Главная » Статьи » Парк культуры » Конструктор иной реальности

Конструктор иной реальности

Когда мы стремимся запечатлеть пролетающие мгновения жизни, то по привычке хватаемся за сотовый телефон и бездумно снимаем на камеру все, что выхватит взгляд – лица друзей, забавные сценки, красивый пейзаж. Но все это – только копия, простая фиксация реальности. Однако есть люди, которые умеют метафорически переосмысливать увиденное в странных, причудливых и завораживающих визуальных образах, придавая привычной реальности новые смыслы с помощью кисти и красок. Они свободны от устоявшихся традиций, не боятся экспериментировать и обладают своим неповторимым почерком.

Артем может похвастаться тем, что у него есть свой художник-сюрреалист. В отличие от прочих коллег по кисти, он переносит на холст не картинки с натуры, а те видения, что рождаются в его подсознании. Как же среди одинаковых георгин на нашей провинциальной клумбе вырос столь экзотический цветок?..

ИГОРЬ ЩЕРБАКОВ родился в Артеме в 1974 году и поначалу не сильно отличался от своих ровесников. Но печать своеобычности присутствовала в нем всегда и проявилась уже в школе. Его оставляли равнодушным точные науки. Зато щуплый подросток проявлял усердие на уроках рисования, черчения и труда. Склонность к эксперименту и конструированию, судя по всему, Игорю привили родители. В 16 лет Игорь увлекся фотографией – ему нравилось запечатлевать предметы вещного мира под необычным углом зрения: он фантазировал с проявкой и фиксажем, монтировал разные изображения.

Игоря Щербакова всегда отличала пытливость ума – он жадно впитывал любую информацию, которая помогла бы объяснить окружающее мироустройство. В начале 90-х такой информации стало намного больше. Именно тогда в одном из молодежных журналов, кажется, «Ровеснике», Игорь впервые увидел репродукции работ Сальвадора Дали. Это было откровение. «Живопись, — внушал гениальный испанец и возмутитель спокойствия Дали, — это ручная фотография воображаемого мира вещей». И наш герой всерьез увлекся творчеством знаменитого мастера сюрреализма. Сначала Игорь рисовал осенние и морские пейзажи. Затем попытался абстрагироваться от реальности и стал вписывать сфотографированные предметы в пространство, придуманное им самим. Первые работы, конечно же, были ученическими и подражательными. Воображаемое пространство обживалось с трудом, оно было пустынно и мертво, как сон без сновидений. Выяснилось, что для того, чтобы создавать сюрреалистические полотна, надо быть интеллектуалом, философом и психологом. Игорь рос и накапливал духовный опыт, читая книги Булгакова, Фрейда и Ницше, просматривая фильмы Тарковского, Джармуша и Терри Гиллиама. Его работы становились все более усложненными и филигранными по технике исполнения, все более глубокими и метафоричными по смыслу и толкованию. Он стал вывозить свои картины на продажу во Владивосток, дарил друзьям и знакомым. Постепенно приходила известность.

Первая персональная выставка Игоря Щербакова состоялась в городском выставочном зале в 1996 году. Год спустя Щербакова, единственного из артемовских художников, пригласили принять участие в краевой выставке «Молодые художники Приморья». Вторая персональная выставка Щербакова в артемовской «Галерее» прошла в 2002 году, третья – в ноябре 2007 года. Его рисунками оформлен 1-й выпуск городского литературного альманаха «Артемида» (2008), обложка книги С. Славгородского «Ищите Белую Старуху» (2016), впервые переизданный на родине фантастический роман русского писателя-эмигранта Андрея Ренникова «Диктатор мира» (1925; 2017). В 2019 году цветные репродукции 18 живописных полотен Игоря Щербакова с согласия автора были использованы в оформлении первого в нашей стране сборника фантастических произведений русского классика Александра Куприна «Жидкое солнце», изданного в Москве по инициативе и при участии заведующего ВЦ «Галерея» г. Артема.

Сегодня Игорь работает художником-реставратором при историко-краеведческом музее, преображая своими идеями музейное пространство.

Для новой, но по сути ретроспективной авторской выставки ИГОРЯ ЩЕРБАКОВА в артемовской «Галерее», которая получила название «КОНСТРУКТОР ИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ», мы отобрали как свежие, так и старые живописные работы в жанре сюрреализма, в том числе и те, которые находятся в частных коллекциях. Но, наверное, главное, что привлечет всех зрителей, — это его изящные инсталляции из дерева, металла и других подручных средств, а также авторские миниатюры. Все эти миниатюрные граммофончики, велосипеды, улитки позволяют говорить об Игоре как об уникальном мастере сродни лесковскому Левше. Так же, как и его полотна, они будоражат воображение, восхищают и озадачивают, заставляют возвращаться к ним вновь и вновь. Именно универсальность и многозначность щербаковских работ привлекают к ним внимание зрителей любого возраста и любого интеллектуального уровня. Выставка Игоря Щербакова, открывшаяся в «Галерее» на исходе 2022 года, продлится до конца января следующего года, так что ознакомиться с ней смогут все желающие, в том числе и во время рождественских каникул.

Автор: Сергей Славгородский
Дата публикации материала: 30.12.2022

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера