Главная » Статьи » Общество » На службе у российского закона

На службе у российского закона

10 ноября — День сотрудников органов внутренних дел РФ,  до 2011 года называвшийся — День милиции. Для Нелли Михайловны Сафроновой, подполковника внутренних дел в отставке, старое название ближе, так как её служба проходила именно под званием – милиционер.

Мы встретились с ней в помещении музея артёмовского ОВД, в котором она добровольный гид. Начали разговор с судьбы моей героини. Как советская женщина связала свою жизнь с правоохранительными органами?

НЕ ЗНАЛА, НЕ ГАДАЛА

Её настольной книгой была «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Перечитала её неоднократно во всех изданиях. Было в её героях много волнительного для юной девушки. И на выпускных экзаменах ей выпала тема сочинения о молодогвардейцах. После окончания десяти классов 19-й школы она хотела поступать на археолога в Иркутск. После разговора с мамой, которая знала о её любви к книгам и видела в ней педагога, Нелли поступила в педагогическое училище во Владивостоке. Окончив его через два года и поработав с малышами, она решила, что может дать больше знаний детям школьного возраста, и поступила заочно в Уссурийский педагогический институт на филологический факультет. Там она проучилась два года и после перерыва, связанного с воспитанием своего ребёнка, через несколько лет заочно завершила обучение в институте Комсомольска-на Амуре на факультете педагогики и психологии.

— Как-то мой декан на экзамене спросил у меня, почему у нас в стране высокая преступность, — вспоминает Нелли Михайловна. — Он тогда писал какую-то научную работу на близкую тему. Я ответила, что её уровень зависит от среды проживания, наследственности и воспитания. И привела пример, рассказанный моей мамой, когда, прежде чем из соседних сёл присылать к девушке сватов, отправляли «разведчика», чтобы он собрал о семье всю информацию. Поэтому наследственность — это не только передача талантов и способностей, но и отрицательных черт характера. Её, как и другие факторы, необходимо учитывать.

После разговора с деканом у неё проскользнула и быстро забылась мысль работать в милиции. По окончании института Нелли получила диплом преподавателя педагогики и психологии.

ПО РАЙОНАМ, КВАРТАЛАМ

Отчим Нелли Михайловны, Михаил Петрович Лучанкин, служил в артёмовской милиции участковым. Девочка часто забегала в отдел и знала многих милиционеров.

А после окончания института в 1973 году она повстречала своих знакомых из милиции, которые предложили ей должность инспектора в отделе по делам несовершеннолетних. Она согласилась и надела на себя форму с погонами лейтенанта милиции. Так легонько подталкивала её судьба к такому решению.

— В отделе было четыре инспектора, — рассказывает Нелли Михайловна. — Территория, закреплённая за нами, была от Севастопольской до Угольной. Работа мне нравилась. Первыми моими коллегами и учителями были начальник уголовного розыска Николай Николаевич Овсюк, инспекторы Лидия Васильевна Якута, Валентина Андреевна Михайлова и Лидия Алексеевна Пучкова. Наша инспекция входила в состав уголовного розыска, и мы работали одним «кулаком».

Хотя отдел по работе с несовершеннолетними был профилактической службой, Николай Овсюк часто привлекал нас к расследованию преступлений. В группу входили опер, участковый и инспектор по делам несовершеннолетних.

В остальном работа инспекторов заключалась в общении с потенциальными или уже сформировавшимися малолетними хулиганами. В 70-е годы популярными подростковыми преступлениями были квартирные кражи, воровство велосипедов, мопедов и мотоциклов.

Инспекторы ходили с беседами в школы, неблагополучные семьи, обходили места, где собирались подозрительные компании и ночевали ребята, сбежавшие из дома. Обязательно проводились комиссии, где рассматривались проступки подростков и принимались решения об их судьбе. Всякий раз была надежда, что ребёнок исправится, найдет поддержку и взаимопонимание в семье. К сожалению, не всегда получалось.

— Я плакала, когда кого-то из моих подопечных отправляли в тюрьму, — вспоминает Нелли Михайловна. — Старший опер Александр Петрович Болычев в таких случаях говорил мне: «Иди в детский сад и нянчи там». Я была на седьмом небе, когда моих ребят забирали в армию. Оттуда они возвращались совсем другими людьми.

ПРОЦЕСС НАБОРА В ППС

Спустя пять лет Нелли Михайловну назначили старшим инспектором группы кадров артёмовского ГУВД. Вскоре поступил приказ к концу года укомплектовать группу ППС из пятидесяти штыков. На дворе май. Где брать народ и, главное, быстро?

— Командир созданной группы Александр Дицель, замполит Василий Грибанов и я стали объезжать воинские части и встречаться с солдатами, увольняющимися в запас, — рассказывает Нелли Михайловна. — В первой же части я встала за трибуну, посмотрела в зал и подумала: «Что же это я плакала из-за каждого мальчишки. Тут половина моих старых знакомых».

Приказ был выполнен, и отряд ППС был собран. Необходимостью их создания был всплеск преступности в стране. В официальных источниках целью создания отрядов ППС было повышение организованности и укрепления дисциплины, эффективности охраны порядка в общественных местах. На носу были Олимпийские игры в Москве, которые не должны быть омрачены плохим событием в масштабах страны.

Нелли Михайловна с уважением вспоминает время, когда министром МВД СССР был Николай Щёлоков. Он внёс много положительных изменений в милицейскую службу: ввёл новую форму, увеличил зарплату, принимал на службу только после армии и с полным средним образованием; открыл специальные высшие учебные заведения МВД, где курсанты обучались специальным навыкам расследования и экспертизы.

ШЕСТЕРО СМЕЛЫХ

Стены музея, где мы беседовали, были увешаны плакатами об истории артёмовской милиции и людях, стоявших у её истоков. Память о них свято хранит Нелли Михайловна и делится ею с любым желающим.

Этот год для артёмовских сотрудников внутренних дел считается юбилейным. Сто лет назад на руднике Зыбунный был создан милицейский пост для его охраны и поддержания порядка в окрестных сёлах. Состоял он из шести человек. Его первым начальником был С.С. Денисов, а после Д.Н. Сологубенко. Им досталось разномастное преступное царское наследие, в которое нужно было вселять социалистическую сознательность. Милицейский пост находился на «9-м километре», рядом с железной дорогой. Там же проживали сотрудники и их семьи.

В 1930 году на Зыбунном был создан поселковый отряд милиции. Его первым начальником был коммунист со звучной фамилией Лермонтов, после него — Г.Д. Антропов. Здание ОВД тогда располагалось на месте нынешнего мемориала «Шахтёрская слава».

Во время Великой Отечественной войны часть сотрудников ушла на фронт. Фамилии некоторых сохранились. Это Кузьменко, Шляпников, Бурлак, Шевелёв, Аланин. Всем известен подвиг артёмовского милиционера-оперуполномоченного уголовного розыска, Героя Советского Союза Якова Стёпченко, погибшего в бою под Одером.

Не все вернулись с поля боя. Были и те, кто после победы сменил гимнастёрку на милицейскую форму. Из-за больших военных потерь органы правопорядка нуждались в кадрах. После войны начальниками Артёмовского отдела милиции были Павел Лепилин, Иван Школа, Пётр Митрофанов, Николай Глотов, Виктор Беломаз, Александр Ларионов и Евгений Смоляченко.

КАК НИ НАЗОВИ

В 1984 году сотрудники артёмовского ОВД справили новоселье на Интернациональной, 83. С переездом в новое здание они «переехали» в новое время. Началась перестройка. Артёмовские милиционеры преодолевали изменения государственного строя во главе с полковником Геннадием Бабковым, который передал эстафету полковнику Анатолию Резниченко. В трудные 90-е годы отделом руководили полковники Александр Дицель и Вацловас Юцюс. Реформы коснулись всех сфер государственного устройства и не миновали силовые структуры. Об их последствиях написаны книги и сняты фильмы. Несмотря на неоднозначное отношение общества к милиции, она выполняла свою задачу по поддержанию правопорядка.

Руководителями артёмовской милиции нового века стали полковник Алексей Дарявин и подполковник Игорь Гостев. Полковник Вячеслав Новиков закрывал эпоху артёмовской милиции, в 2011 году реорганизованной в полицию. Вывеска изменилась, а традиции остались. После смены понятий городским УВД руководили Игорь Белоцкий, Алексей Шульженко и Алексей Голя. Нынешний начальник ОМВД РФ по городу Артёму — Анатолий Петрович Захарчук.

За фамилиями руководителей стоят тысячи фамилий подчинённых – сыщиков, следователей, криминалистов, дознавателей, участковых и других сотрудников внутренних дел. С годами и реформами менялись названия отдела милиции, но суть оставалась прежней – служить закону.

 

Нелли Михайловна уволилась из рядов милиции в 1996 году, отдав ей 23 года жизни. Нередко она встречает в городе своих повзрослевших «хулиганов». Кто-то отсидел, кто-то пошёл правильной дорогой, есть примеры, когда ребята пришли служить в МВД.

Частыми гостями в музее бывают её сослуживцы, школьники, приезжающие на экскурсии. Оторваться от старых знакомых не даёт телефон.

Нелли Михайловна попросила поздравить через газету всех сотрудников внутренних дел города, особенно её ветеранов, с профессиональным праздником. Перед моим приходом она готовила для них поздравительные открытки. Её пожелания были традиционными для милиции – стойкости и выдержки, здоровья и спокойствия, выхода из самой трудной ситуации.  Пусть работа будет безопасной, а в семьях царят любовь и понимание.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 11.11.2022

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера