Главная » Статьи » Мой город » Шли обозами, плыли пароходами

Шли обозами, плыли пароходами

Если говорить об истоках Артёма, о его начинателях, нам более известны фамилии Старцева, Скидельского, Артца, Ходосевича, Орлова, Патюкова, Шевелёва. Они осваивали земли как промышленники, фермеры, добытчики лесных и водных ресурсов. Первые предприниматели давали работу другим переселенцам, тем самым привлекая и пополняя народонаселение территории будущего Артёма. Появлялись новые люди, приносящие пользу себе и второй родине.

Многие не знают фамилий людей, приехавших в дикий Уссурийский край одними из первых, во второй половине позапрошлого века. Многие из них утрачены, но сведения о некоторых сохранились в архивах.

ПИОНЕРЫ ТАЙГИ

О начале Артёма почему-то начинают говорить с создания в 1863 году в нынешнем посёлке Угловое военного поста, а позже почтовой станции на тракте между Владивостоком и станцией Раздольная. Так как это изначально был стратегический объект, первыми обосновались на нём солдаты 3-й роты линейного батальона №4 Восточной Сибири. Тогда гражданского населения в этих местах не было. Позже, оставив службу, некоторые бывшие военные селились неподалёку и обживали глухие места. Первым упомянутым в летописях от 1876 года стал отставной горнист Перевалов, по контракту ставший содержателем почтовых станций Владивосток, Угловое и Раздольное.

Тракт активно обустраивался, расширялся, был проведён телеграф. Для строительных работ в помощь солдатам подтягивались первопоселенцы. Даты образования поселения Угловое разнятся, но фактическим считается 1891 год, когда здесь поселилась одна семья, на следующий год – три, после – ещё одна. Но существуют другие данные, что заселение началось ещё в 1883 году. Тем не менее, официально подтверждено, что первопоселенцами территории нынешнего Углового были бывшие каторжники с Сахалина: Бабакряев, Попов, Чернов, Щибетский, Лаврентий и Поликарп Галкины. Как оказалось, бывшие преступники, кроме Галкиных, не были склонны к физическому труду, а больше жили дарами тайги, рек и моря. Из-за нежелания большинства малороссов ехать в сырой Уссурийский край царским правительством было решено переселить на эту территорию крестьян с периодически неурожайной Центральной России.

Семьи Сорокопут, Чайка, Кулик и Домницких упоминаются в архивных документах как первые жители нынешнего села Кневичи уже в 1897 году, хотя первые хижины были построены там на несколько лет раньше. По непонятным причинам первые жители съехали в поселение Кролевец. Уже в 1899 году в Кневичах было зарегистрировано 60 семей.

Село Кролевец официально образовано в 1896 году, хотя уже до этой даты, начиная с 1883 года, там обживались переселенцы с Украины. Фамилии первых жителей известны. Это Дмитрий Чирков с сыновьями Лаврентием и Михаилом, Василий и Лаврентий Буренок, Никита Сергиенок. В разное время к ним присоединились семьи Бензик, Кавун, Ковбаса, Фастовец, Корж и другие. К началу 20-х годов прошлого века там проживало 102 семьи.

В прошлом году жители села Суражевка отметили 120-летие со дня образования. Известны не только её первопоселенцы, а как они выбирали себе место для переезда. Из села Кожаны Суражского уезда Черниговской губернии в разведку был отправлен с товарищами отец большого семейства Антон Корявченко. Он застолбил место, но по возвращению домой умер, оставив наказ на переезд. В путь отправились его сын Гапон, Фока Борисенко и Никита Голик, все с семьями. Они стали основателями села Суражевка. Село Олений (Силинский) образовано в 1930-м году на хозяйстве помещика Патюкова, начавшего обосновываться здесь с 1884 года. Его и его детей можно считать первыми жителями этой земли.

ОТСТАВНЫЕ ХУТОРЯНЕ

Территория нынешнего Артёма в те годы не пустовала. Ещё до начала разработки угольных копей здесь обосновывались люди. Многим жителям нашего города больше известен хуторянин Григорий Ходосевич, осевший на нынешнем «8-м километре» в 1908 году, и тот же Михаил Патюков, хозяйствовавший на другой стороне будущего города. А между ними и рядом были земли других предпринимателей, своими трудами облагораживающих  неудобицы. Бывший садовник Владивостокского порта, участник русско-японской войны, награждённый орденом Святого Георгия 4-й степени, Лев Николаевич фон Шаренберг-Шарлемер с юношества мечтал о своей земле. В 1912 году он купил 49 десятин земли недалеко от хутора Ходосевича и занимался сельским хозяйством. После смерти Льва Николаевича в нём проживали его жена и дети. Хутор просуществовал до конца 20-х годов прошлого века. Недалеко от владений Шаренберга располагались земли братьев Ивана и Прокопия Соловей, по архивным данным, уже в 1914 году находящиеся у них в аренде. Недалеко от них располагался хутор Андреева, заселённый в 1911 году.

Лев Александрович Кропоткин, потомственный князь, волей воинской службы оказавшийся во Владивостоке, получил землю в районе бухты Амбабозы (где сейчас дачи). В 1886 году там уже стоял его дом и возделывалась земля. Кропоткин оказался плохим предпринимателем и через несколько лет продал своё имение купцу Михаилу Григорьевичу Шевелёву под дачу. Савва Никифорович Компаниенко, бывший лекарский помощник, получил землю в аренду в районе слияния Артёмовки и Кневичанки в 1886 году. Построил дом, сдал часть земли в аренду корейцам, заложил сад, мечтал получить ещё 50 десятин земли. В 1904 году, согласно распоряжению военного генерал-губернатора, на земле Саввы Никифоровича должен был быть построен переселенческий пункт и пройти участок Сучанской железной дороги. В конце 1905 года он перенёс свой дом под Владивосток, оставшуюся часть земли продал за 9 тысяч рублей лесному ревизору Льву Прокопьевичу Хомякову. Отставной титулярный советник Фёдор Фёдорович Дегтярёв получил землю в 1892 году. Один участок находился в районе нынешней Артёмовской ТЭЦ, второй — между будущим селом Олений и Амбабозами. Со временем второй участок, уже очищенный и разработанный корейцами, попал под строительство Сучанской железной дороги. После смерти Фёдора Фёдоровича небольшая часть этой земли  осталась за сыном Гавриилом, первый участок был разделён между сыном Фёдором и дочерью Александрой. До прихода в Приморье советской власти Дегтярёвы занимались сдачей земли в аренду, садоводством, огородничеством, продажей урожая и сена.

НА ОТШИБЕ

Не все переселенцы и отставные служащие хотели селиться в деревнях, подчиняться крестьянской общине. Некоторые хотели быть самостоятельными хозяевами.

В районе нынешних посёлка Заводской и села Кролевец в 1912-13 годах были выделены земли под хутора мещанину Василию Богданову, отставному матросу Ивану Ардашеву, крестьянам Ивану Ушакову, Николаю Пушкарёву и крестьянке Агафье Буренковой. Согласно архивным данным, в то же время и в тех краях имели, арендовали или претендовали на землю отставной казачий офицер Осип Ковалевский, крестьяне Логвин Мокриенко и Шкуренко.

Ещё не менее пятнадцати хуторов было на территории будущего Артёма. Фамилии их владельцев установить пока не удалось. Они разрабатывали тайгу, осушали низины, создавали семьи и вместе трудились для богатой и счастливой жизни.

Это не было полным отшельничеством, так как существовала экономическая и духовная необходимость в продаже и купле товаров, получении новостей и участии в богослужениях.

Разработка угольных месторождений изменила облик территории будущего Артёма. На неё пришли крупные промышленники. Население значительно увеличилось. Великая Октябрьская революция перевернула только начавшие укрепляться устои новой жизни в Приморье. Большинство предпринимателей и зажиточных крестьян было лишено имущества, уничтожено или сослано в Сибирь. Самые прозорливые обозами успели уйти в Китай. Их корней не осталось в Артёме. К власти пришли новые люди со своими идеями, открывая новую страницу в истории будущего Артёма.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 24.02.2023

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера