приморского климата были уже известны, и в низинах никто не селился. Эти места были хороши для сбора грибов, ягод и охоты.

Слева от дороги, от «Сухого порта» и до улицы 8-е Марта, был хутор Соловьёва, а справа наделы Шаренберга, которые ограничивались теперешними улицей Совхозная, магазином «Гиперавто» и сверху улицей Херсонская. Дальше от «Гиперавто» до Заречной и вверх до Херсонской был надел Андреева. Старожилы этого района, вспоминая рассказы своих родителей, говорят, что из-за неудобного рельефа на землях Шаренберга и Андреева росли молодые фруктовые сады и виноградники. От улицы Заречная до ФОКа была заимка Макогона с небольшими участками пахотной земли и фруктовыми деревьями.

По левой стороне, от нынешней улицы 8-го Марта и до новой железнодорожной станции «Артём-1», распологался хутор Григория Ходасевича. Уже четыре года он с семьёй обживал этот надел. Известно, что хозяйство закладывалось крепкое, с домом, сараями, пахотной землёй, молодым фруктовым садом и пасекой.

Как были заселены земли дальше по обе стороны дороги в районах нынешней Углеразведки и Комсомольской, неизвестно. На территории нынешнего взрослого парка, от гостиницы «Светлана» до реки Озёрные ключи, были земли Сорокопуда. Известно, что её у него арендовали корейцы, выращивавшие картофель, кукурузу, капусту и прочее для рынка во Владивостоке.

Далее до нынешней «шевелёвки» шли дикие леса. Посёлок помещика Шевелёва тогда был больше сельскохозяйственный, хотя часть его поселенцев работала на Тавайзе в рыбном промысле.

НА БОЛОТАХ И ЛУГАХ

Освоение артёмовской земли начиналось и со стороны Шкотово. Если развитию района Углового способствовало зарождение промышленности и наличие стратегических транспортных путей, то этому району – изобилие земли, открытые речные и морские пути.

Слева от железной дороги в районе АФБТ до самых Кневичей была земля помещика Орлова. Он известен горожанам по названным его фамилией реке, озеру и сопке. Нанятые им китайские крестьяне занимались земледелием и скотоводством.

Через главную дорогу, справа от его угодий, вдоль бывшей дороги во Владивосток, располагалось село Сухановка. Его жители занимались сельским хозяйством, рыболовством, сбором дикоросов.

От трикотажной фабрики и до нынешнего моста через Кневичанку, что на подъезде к району улицы Ворошилова (Птичник), была тайга. Ничего удивительного в этом нет, так как справа стеной стояли сопки, слева были крутые склоны и болота.

Жизнь в тот год бурлила в районе нынешнего посёлка Артёмовский и села Олений. Значительную территорию занимали земли помещика Михаила Патюкова. О нём известно больше остальных предпринимателей, трудившихся в этих местах. Начинал он с территории в нынешнем посёлке Артёмовский, на озере возле ТЭЦ. Тогда оно было большое и окружено болотистыми низинами. К 1910 году земли Патюкова раскинулись до нынешнего Оленьего. Он разводил оленей, держал пчёл, организовывал охоту и рыбалку для зажиточных граждан, занимался рыбной ловлей и морским извозом до Владивостока.

В районе игровой зоны, где до сих пор находится дачный посёлок, располагались владения Кропоткина. Это была заимка, где землю также арендовали корейцы. Его же земля была через дорогу, в метрах двухстах в сторону Тавайзы, от поворота в игровую зону.

Ближе к побережью, между владениями Патюкова и Кропоткина, были расположены хутора отца Фёдора и сына Фёдора Дегтярёвых – «Встречный» и «Заливной» и заимка Компаниенко.

К тому времени это был оживлённый участок, так как уже была проложена дорога из Владивостока, вдоль побережья бухты Амбабоцзы, Кневичанки до Шкотово и дальше.

НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ

История ближайших сёл Кневичи, Кролевцы и Суражевка известна. Она началась с первых лет заселения Приморья, и к описываемому времени жизнь там была налажена. Семьи первопоселенцев Стецуренко, Ковбаса, Коваль, Коломеец, Чепик, Горбуновых и других обживали здесь дикие места.

Их потомки живут на тех землях до сих пор. Можно добавить, что к указанным выше мелким поселениям в районе Кролевец-Заводской были хутора семей Богданова, Ардашева, Ушаковой, Буренковой. Со стороны двух въездов в только появившуюся Суражевку, в районе села Ясное, станции «Артём-2» и шахты 3Ц стояли корейские деревни. Вдоль речек вырастали из земли корейские и китайские фанзы.

На фоне дикой тайги, сырого и холодного климата, вездесущих банд хунхузов все старания первопроходцев артёмовской земли казались авантюрной попыткой закрепиться на новом месте. Нам неизвестны фамилии многих смельчаков, менявших облик нашего округа в те времена. Сбылась их мечта стать хозяином, или сгинули они в океане событий? Но их стремления и тяжкий труд стали началом новой истории кусочка приморской земли, историей нашего города.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 22.10.2021

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера

Как складывать разное в единое целое
Категория: Благоустройство, ЖКХ, Статьи

Именная аллея предпринимателей
Категория: Благое дело, Статьи

Нет таблетки, которая бы убивала вирус, но есть прививка, которая сохранит жизнь
Категория: Здоровье, Статьи

Лучшие инициативы жителей реализуются вновь
Категория: Благоустройство, ЖКХ, Статьи

Движение вперед должно быть качественным
Категория: Здоровье, Статьи

Особенности пожароопасного периода
Категория: Статьи, Тревожный звонок

Я с малых лет любила книги…
Категория: Образование, Статьи

От сельских школьников – до учёных
Категория: Образование, Статьи

Ветераны поделились опытом работы 
Категория: Общество, Статьи

В краю, созданном вулканами
Категория: Наш вояж, Статьи

Городской альбом памяти
Категория: Общество, Статьи

Чьи имена как раны…
Категория: Статьи, Чтобы помнили

За коммуналку — компенсация
Категория: Общество, Статьи

Наш город принимал легкоатлетов
Категория: Статьи, Физкультпривет