Дата Дня Военно-воздушных сил России имеет символическое значение. Большинство источников ссылается на указ Николая II от 12 августа 1912 г., который является исторической точкой отсчёта основания воздушного флота. Однако в реальности существует только один исторический документ с подобным содержанием – приказ № 397 от 30 июля этого же года (12 августа по новому стилю), завизированный генералом от кавалерии и военным министром В. А. Сухомлиновым. Согласно данному приказу, была создана специальная воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба под управлением генерал-майора М. И. Шишкевича. На официальном уровне в современной России это событие установлено Указом Президента РФ № 949 от 29 августа 1997 года.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Потребность в отдельном авиаторе, который бы, кроме управления самолётом, занимался вопросами навигации, появилась практически одновременно с появлением военных самолётов. С началом Первой мировой войны, где военная авиация применялась уже достаточно широко, выросла необходимость в наведении огня, в прицельном бомбометании, в воздушной разведке. Кроме того, увеличилась дальность полётов, и у лётчиков возникали трудности в ориентировке на незнакомой местности. Именно тогда в авиации была введена должность штурмана. С тех пор, несмотря на принципиальные изменения в конструкции и оснащении самолётов, появления новых видов авиационного вооружения, штурманы были и остаются элитой военной авиации. Кроме обеспечения воздушной навигации, расчёта времени полёта и запасов топлива, прицеливания и сброса бомб, наведения и пуска ракет, десантирования техники и состава, основной задачей штурмана является выполнение боевого задания.
ДОРОГА В НЕБО
Подполковник запаса, штурман морской авиации Валентин Андреевич Двужилов на мой обывательский вопрос о том, кто же такой всё-таки штурман авиации и каковы его главные задачи, отвечает с улыбкой: «Ну да, как пассажир в такси, который указывает водителю самый верный маршрут до точки назначения», а потом добавляет: «Но в самый ответственный момент может взять управление полностью на себя».
Валентин Андреевич отдал морской авиации 31 год. Он налетал более 3000 тысяч лётных часов, освоил штурманское дело практически на всех типах морских ракетоносцев, стоявших на вооружении в 183 морском ракетоносном авиационном полку, заслужил наивысшую квалификацию штурман-снайпер. За особые заслуги перед Отечеством награждён Орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
Начинал он свой воинский путь в военно-морском минно-торпедном авиационном училище города Николаева, куда был направлен по предложению горкома комсомола из родного Борисоглебска. Учёба давалась легко, особенно любимые предметы — самолётовождение и бомбометание. Времени хватало и на занятия спортом. Уже в училище он выполнил норматив по первому взрослому разряду в лёгкой атлетике. Не любил плестись в хвосте, всегда стремился быть первым, будь это предмет по специальности или гаревая дорожка. Четыре курсантских года пролетело быстро, и затем судьба преподнесла ему подарок — по распределению Валентин Двужилов попал на Дальний восток, в минно-торпедный авиационный полк с определением места базирования — аэродром Майхэ. В полку быстро освоил нюансы штурманского дела на самолете Ил-28 и приступил к службе. Но ровно через год этот полк, в связи с поступлением в войска новых самолётов Ту-16, расформировывается, и лейтенант Двужилов, переучившись на штурмана Ту-16, получает предписание в 49 минно-торпедный авиационный полк, который базировался в черте города Артёма на аэродроме Кневичи. Тогда юный лейтенант и не предполагал, что этот полк и этот город станут для него и родным домом, и школой жизни, и рабочей площадкой службы ратной. Той площадкой, на которой он вырос от лейтенанта до подполковника, от штурмана самолёта до старшего штурмана полка.
КОРМЧИЙ ИЛИ РУЛЕВОЙ
В доме Валентина Андреевича хранятся размеченные карты тех лет, на которых он показывает маршруты вылетов морских ракетоносцев — основного «ударного кулака» Краснознамённой дивизии имени Героя Советского Союза Николая Острякова. В зоне учений были специальные полигоны в заливе Петра Великого, где выполняли в том числе стрельбы по наземным, островным целям радисты и командиры огневых установок. Ракетный полигон располагался недалеко от Советской Гавани в Хабаровском крае: мишенями для ракетного удара были затопленные корабли либо специально установленные уголковые отражатели. Доказательством поражения целей всегда служили фотографические снимки: либо самой цели, либо экрана локатора во время пуска ракеты. Для каждого вида оружия существовали свои нормативы, и от их выполнения зависела оценка подготовки экипажа. «Бомбометание, тактические пуски ракет, взаимодействия с кораблями флота – это ещё одна из сторон выполнения учебных задач – вспоминает Валентин Андреевич. Для кораблей мы специально пускали низколетящие ракеты на высоте 200–500 метров, которые они должны были поразить. Для корабельных зенитчиков в качестве целей сбрасывали бомбы на парашютах. В указанных квадратах сбрасывали мины. Точность выполнения основной боевой задачи лежала полностью на штурмане, и при подходе к зоне полигона или указанному району, управление воздушным судном он полностью брал на себя. У нас был случай, когда штурману вообще пришлось садить самолёт, так как у командира экипажа во время полёта неожиданно схватило сердце».
Самые дальние полёты, которые совершали экипажи ТУ-16 183-го полка пролегали вдоль побережья Приморского, а затем и Хабаровского края и через остров Кетой (остров средней группы Большой гряды Курильских островов) уходили вглубь Тихого океана на расстояние до 300 км. На выполнение поставленных задач отводилось от четырёх до пяти часов.
СТАРШИЙ ШТУРМАН
Наработанный боевой опыт, постоянное желание совершенствоваться и полная отдача любимой военной профессии стали основными и решающими факторами для назначения Валентина Андреевича Двужилова старшим штурманом 183 морского ракетного авиационного полка. Работа эта больше считается командной, но и ответственность здесь возрастает многократно, ведь под контролем выполняют поставленные задачи три эскадрильи по десять экипажей в каждой. Недаром говорили, что старший штурман – это правая рука командира. «Полётные задания для каждого экипажа составлял сам, – говорит Валентин Андреевич, показывая карточку полётного задания. Часть из них повторялась регулярно, а в некоторые вводили коррективы. Например, если раньше в заданной точке проводился сброс бомбы, то экипажу мы вводили дополнительной новый разворот для того, чтобы по цели также отрабатывали радист со своего пулемёта и командиры огневых установок. Бывало, что высшее начальство было недовольно такими решениями, руководствуясь какими-то своими соображениями, но мы всегда отстаивали свою точку зрения по повышению боевой готовности экипажей». Одними из самых напряжённых периодов были учения всего полка, когда за 36 часов полк должен был совершить три вылета. Все экипажи, всех трёх эскадрилей уходили на взлёт с интервалом в одну минуту, выполняли задание и садились с интервалом в три минуты. Но если экипажи могли себе позволить между вылетами полноценный отдых, то командный состав полка после выполнения поставленной задачи занимался анализом прошедших полётов, готовил отчёты и контролировал подготовку к новому вылету.
«Во время учений они жили в своей части, в своем полку, – вспоминает Зоя Александровна, супруга подполковника Двужилова. Мне это известно, как никому другому. Приходил Валентин домой, спал буквально три часа и снова уходил. Но я никогда не слышала, чтобы он жаловался на свою работу. Он со своими однополчанами жил этими полётами и учениями. Это было состояние его души». С особой теплотой Валентин Андреевич говорит о командире своего полка Фёдоре Семёновиче Илющенко, о своих товарищах по воинской службе, с которыми провёл много лет на военном аэродроме Кневичи. В кругу друзей не только по службе, но и в жизни лётчик-инструктор Юрий Лазаревич Калишманов, лётчик Владимир Иванович Попов, командир эскадрильи Николай Кузьмич Харитонов, зам. командира полка Сергей Евгеньевич Михерский, командир огневых установок Владимир Викторович Шахмаев, командир отряда Леонид Никандрович Волосников и многие-многие мичманы и офицеры, с которыми свёл его путь служения Отечеству. За годы службы Валентин Андреевич сам подготовил не одно поколение штурманов, передав им свой богатый опыт. Говорят, что такие офицеры и штурманы, как подполковник Двужилов – это бесценный золотой фонд морской авиации. Сам же Валентин Андреевич на вопрос, если бы всё в жизни начать сначала, говорит, что без тени сомнения проделал бы тот же самый путь.
Автор: Дмитрий Подольский
Благоустройство дворов продолжается
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Дружба и сотрудничество в новом формате
Категория:
Общество, Статьи
Военную технику покажут на форуме «Армия–2022»
Категория:
Общество, Статьи
Вместе они могут больше
Категория:
Общество, Статьи
Присяга на верность родине
Категория:
Общество, Статьи
Нестандартный подход
Категория:
Общество, Статьи
Бизнес молодых и креативных
Категория:
Общество, Статьи
Под флагом соперничества и дружбы
Категория:
Статьи, Физкультпривет
Остерегайтесь телефонных мошенников
Категория:
Общество, Статьи
Директору лагеря «Юность» предъявлено обвинение
Категория:
Общество, Статьи