Главная » Статьи » Общество » Они не говорят, но им есть что сказать

Они не говорят, но им есть что сказать

Натолкнуло меня на размышления увиденное на Амбабозах в прошлые выходные. Три бродячие собаки, одна из которых была на сносях, ходили по пляжу, обнюхивая мусор, подходили к отдыхающим и замирали в ожидании подачки. Кто-то им бросал куски. Первым хватал еду большой пёс, за ним юркий малыш. Беременная сука не успевала. Скорее всего, собаки были заведены строителями игорной зоны или привезены и выброшены хозяевами. В такую даль из сытного города они бы не пошли. Летом от отдыхающих ещё можно получить куски. Выживут ли они зимой?

Все меры, принимаемые для ликвидации с улиц бродячих собак, как бы они оптимистично ни звучали, в корне ничего не меняют. Пока годами решаются финансовые и организационные вопросы, а энтузиасты пытаются что-то изменить, собаки, повинуясь инстинкту, плодятся и размножаются.

Волна негодования по необходимости изоляции бродячих собак, упорядочения содержания домашних питомцев, ответственности за них хозяевами поднимается после нападения стаи на взрослого человека или, не дай Бог, ребёнка.

Особенно стараются некоторые зоозащитники, когда речь заходит об отстреле, и настаивают на системе – «отлов, стерилизация, возвращение». Как показывает практика, это затратный и трудоёмкий вариант, сродни сизифову труду. Размножение опережает. К тому же собаки возвращаются к помойкам, и, как утверждают некоторые ветеринары, где такой опыт внедрён давно, стерилизованные суки становятся агрессивнее. Они не могут рожать щенков, но от голода, холода, болезней и прочих невзгод это их не спасает.

Решать проблему нужно с человека, решившего завести собаку. В Германии, чтобы стать её владельцем, необходимо заплатить налог в размере 150 евро за первую и 300 – за вторую. Если собака бойцовая, налог составляет уже 650 евро. Сумма налога снижается, если хозяин стерилизует свою собаку. В Швеции и Норвегии размер налога зависит от размера самой собаки. К этой сумме добавляется обязательная страховка. Владельцы бойцовых собак должны получить справку о безопасности животного.

При регистрации права владения собакой ей присваивается номер, хозяин должен выгравировать его на ошейнике или нанести татуировку на ухо. Многим животным вводят чип стоимостью 30 евро с информацией о владельце.

В Германии, Великобритании, Италии и США выброс животного на улицу считается серьёзным административным нарушением, которое карается штрафом от 25 тысяч евро. В Италии в этом случае ещё предусмотрена уголовная ответственность до года тюрьмы. Запрещён также безнадзорный выгул, когда собака может причинить вред прохожим. Для владельцев бойцовых собак предусмотрены особые штрафы за нарушение выгула и содержания до 50 тысяч евро. Также в большинстве европейских стран категорически запрещено разведение собак частными лицами.

Такие серьёзные меры не позволяют владельцам просто так выкидывать собак на улицы и вынуждают более ответственно подходить к решению завести питомца.

Вернёмся к собачьим приютам, о которых у нас много говорят, но псы и ныне на помойке. В США, Великобритании, Франции, Германии, ЮАР бездомных собак отлавливают и помещают в приюты, где они дожидаются новых хозяев. Если за определённый срок (в каждой стране он свой) таковых не нашлось, животных безболезненно усыпляют. Эвтаназия рассматривается как необходимая мера, так как приюты должны быть всегда готовы к поступлению новых животных. Специалисты крупнейших зоозащитных организаций считают, что усыпить животное более гуманно, чем бросить его на улице и обречь на раннюю и мучительную смерть. Я думаю, что каждый артёмовец неоднократно видел на дороге сбитых насмерть машинами, искалеченных, больных и оголодавших псов. Великим чудом для европейских собак считается попадание в приюты ограниченного приёма, принадлежащих, как правило, частным организациям, которые не усыпляют здоровых животных. Здесь они находят новых хозяев или в сытости доживают свой век.

Приют может помочь, когда количество собак на улицах не измеряется сотнями тысяч. На его содержание требуется около 100 тысяч долларов (7 миллионов рублей) в год из расчёта не более 200 собак.

Во многих странах взять собаку из приюта довольно сложно. Как в случае с приёмными детьми, нужно заполнить специальную анкету из 40 пунктов, показать условия проживания и выполнить много формальностей. Это делается для того, чтобы люди ответственно подходили к появлению в доме животного и осознавали все хлопоты, которые с этим связаны.

Отдалённо похожие законные правила есть и у нас, но о них мало кто знает и тем более воплощает. Наша отечественная лояльность приводит к тому, что одичавшие своры собак нападают на людей. Причиной может стать бешенство, возможная угроза безопасности стаи и защита щенков. Не голод и не тяжёлая судьба, а инстинкт выживания. И его никакими словами и сосисками не изменишь.

Самый быстрый и недорогой способ борьбы с бездомными собаками — их  уничтожение. Во времена СССР я дважды случайно был свидетелем такого отстрела. Но за короткий срок на освободившейся территории появлялись новые собаки.

В большинстве развитых стран запрещено убийство здоровых собак, не причиняющих людям вреда. В России отстрел собак запретили в 1999 году, но самовольные расправы над животными происходят до сих пор. Их уничтожают без всяких разбирательств, как правило, после нападений на людей.

И тут вспоминают о гуманизме, в бой идут зоозащитники и собачники.

Я не помню, чтобы кто-то из них пришёл в нашу редакцию со своим мнением, какая-нибудь группа проводила какие-либо регулярные профилактические акции с населением по содержанию собак и ответственности за них, как за члена семьи.

О каком гуманизме к собакам можно говорить, когда чьему-то ребенку собака порвала лицо, а красивой девушке вырвала кусок мышцы из икры. Каждый из нас может стать жертвой.

Волков, тигров и медведей, приходящих в сёла, убивающих овец и собак, попробовавших человеческого мяса, у нас отстреливают или изолируют. Чем лучше стая бродячих собак, рвущая человека? Или нужно подождать, когда это случится, и отстреливать после каждого нападения?

Или собачьи, мягко говоря, фекалии, которые валяются среди травы газонов. Многие привыкли к такому ландшафту. Привыкли к снегу, разрисованному собачьей мочой. Привыкли и молча наблюдаем, как хозяйка ведёт ротвейлера без намордника, или вместе с собачницей бесконтрольно гуляют четыре разнокалиберные собаки, тявкающие и гавкающие на всех подряд. «Да они не кусаются», — весело кричит она, когда ей делают замечание. Лаянье среди ночи, шумные разборки за территорию, мусор, вытащенный из контейнеров и растасканный по округе, тарелки с помоями от сердобольных бабушек – это наша среда обитания. Мне это категорически не нравится.

И пока суд да дело, собака так и остаётся единственным из приручённых человеком животных, отношения с которым находятся в состоянии парадокса. Если свинья, корова, овца – это пища, кошка – хитрая и ласковая игрушка, то собака – и друг и враг.

Собаки всё понимают, порой даже когда вы ничего не говорите. У них выражение глаз умней, чем у некоторых людей, и генетическая ответственность за своего хозяина гораздо больше. Тысячи собак отдали за людей свои жизни, а мы калечим тысячи их жизней своим безрассудством.

Пусть у каждой собаки будет дом и хозяин, а у хозяина верный друг и собеседник. Да, да, собеседник. Они почти не «говорят», но они – самые лучшие слушатели.

Если мнение автора не совпадает с мнением читателя, с удовольствием ждём его в нашей редакции. Может быть, у кого-то есть решение этой проблемы или информация о том, что она методично перестаёт быть таковой.

Дата публикации материала: 12.11.2021

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера