Юрий Анатольевич Тарасов известен не только среди артёмовских любителей истории, как автор статей и книг. Он написал книгу «Артём на заре своей истории: факты против легенд (1863 – 1917 гг.)», пожалуй, это самое подробное изложение истории заселения нашего округа за дореволюционный период. Уже готова вторая часть хронологии Артёма. Она касается гражданской войны на территории Дальнего Востока. В преддверии 100-летия окончания войны на Дальнем Востоке и состоялся разговор с автором.
— Юрий Анатольевич, как называется ваша книга? Сколько лет вы над ней работали? Какова для вас была необходимость её создания?
— Моя книга называется «Артём в гражданской войне (1917 – 1922 гг.)». Это вторая книга цикла «Предыстория Артёма: 1860 – 1938 гг.», начатого в 2006 году публикацией книги «Артём на заре своей истории: факты против легенд (1863 – 1917 гг.)». Вторая книга была закончена в июле 2018 года. Есть ещё третья, завершающая, книга цикла, которая называется «Артём в первые советские годы. Рождение города (1922 – 1938 гг.)». Она была готова к февралю 2019 года.
Работа над данным циклом началась в 1998 году, когда я, будучи сотрудником только что открывшегося историко-краеведческого музея города Артёма, начал собирать материал, основанный на воспоминаниях старожилов и сведениях из архивов по довоенной истории Артёма, о которой на тот момент было крайне мало опубликованной информации. Постепенно сложилось убеждение в необходимости написания книги на эту тему. Продолжил работать над ней и после ухода из музея в 1999 году. В своей основе первая книга была готова уже к середине 2004 года. Следующие полтора года я только дополнял и совершенствовал её, параллельно обивая пороги в поисках спонсоров.
Планировал приступить к написанию очередной книги цикла сразу после издания первой в 2006 году, но помешали вновь возникшие обстоятельства. В мае 2007-го я стал соискателем в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока и вынужден был сосредоточиться на подготовке диссертации. Её темой я выбрал «Партизанское движение на Дальнем Востоке (1918 – 1920 гг.)».
По семейным обстоятельствам написание диссертации было отложено, и только в 2016 году смог вернуться к ней. Когда она была почти окончена, оказалось, что мой научный руководитель умер, учёный совет при институте ликвидирован, а диссертация по моей теме защищена в другом вузе другим исследователем. Так я остался просто историком-краеведом, без учёных званий и степеней и права их когда-либо получить. В том же 2016-м я возобновил работу над циклом по предыстории Артёма.
— Поговорим о гражданской войне. Какие территории края были заняты интервентами и белогвардейцами в её начале?
— После апрельского вооружённого нападения японских интервентов на войска коалиционного правительства Приморской Земской Управы в 1920 году им удалось установить свой контроль над 30-вёрстной полосой по обе стороны железной дороги до Хабаровска включительно. Эти события применительно к Артёму описаны у меня в главе «Конфликт с Японией». В мае 1921 года в этой зоне установилась власть белого правительства братьев Меркуловых. Остальную территорию Дальнего Востока и Забайкалья фактически контролировала советская Дальневосточная Республика (ДВР). С этого момента в Приморье начался второй этап партизанского движения, который продолжался вплоть до вступления войск Народно-революционной армии (НРА) во Владивосток в октябре 1922 года и окончания гражданской войны на Дальнем Востоке России. В моей книге его ход в Артёме и на прилегающих к нему территориях юга Приморья отражён в главах «Гражданская война продолжается» и «Последние бои».
— Какая ситуация была во Владивостоке и пригороде в начале войны.
— Военно-политическую ситуацию в наших местах до начала партизанской войны против режима Колчака я осветил в главе «Начало военного противостояния». Это сделано в относительно краткой форме, поскольку на территории нынешнего Артёма никаких событий такого рода в то время не зафиксировано. В главе раскрываются причины начавшегося тогда противостояния в Приморье местных органов земского самоуправления с колчаковскими властями, что и дало потом толчок к восстанию крестьян зимой 1919 года.
— Какими силами велась гражданская война – партизанами, регулярными войсками, ополченцами?
— До свержения первых Советов на Дальнем Востоке военные действия здесь велись фронтовым способом с участием как частей регулярной армии (РККА и войска интервентов), так и ополченческих формирований (Красная гвардия и добровольческие отряды белых казаков, бывших офицеров русской армии). Территорию Артёма эти события обошли стороной, хотя некоторые её жители в них участвовали, например, Ф.Х. Черепенько и И.К. Коваленко.
После разгрома Советов военные действия на Дальнем Востоке временно прекратились и возобновились лишь с началом восстания местных крестьян против режима адмирала Колчака в январе 1919 года. Крестьянское восстание было поддержано всеми революционными партиями и под их влиянием в апреле 1919 года переросло в широкое партизанское движение. Партизаны преимущественно действовали против белой милиции и регулярных частей колчаковской армии, но в некоторые периоды им приходилось сражаться и с интервентами. Все те бои, которые происходили на территории нынешнего Артёмовского городского округа или в которых участвовали его тогдашние жители, описаны в моей книге, с указанием состава и численности сторон. Подробно описана история возникновения и деятельности отрядов артёмовских партизан на всех этапах партизанского движения.
— Юрий Анатольевич, какие территории края освобождались самостоятельно, путём переговоров и насильственно?
— Путём переговоров районы края очищались только от интервентов. Так японские войска были выведены в феврале-марте 1920 года из Амурской области, осенью того же года – из района Хабаровска и из Забайкалья, в июле-октябре 1922 года поэтапно – из южного Приморья. После их ухода на эти территории входили войска НРА и с помощью партизан выбивали оттуда относительно немногочисленные силы белогвардейцев, остатки которых уходили на сопредельные территории Китая.
— Два года войны. Какие причины такого долгого срока?
— Второй и третий периоды, после Меркуловского переворота, гражданской войны на Дальнем Востоке и в Забайкалье, продолжались ровно два с половиной года: с апреля 1920 и до вступления частей НРА во Владивосток 25 октября 1922 года. В целом же гражданская война здесь длилась с перерывами значительно более четырёх с половиной лет, если считать от возникшего в феврале 1918 года Даурского фронта против войск атамана Семёнова в Забайкалье, где воевали и советские части из Приморья и Приамурья. Такая большая продолжительность борьбы была обусловлена, конечно, присутствием интервенционистских сил крупнейших мировых держав того времени, вступать в прямое военное противостояние с которыми Советская Россия была тогда совершенно не способна. Поэтому и делалась ставка в основном на дипломатию, успехи которой были подготовлены активной деятельностью красных партизан и созданием ДВР.
— Какие были основные сражения, решившие исход войны?
— Исход же первого периода партизанской борьбы был решён победами Красной армии на Урале и в Сибири. Только после разгрома там белого фронта, сделавшего неизбежным крах колчаковского режима, началось широкое наступление партизан в ноябре 1919 года на дальневосточные города с массовым переходом на их сторону местных колчаковских частей. Кстати, этот успех Красной армии был подготовлен началом партизанского движения на Дальнем Востоке зимой 1919 года, почти полностью сорвавшим мобилизацию в колчаковскую армию местных призывников. В результате Колчак недополучил перед решающими сражениями в Поволжье весной того года свыше 40 тысяч солдат, то есть почти треть боевого состава его фронта, что во многом и предопределило их исход.
На последнем этапе гражданской войны на Дальнем Востоке очень важное значение имели победы НРА над белогвардейцами под Волочаевкой и Спасском. Свою лепту в общий успех внесли и партизаны, которые провели в 1922 году ряд боёв с белыми в Приморье, отвлекая на себя значительную часть их сил. Один из таких победоносных боёв произошёл на территории нынешнего города Артёма, в Кневичах, в июне того же года. Он тоже подробно описан в моей книге.
— Справедливо ли возвеличены Сергей Лазо и другие герои гражданской войны?
— Сергей Лазо и другие герои гражданской войны на Дальнем Востоке объявлены таковыми лишь одной из сторон этого противостояния, ставшей в итоге победителем, – коммунистическим руководством СССР. Герои других сторон в советском государстве были преданы забвению или проклятию. Я говорю «других сторон», потому что всего их было значительно больше, чем две. Даже на стороне советской власти сражались не только большевики, но и представители таких революционных партий, как левые эсеры, эсеры-максималисты, анархисты-коммунисты, а также разнообразные беспартийные группы. Те из них, кто не перешёл в ходе войны или сразу после неё в ряды ВКП(б), среди героев гражданской войны потом не числились.
В белом движении тоже было несколько сторон – это монархисты, сторонники буржуазной республики (кадеты) и социалисты (правые эсеры и меньшевики), которые не очень ладили между собой и порой вступали даже в вооружённое противоборство друг с другом, что, конечно же, сильно облегчало задачу советским властям.
Были и другие силы, попеременно выступавшие то за красных, то за белых, в зависимости от того, на чью сторону клонилась «госпожа удача». К таковым можно отнести на Дальнем Востоке, например, часть общин местных аборигенов и старожилов-крестьян, в том числе живших в тайге старообрядцев, большинство из которых, впрочем, предпочитали придерживаться нейтралитета, не выступая открыто ни за одну из сторон. Но были среди них и те, кто с самого начала партизанского движения воевал только на стороне белых (Тарбогатай и ряд других селений в Амурской и Приморской областях), из-за чего сильно страдали от набегов партизан. Один из таких набегов на село Старая Варваровка в районе Анучино описан и в моей книге об Артёме.
Но вернусь к вашему вопросу о возвеличивании Сергея Лазо. Да, ему досталось в итоге больше лавров, чем всем остальным его соратникам по партизанской борьбе. Это случилось во многом потому, что подавляющее большинство остальных героев стали жертвами сталинских репрессий 30-х годов (Н.К. Ильюхов, Г.М. Шевченко, И.В. Слинкин и другие). Сыграли свою роль и необычная гибель Лазо, и то, что в его смерти обвинялись не только белогвардейцы, но и интервенты из Японии, считавшейся до войны главным внешним противником СССР на Дальнем Востоке. Впрочем, нельзя отрицать и того, что Лазо действительно сыграл выдающуюся роль на первых этапах гражданской войны в Приморье и в Забайкалье.
В ноябре 1919 года он побывал и на территории нынешнего города Артёма. Именно через неё проходил маршрут его переброски с базы Майхинского партизанского отряда во Владивосток, куда Лазо был вызван обкомом компартии для организации восстания против колчаковского режима. Об этом также рассказано в моей книге.
— Какое событие считается окончанием войны на Дальнем Востоке?
— Моментом окончания гражданской войны на Дальнем Востоке считается вступление частей НРА во Владивосток 25 октября 1922 года. Правда, военные действия в крае продолжались ещё несколько лет, но связаны они были уже только с подавлением отдельных небольших очагов сопротивления противников советской власти.
— Расскажите интересные факты об Артёме того времени.
— На территории Артёмовского городского округа в годы гражданской войны произошло не менее 12 боевых столкновений партизан с белыми, интервентами и хунхузами. Все они описаны в книге. Есть в ней информация и о белом и красном терроре на его территории. Раскрыты интересные подробности экономической жизни в этот период как на всём юге Приморья, так и в населённых пунктах будущего Артёма, названы многие её участники из числа местных жителей.
Что же касается врагов советской власти, то ими формально могли считаться все тогдашние представители местных органов управления и владельцы бизнеса, поскольку установление её прямо угрожало их существованию. Были сторонники белого режима и среди рядового населения здешних сёл. Именно этими обстоятельствами некоторые авторы воспоминаний объясняли обнаружение и разгром здесь в те годы белыми ряда партизанских баз. Число же сторонников советской власти в разные периоды войны было неодинаковым. Наибольшим оно стало в конце её последнего периода – летом-осенью 1922 года.
О больших городах России сняты фильмы, написаны книги, их богатую историю изучают любители и профессионалы. Залы музеев заполнены экспонатами разных периодов их становления. В маленьких городах есть свои энтузиасты, ценители истории, для которых она является отдушиной, успокоением от того, что будет, что передать потомкам. В Артёме есть свой музей, в библиотеках исторические альбомы и книги о городе. Истории много не бывает. Чем её больше, тем больше открывается истин. Вторая и третья книги Юрия Тарасова находятся в состоянии рукописи, и автор надеется на заинтересованных спонсоров. С утратой собранной информации мы потеряем большой кусок прошлого … и будущего, так как известно, что без знания прошлого будущее выглядит весьма смутно.
Дата публикации материала: 25-10-2022