Главная » Статьи » Победа на дальних рубежах

Победа на дальних рубежах

2 сентября в России отмечается День окончания Второй мировой войны. Основанием для установления памятной даты считается Акт о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури».

Чем больше лет отдаляет ныне живущих людей от осени 1945 года, тем меньше свидетелей тех событий остаётся в живых. Но память о них живёт в семьях, в альбомах с пожелтевшими фотографиями, в наградах, сложенных в картонную коробочку, грамотах и газетных вырезках в папках с тесёмками.

Родители Юрия Витальевича Митракова были участниками Второй мировой войны. Для него они не просто мама и папа, а герои, своей жизнью и служением Отечеству доказавшие, что к победе приводят вера и борьба.

Приборы, подскоки, снаряды

Его отец Виталий Дмитриевич Митраков родился в 1918 году в городе Шадринске на Урале. После семилетки поехал к сестре в Казань, где устроился учеником чертёжника в «Казаньземстрой». В 1939 году его призвали в Красную Армию, сначала в школу младших авиационных специалистов в Спасске. Там его застала Великая Отечественная война. В составе авиационного полка истребителей И-15 и И-16 красноармеец Митраков служил механиком по приборам, выполнял их установку, настройку и ремонт. Всю Великую Отечественную войну дальневосточные военные авиаторы оберегали покой границ, патрулируя и пресекая  полёты японских самолётов над территорией СССР.

Юрий Витальевич рассказал, как отец получил орден Красной Звезды:

— Это было в 43-м году. Отец был начальником караула по охране авиабазы. К нему прибежали несколько женщин – жён офицеров. У некоторых семей рядом с аэродромом были огороды. Женщины рассказали, что видели мужчину, который, сначала пригибаясь, крался между огородов, а после начал что-то закапывать возле куста. Решение пришло быстро – задержать самостоятельно, не вызывая помощь, на что могло уйти время. Подозрительный человек не сопротивлялся, когда отец направил на него ружьё. После ареста оказалось, что это был сын русского эмигранта, направленный японцами для совершения диверсии. В яме бойцы нашли советские деньги, документы, взрывчатку, запалы.

В 44-м году, когда Красная Армия шла на запад и было ясно, что войны с Японией не миновать, Виталия Дмитриевича с отделением красноармейцев послали на строительство аэродромов «подскока» вдоль границ, необходимых для посадки, быстрой заправки, вооружения самолётов и дальнейшего выполнения задач на больших дистанциях от основной базы. Солдаты вырубали лес, расчищали площадки, строили времянки.

Объявление войны Японии 8 августа 1945 года и начало боевых действий на Дальнем Востоке застали Виталия Дмитриевича в Лесозаводске. Он был переведён в оружейники. Обновлял боезапас патронов и бомб,  менял и ремонтировал вооружение. Порой военная ситуация требовала быстрых действий в любое время суток, так как сначала японцы не хотели сдаваться без боя. От всех авиатехников и оружейников необходима была быстрая и слаженная работа. Окончание Второй мировой войны старшина Виталий Митраков встретил в Спасске. Кроме ордена Красной Звезды, он награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны 2-й степени.

Отыгрались на «Отомара»

Мама, Елена Емельяновна, родилась в 1926 году в селе Уссурка Шмаковского (Кировского) района, после семья переехала в Лесозаводск. Когда ей исполнилось 17 лет, по комсомольскому призыву была направлена в Дальневосточное морское пароходство. Её определили буфетчицей на пароход «Каширстрой». Это был 1943 год, когда США стали активно помогать СССР по договору ленд-лиза. Американцы давали взаймы, в счёт будущей оплаты, боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьёнефтепродукты.

— Этим и занимался сухогруз «Каширстрой», — рассказывает Юрий Витальевич. — Мама говорила, что возили разобранные паровозы, самолёты, машины, вооружение. Их опускали в нижние трюмы, а верхние засыпали зерном, чтобы японцы, контролирующие пролив Лаперуза, при пограничном осмотре не смогли их обнаружить.

Около половины грузов по ленд-лизу проходило через Владивосток и далее на запад по Транссибирской железнодорожной магистрали.

До 9 августа 1945 года Япония не воевала с Советским Союзом, однако она являлась союзницей Германии по Тройственному пакту и воевала с союзниками СССР — США и Великобританией. Любое американское судно, направлявшееся к Владивостоку, могло быть потоплено. В связи с этим ленд-лиз доставлялся во Владивосток только судами под советским флагом. На их палубах были установлены крупнокалиберные пулеметы и пушки, в состав экипажа входила военная команда.
Японское правительство было против военно-экономического сотрудничества СССР и США. Поэтому японцы вредили как могли. Незамерзающий Сангарский пролив между островами Хоккайдо и Хонсю для прохода советских судов закрыли. В проливе Лаперуза между островами Сахалин и Хоккайдо стояли японские минные поля с узкими проходами. Все проходящие суда проверялись и могли быть задержаны без всякой причины.

— Мама была в Сан-Франциско, Сиэтле и Такоме, в которых загружались суда, — рассказывает Юрий Витальевич. — В 45-м году, но ещё до начала войны с Японией она работала на танкере «Сахалин». Японцы арестовали судно и без сообщения советской стороне отконвоировали в свой порт. Слили всё горючее из танков, экипаж держали больше месяца на скудном пайке, без связи и информации. Многие попрощались с жизнью, так как были ежедневные угрозы. Но в советском посольстве всё же узнали об аресте судна, нашли его в порту и освободили всех, кто на нём находился.

Японские офицеры вели себя на советских судах как хозяева, чувствуя своё превосходство и безнаказанность. Юрий Витальевич вспомнил случай, рассказанный мамой:

— Как только проверяющая команда поднималась на борт, наши матросы становились кольцом вокруг пушек и пулемётов, чтобы японцы не могли подойти и снять затворы с вооружения. Зашёл офицер в мой буфет, где на специальных полках была развешана штормовая посуда. Взял стакан и сказал: «Налей водка». «Нет водки», — ответила. Он стакан об пол, взял второй и снова: «Дай водка». А водки в самом деле не было. Продуктов на судне было только до Америки и обратно. Если что-то оставалось, передавали на судно, идущее в рейс. Не получив водки, офицер смахнул с полок посуду, выругался и ушёл. Оскорблений было много в адрес экипажа, но до рукоприкладства и стрельбы дело не доходило.

Всё это время патрулировал пролив Лаперуза сторожевой корабль «Отомара». Он так надоел советским морякам за время перевозок и проверок, что, узнав о начале войны с Японией, три находящихся там советских судна сблизились с ним и расстреляли чем только было возможно, затопив его за пять минут.

Елена Емельяновна всю жизнь хранила фото своей подруги, с которой ходила в рейсы. Оно осталось в нынешнем архиве семьи. Юрий Витальевич не запомнил её фамилию. Знает только имя — Аня. Она была радисткой на «Каширстрое», немного обучала маму, которая тоже хотела стать радисткой и поступить на курсы. В 44-м году, после возвращения из рейса, Аню сразу пересадили на другое судно, следующее в Америку. Через два дня оно было торпедировано японцами, и Ани не стало. Могла погибнуть и мама Юрия Витальевича. Дважды судно, на котором она ходила, подвергалось торпедным атакам с подводной лодки, и только зоркость наблюдателя, мастерство экипажа и капитана спасли его от гибели.

За участие в войне Елена Емельяновна награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, несколькими юбилейными медалями.

Заслуга каждого

Виталий ездил в Лесозаводск из Спасска по делам ремонтной базы и на танцах в Доме офицеров познакомился с Еленой. Это было в 1943 году. Военное лихолетье не давало времени для частых встреч. Через год после окончания войны они сыграли свадьбу. В этом же году на свет появился сын Станислав, через восемь лет – Юрий.

Виталий Дмитриевич уволился из армии в 1966 году, отслужив сверхсрочную 28 лет. По предложению сослуживца семья переехала в Алма-Ату. Через пять лет из-за болезни Елены Емельяновны они вернулись во Владивосток. Виталий, будучи военным пенсионером, смог заняться с детства любимым хобби – рисованием. Писал картины, работал в школах и музеях художником-оформителем. Елена до пенсии по инвалидности работала в «Союзпечати» на разных должностях. Их не стало в 2006 и 2002 годах.

В разговоре Юрий Витальевич с нежностью и состраданием вспоминал свою маму. Хрупкая девчонка три года ходила под смертью. Могла погибнуть в плену, от японской торпеды или авиабомбы.

— День Победы, 9 мая, родители отмечали обязательно, — говорит Юрий Витальевич. — Это был самый главный праздник для них. Собирались с роднёй и друзьями, среди которых были участники боёв. Разговоры о войне начинали с Москвы и Берлина и постепенно доходили до Владивостока. Меньше чем через месяц с начала войны с Японией на Дальнем Востоке была поставлена жирная точка во Второй мировой войне. В общей победе есть заслуга и моих родителей.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 02.09.2022

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера

Учебный год в обновлённых школах
Категория: Образование, Статьи

Объект большой реконструкции
Категория: Благоустройство, ЖКХ, Статьи

Из колониального раба – в самостоятельный народ
Категория: Статьи

Совместные решения экономят средства и приносят результат
Категория: Благоустройство, ЖКХ, Статьи

Первое сентября — важный день календаря
Категория: Образование, Статьи

Котельные готовятся к отопительному сезону
Категория: Общество, Статьи

Ближе сердцу города не знаю…
Категория: Мой город, Статьи

Прозрачно и ответственно
Категория: Бизнес, Статьи

Сохранить национальную самобытность
Категория: Общество, Статьи

Традиции угольной отрасли закладывались в Артеме
Категория: Мой город, Статьи

Любовь к природе и культуре края через искусство
Категория: Парк культуры, Статьи

К родной земле особые симпатии
Категория: Мой город, Статьи

Автодилеры в Артёме
Категория: Бизнес, Статьи

Долгожительство в … песне
Категория: Общество, Статьи