Главная » Статьи » Наш вояж » Со взятых вершин видны непокорённые

Со взятых вершин видны непокорённые

Экстремальный туризм – это изобретение современности. Ежедневная работа и бытовые заботы надоедают, и хочется сменить обстановку. Для кого-то это тихие посиделки у реки, барахтанье в море и валяние на песке, а кому-то надо получить сверх нормы адреналина – спрыгнуть с парашютом или полетать на «тарзанке». Не это ли желание тянет людей взбираться в горы, лезть в пещеры, сплавляться по горным рекам? Об этом наш корреспондент беседовал с участником туристического клуба «Походники Артёма» Анатолием Крючковым.

— Анатолий, ты награждён знаком «Приморский барс» за покорение приморских вершин. Он был твоей целью, или число восхождений до награды складывалось в процессе твоих путешествий?

— Вначале, по причине юношеского максимализма, была цель срочно добиться этой награды, но со временем стали понятны другие стороны покорения вершин. Всего в Приморском крае определены двадцать четыре высочайшие  вершины. Для получения «Барса» Краевой общественной организацией «Приморская федерация спортивного туризма» для восхождения выбраны десять самых высоких и живописных точек Приморья. Это горы Облачная (1854 м), Снежная (1682 м) и Голец (1604 м) в Чугуевском районе, Сестра (1671м) в Лазовском районе, Ольховая (1669 м), Лысая (1560 м) и Скалистая (1239 м) в Партизанском районе, Ливадийская (1332 м), Воробей (1230 м) и Литовка (Фалаза, 1279 м) в Шкотовском районе.

Знак присваивается после подтверждения факта восхождения путем предоставления своих фотографий у контрольных точек на каждой вершине.

Сроки и время года на проведение всех восхождений не устанавливаются. Своего «Приморского барса» я получил за 2 года походов. После четырёх подъёмов понял, что полученные удовольствия от преодоления высоты и красота, открывающаяся сверху, перекрывают желание во что бы то ни стало получить этот знак.

— В новостях периодически появляется информация о погибших под лавиной или камнепадом туристах, разбившихся в горах альпинистах и утонувших рафтерах. Как ты относишься к таким занятиям на грани жизни и смерти?

— У каждого человека свой интерес в жизни, своё хобби. Это заложено в его характере. Если он не сделает то, что требует душа, то не будет удовлетворён своей жизнью. Риск присутствует не только в экстремальных походах. Строители-высотники, лётчики, моряки-подводники, шахтёры. Их работа сопряжена с риском. Но когда он оправдан, приняты все меры безопасности, просчитан маршрут и условия его преодоления, то степень риска минимизируется. К сожалению, не все туристы, собравшиеся в экстремальный поход, понимают ответственность и уделяют достаточное внимание материальной, моральной и физической подготовке, что приводит к печальным последствиям. В целом, я не приветствую занятия, которые в чем-то граничат с вероятностью смерти.

— Подниматься по наклонной плоскости просто тяжело. И чем больше угол, тем тяжелее. Зачем тебе, человеку рождённому ходить по горизонтали, стремиться к каменной вершине, бить ноги о валуны и неровности, пробираться сквозь кусты и деревья?

— С детства я связан со спортом, привык к нагрузкам. По себе знаю, что, однажды получив от победы дозу адреналина, хочется ещё раз повторить подобное. Это ощущение, как наркотик. Мозг требует эмоций, мышцы – нагрузки. И ещё. Узнав о каком-либо экстремальном мероприятии, я спрашиваю себя, а смогу ли я участвовать в нём, смогу ли справиться с предлагаемыми трудностями. Ответом на это будет только участие в нём.

— Анатолий, в каких спортивных соревнованиях экстремального характера тебе приходилось принимать участие?

— Дважды, в 2018-м и 2019-м годах, я участвовал в «Гонке героев» во Владивостоке. Гонка проходила на полигоне ТОФ на Горностае. Были команды из нескольких городов Дальнего Востока. Бегунам на девятикилометровом отрезке было предложено 30 испытаний. Ползали под бронетранспортёром, плыли в грязной воде под сеткой и пробирались в грязи под колючей проволокой, взбирались по канату, протискивались между шинами, преодолевали полосу препятствий с деревянными и кирпичными стенами, заборами, брусьями, сетками и так далее. Каждый год организаторы придумывают что-то новое, чтобы испытать участников. Было и трудно и весело.

В марте этого года ПРЭСОО «Наследие» был организован забег по пересечённой местности от Кедрового озера до Второй плотины. В июне состоялся «Большой Дубовский забег» от «трикотажки» до аэропорта и обратно. Его организовало владивостокское беговое сообщество «Не будь, как Гриша». Также я участвовал в 54-х-километровом марафоне от Емара до Богатинского водохранилища, далее береговой хребет Тимпур, Синяя сопка, 2-я Плотина и снова Емар. За восемь с половиной часов нужно было преодолеть это расстояние. Я успел добежать вовремя. В подобных соревнованиях участвуют команды и клубы из разных городов. Лидерами массовых туристических экстремальных путешествий и развлечений являются Владивостокский диггер-клуб, клубы спортивного туризма «GreenTour», «Swell» и «Gravitacia.

— Мне уже доводилось в разговорах с другими любителями туризма чаще других слышать название клуба «Грин Тур». Об этом клубе в Артёме мало что знают. Ты знаком с его участниками?

— Мне неоднократно приходилось состязаться с ребятами из этого клуба. «Грин Тур» — известный среди приморских экстремалов клуб спортивного туризма. Он действует уже 15 лет, его организаторы развивают различные направления и объединяют любителей водного спорта, велотуризма, спелеологов, альпинистов. Они организуют различные мероприятия: пешие походы, восхождения на горные вершины, водные сплавы, туристские маршруты и слеты, альпинистские и спелеологические маршруты, гонки на выживание и многое другое. В клубе создана школа спортивного туризма, где инструкторы обучают желающих правилам сопровождения групп, поведения в сложных и экстремальных ситуациях. Впрочем, и другие перечисленные мной спортивные клубы занимаются подобными мероприятиями и обучением, связанными со спортивным туризмом и экстремальными путешествиями.

— О горах мы уже поговорили. На мой взгляд, приморские пещеры гораздо интересней и загадочней, чем возвышенности. Полумрак, сталактиты, капель, чёрные пустоты, полные тайн. В маршрут обычных путешествий «Походников Артёма» входит посещение пещер?

— Быть рядом и не зайти в пещеру было бы неправильно. Они разбросаны по всему Приморскому краю. Где есть гора, там, как правило, есть пещера. Самые известные и посещаемые из них: Белый дворец, Богатая фанза, Комсомольская, Летучая мышь, Маленькая, Медвежья, Мокрушинская, Нежная, Николаевская, Приморский великан, Серебряная, Спасская, Спящая красавица, Чертовы валы, горы Ван Гоу. Они уже неоднократно обследованы профессиональными спелеологами и обычными туристами. Там другой мир, другие ощущения. Например, пещера Белый дворец. Она находится в Партизанском районе, у подножия горы Константинополь. Это подземный тоннель с внушительными сводами в белом известняке, который от попадания света начинает сверкать. Во время сильных дождей в пещере образуется озеро. Зимой стены пещеры покрываются льдом, и «дворец» становится «хрустальным».

Пещера Летучая мышь также находится недалеко от Партизанска. Вход в нее располагается в склоне горы, от него отходит подземная галерея, заканчивающаяся большим гротом. Она интересна тем, что в ней были обнаружены следы проживания древнего человека.  Стоит включить фантазию, и переходишь совсем в другое измерение. Я думаю, что подобные эмоции переживают все посетившие эти и другие пещеры.

— Восхождения по неудобным тропам, экстремальные соревнования, спуск в пещеры – всё это требует здоровья и его сохранения в случае травмы в походе. Звать «скорую помощь» бесполезно. Есть ли в команде обученные люди, готовые оказать первую помощь, и в какой степени они способны контролировать ситуацию, чтобы избежать трагедии?

— В Центре медицинской профилактики города Артёма я проходил обучение способам медицинской помощи. Ими же владеют другие старожилы наших путешествий. С собой мы всегда берём аптечки. К счастью, за 4 года моих походов в группах ничего серьёзного со здоровьем не случалось.

— Выработанная выносливость помогает не только в спортивных состязаниях и преодолении туристических расстояний. Как ты применяешь её в повседневной жизни?

— В повседневной жизни здоровый человек иначе смотрит на проблемы, которые она подбрасывает. И с соответственным настроем они решаются. Я человек семейный и чем дольше буду здоров, тем легче нам будет переносить сложности. Также я являюсь участником волонтёрской организации «ПримПоиск». В прихожей у меня всегда стоит рюкзак со всем необходимым, если поступит звонок на выезд в точку поиска. Только на этой неделе было два выезда по поиску женщины и ребёнка. Их нашли до нашего приезда.

— Анатолий, ты активный человек. Как жена выдерживает твои отлучки? Не стоит ли рядом с «тревожным» рюкзаком чемодан с твоими вещами?

— У нас в семье не только взаимопонимание, но и общий интерес. Уже годовалый сын ходит с нами в походы, и пока желания сидеть на диване у телевизора не возникает.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 08.10.2021

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера