Главная » Статьи » Счастье в шести струнах

Счастье в шести струнах

Этот инструмент был создан в Испании. За века он обошёл весь мир и во многих странах оставил особенный след. Благодаря ему появились русская семиструнная, мексиканская, гавайская, бразильская, цыганская и другие виды гитар, давших возможность тысячам людей стать музыкантами.

На вид простой, но для классической игры сложный инструмент до сих пор звучит во дворах, на бардовских сборах, маленьких поселковых сценах и в огромных концертных залах. «Гитара универсальна, — сказал мне преподаватель игры на классической гитаре ДШИ №2 Григорий Азаренко. — Она аккомпанирующий и сольный инструмент во многих стилях и направлениях музыки». С Григорием Азаренко мы встретились в преддверии Дня гитариста, который отмечается 27 ноября. Дата приурочена ко дню рождения гитариста-виртуоза 60-х годов Джими Хендрикса. По мнению музыковедов, именно он раскрыл безграничные возможности звучания электрогитары и в корне изменил рок-музыку. Наш разговор с Григорием Азаренко касался его пути к гитаре и нынешних ощущений, как преподавателя классической гитары.

— Григорий, как случилось, что ты захотел научиться играть на гитаре?

— У родственников на шкафу лежала семиструнная гитара, и когда мне было 3-4 года, я брал её и изображал, что на ней играю. Это было детское неосознанное баловство. В третьем классе у меня снова возникло желание, но мама решила, что это несерьёзно, и отвела меня учиться игре на фортепиано в артёмовский Дом детского творчества, сказав, что, освоив фортепиано, я с лёгкостью научусь игре на гитаре. Она сама когда-то училась в музыкальной школе, и в нашем доме было пианино. Я с нежеланием занимался, хотя педагог видела во мне задатки. После трёх лет моих мучений мама поняла, что пианистом мне не стать. Серьёзно я заболел гитарой в 14 лет. Папа моего одноклассника, Миши Лесковского, научил его играть на шестиструнной гитаре. Осенью мы собрались в поход вместе с классным руководителем, и я загорелся идеей спеть что-нибудь у костра, так сказать, блеснуть своим талантом. За две недели с помощью Миши и на его гитаре я выучил песню Виктора Цоя  «Пачка сигарет». Это была моя первая песня перед аудиторией. Для меня это был успех, подтолкнувший к серьёзным занятиям гитарой. Я завёл большую тетрадь, записывал тексты песен и аккорды, которые брал у старших парней со двора.

Дома гитары не было, и я бегал к Мише. Пока он играл в компьютере, я разучивал песни. Это была советская любительская гитара, которая постоянно расстраивалась, требовала регулировки грифа и струнами резала пальцы. Я говорил родителям, что учусь играть на гитаре и если бы она была дома, то по вечерам я бы пел песни. Мои фантазии на родителей не действовали.

Как-то я принёс Мишину гитару домой, и отец услышал, как я играю и пою «Утреннюю гимнастику» Владимира Высоцкого. Он был удивлён, что и стало толчком к моему дальнейшему, уже профессиональному обучению. Мой дядя, родной брат отца, дружил с преподавателем гитары ДШИ-2 Анатолием Викторовичем Вальтером. В их компанию входили известные в городе музыканты Николай Кузнецов и Олег Ефименко. Так, в 8-м классе я стал обучаться у Анатолия Викторовича игре на классической гитаре. Два года я учился в ДШИ-2, после четыре года в музыкальном колледже во Владивостоке, затем пять лет в Академии искусств. Преподавать в нашей школе искусств начал, ещё будучи студентом академии.

— Есть ли у тебя образцы гитарного мастерства, которых ты слушаешь больше остальных или стараешься подражать в стиле их игры?

— Хороших гитаристов мировой славы много, но мне ближе классические гитаристы-виртуозы: итальянец Аниелло Дезидерио и бразильский дуэт братьев Сержиу и Одера Ассад. Они суперпопулярны во всем мире, их игра запредельна для понимания и повторения.  Для себя я предпочитаю исполнять лирические мелодии. На мой взгляд, изначально гитара была создана именно для них. В машине слушаю шансон Круга, Высоцкого, Розенбаума, Трофимова. Нравятся «Машина времени», «Воскресение», короче, песни, в которых есть смысл. Вот такой разброс музыкальных предпочтений.

— Вопрос от желающих научиться играть на гитаре: имеет ли значение размер рук и какую гитару лучше выбрать?

— По своему опыту скажу, что размер ладоней, пальцев не имеет большого значения. У меня рука небольшая, но особых сложностей я не испытываю. В каждом случае есть свои сложности – длинными пальцами легче взять сложный аккорд, но сложнее перебирать струны и наоборот. Главное, чтобы была растяжка между пальцами, их гибкость и упорство в освоении инструмента. Первую гитару лучше покупать классическую, с широким грифом, чтобы расстояние между струнами было больше, что облегчит постановку пальцев. Естественно, на такую гитару необходимо устанавливать нейлоновые струны. После, когда будут навыки, можно выбрать инструмент по душе. Если у юноши или девушки нет возможности посещать школу искусств, в интернете есть обучающие занятия игре на гитаре.

— Многие известные российские и заграничные рок-гитаристы на заре своей музыкальной карьеры были самоучками и добились славы. Есть ли необходимость изучать ноты и тонкости сольфеджио?

— Я не знаю биографий музыкантов-рокеров, но думаю, что для их уровня эти знания были не обязательны, но надеюсь, что в процессе творчества они всё же подтянули теорию музыки. Она первостепенна для классического музыканта, как её знание важно в любой профессии. С ней приходит другое понимание музыки, её секретов и тонкостей.

Гитара в наше время считается одним из самых популярных инструментов. Она покоряет слушателей разных возрастов своей уникальностью и многогранностью. Благодаря ей звучат романс, блюз, кантри, фламенко, джаз. Она стала родоначальником современных направлений музыки от рок-н-рола до тяжёлого рока, и у каждого стиля есть свои сторонники.  Лидер британской группы «Ху» Питер Таунсенд как-то сказал: «Гитара — это хороший друг. Если вы играете на гитаре, вы полностью счастливы».

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 26.11.2021

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера