Шахтерскую славу сохраняют люди
Дня рождения у шахт, как правило, не бывает, но знаковые даты встречаются. Недавно, вороша историю шахты «Приморская», нашла интересную дату: ровно сто лет назад в далёком 1923 году была национализирована прародительница этой шахты — №2, потом она умерла, и на её полях родилась №2-бис, потом появились №9, №9/2-бис, №9-11, а уж затем «Приморская». Начались новые дни этого крупнейшего шахтёрского коллектива нашего города. Мой собеседник – руководитель инициативной группы ветеранов «Приморской» Евгений Феодосьевич Андрощук. В свой юбилейный год (в этом году он отмечает 75-летие) в канун Дня шахтёра Евгений Феодосьевич вспоминает о своём трудовом пути, о людях, с которыми добывал нелёгкое «чёрное золото». А таких встретилось немало, и он всех хорошо помнит! Удивительная память на людей – это сегодня уже ценная редкость.
— Точно знаю, что «Приморская» — одна из самых старейших шахт нашего округа. И своё начало она берёт от №2, что была под началом горнопромышленника Скидельского. Сейчас на территории стадиона школы №11 находятся якобы стволы шахты №2-бис, но я уверен, что там, скорее всего, шли уже только очистные работы. А в районе улицы Богдана Хмельницкого работала шахта №9, после неё построили №11, а уж затем возникла наша всем известная «Приморская». Вот на неё я и пришёл работать после окончания школы, — вспоминает Е.Ф. Андрощук. Кем только не мечтаешь быть в детстве. Пробовал поступить в Киевский институт гражданской авиации, но не прошёл по конкурсу. Вернулся в Артём. В те времена у нас работал филиал ДВПИ. Появилась ещё одна попытка поступить на вечернее отделение горного факультета. Попытка стала успешной.
Самые близкие люди Евгения Андрощука работали на «Приморской» — отец Феодосий Ефимович и брат Юрий. Вот и он пришёл в механический цех сначала, как положено, учеником слесаря, а когда исполнилось восемнадцать лет, перевёлся в подземные электрослесари. На шахте было всего две такие бригады. А наш герой попал к Борису Владимировичу Сучанскому, брату директора шахты Сергея Владимировича. Борис Владимирович – старый горняк, он и его сестра прошли сталинские лагеря, за исключением директора.
Работали в подземной группе по 6 часов. После Евгений шёл домой, а вечером ехал на занятия в филиал института. Занятия заканчивались после десяти вечера. Хорошо, когда в это время попадался автобус, а нет – шёл пешком более 5 километров домой. Добирался к полуночи до кровати, а в пять утра уже вставал на работу. В шесть утра уже получал наряд в шахте. Занятия были четыре раза в неделю. Вот так прошли два года – работа и учёба. А потом филиал института закрыли и желающих перевели на очное обучение во Владивосток. Но в памяти с благодарностью прочно запечатлён первый трудовой коллектив мехцеха: старший механик Михаил Иванович Пермяков, главный механик Виктор Афанасьевич Васильев, слесари Виктор Сапрыкин, Константин Еременко, Александр Петько, Владимир Корбут, Юрий Лукашов, Николай Пахучий.
Более полувека – выпуску горняков
Шахты остро нуждались в грамотных специалистах, а горный факультет ДВПИ славился своими преподавателями и качеством высшей школы. На практику студентов старались отправлять в разные уголки страны. Так Евгений побывал в Донецке, где сейчас ведутся боевые действия. Работали практиканты на шахте 17-17-бис в Рутченково. Удивить шахтёра сложно, но там было всё иначе. Пласт угля – всего-то 0,7 метра, на доставке крепёжного материала из-за повышенного содержания метана использовали лошадей. В многонациональной бригаде Николая Люльченко к студентам отнеслись дружелюбно и с пониманием.
С большим уважением и вниманием, спустя полвека, наш герой рассказывает о своих однокурсниках, жителях нашего шахтёрского города. Григорий Иванович Моторя трудился на шахтах «Подгородненская» и «Приморская» заместителем директора по производству, его жена Светлана работала маркшейдером, всегда была рядом. Василий Владимирович Попов начинал свой путь горнорабочим очистного забоя на 6-6-бис, а после вуза много лет отдал шахтам «Озёрная» и имени Артёма, а закончил свой путь начальником столярного цеха на шахте имени Артёма. Виктор Павлович Мещеринов также начинал с горнорабочего, а потом трудился на шахте «Хасанской» на инженерных должностях. Виктор Саввич Кочетков отдал предпочтение «Амурской», дослужился до главного инженера, в том числе на шахте имени Артёма. Анатолий Иванович Хмельницкий начинал горным мастером на «Приморской», затем после вуза работал в горкоме КПСС, был вторым секретарём горкома, инструктором крайкома КПСС, начальником округа государственной технической инспекции по нашему краю. Бронислав Пак после вуза был горным мастером шахты «Амурская», был успешным фермером, но его уже нет с нами.
Георгий Алексеевич Кван после учёбы отработал десять лет на «Приморской», а потом стал успешным строителем. Валентин Кожевников начинал в проектном институте, ушёл в науку, защитил кандидатскую диссертацию. Виктор Воробьёв стал директором завода ЖБИ в краевом центре, а известный многим Геннадий Васильевич Непомнящий отдал более двадцати лет шахте «Озёрная». И ещё два наших артёмовца-выпускника: Александр Иченко стал генеральным директором объединения «Тулауголь», а Василий Ильич Шкурат свою жизнь связал с шахтой «Озёрной», работал горным мастером, заместителем начальника участка, диспетчером.
Надо заметить, на полувековой юбилей собрались 15 выпускников горного факультета ДВПИ из 70, а в этом году всего семеро пришли: старшему 82 года, младшему – 70. Но шахтёрское братство ещё держится!
Глубина добычи – 450 метров
История шахты «Приморская» повествует о том, что сто лет назад добыча угольных пластов шла до 40 метров под землёй, а через восемьдесят лет глубина выемки опустилась до 450 метров.
— Добыча могла быть ещё ниже, но помешала загазованность. 250 метров – это разница между электровозным штреком и очистным забоем, – поясняет Евгений Феодосьевич. – Свита пластов насчитывала до 14 штук и была толщиной от метра до трёх! Как слоёный пирог. В сторону аэропорта угольные пласты опускались всё ниже, глубина залегания была под пятьсот метров, а в районе гормолокозавода уголь вообще выходил на поверхность. В нашей реке Озёрные Ключи, в которой раньше купались, куски угля выносило наружу.
Наш же собеседник после вуза в 1972 году был зачислен горным мастером родной шахты «Приморская» на участок «Подготовительный», который готовил фронт для очистных работ. Ему повезло, он попал под опеку толкового руководителя Владимира Николаевича Егорова, который был строителем этой же шахты. На участке был слаженный коллектив, это две бригады проходчиков под руководством А.Н. Маслова и Л.Я. Москвина, а сменами руководили горные мастера К.А. Гарифулин, Ю.Н. Меринов и механик участка Г.И. Лебедев. После завершения всех подготовительных работ Е.Ф. Андрощук остался трудиться на участке №14 горным мастером по добыче угля.
И здесь на жизненном пути ожидали и взлёты, и падения, но дослужился он до начальника участка. И всегда рядом оказывались люди дела, мастера и специалисты высокого класса. Это начальники участков А.С. Шиврин, А.В. Журавлев, Г.В. Подольный, А.А. Серов, А.Г. Жаткин, В.Я. Подольский, В.П. Волошин, бригадиры В.М. Волков, М.М. Липнягов, М.М. Андриенко, С.С. Буяков, В.Л. Грипич, А.Ф. Зубков. Но особо запомнился Михаил Максимович Липнягов, это был настоящий мастер своего дела, и позднее члены его бригады сами стали бригадирами – А.С. Стратейчук, Ю.В. Бакалов, С.С. Андреев. «Приморская» не зря слыла кузницей кадров, хорошо известный горожанам В.П. Вугляр трудился парторгом тоже здесь.
Известно, как мешала шахте вода, которая пучила штреки. Юрий Дмитриевич Никифоров, главный инженер, многого добился в этом деле, вода уходила в отработку, там и механический комплекс работал. В процессе добычи угля появилось много автоматики, газовая защита, к технике безопасности – особое внимание. Курение – табу, поэтому перед сменой шахтёры накуривались, а страх перебивал любое желание затянуться дымком под землей, ведь по струе воздуха запах сразу улавливался.
После объединения шахт «Дальневосточная», «Приморская» и «Амурская» в одно шахтоуправление «Дальневосточное» Евгению Феодосьевичу пришлось трудиться в качестве заместителя главного инженера под руководством главного инженера Ю.Д. Никифорова, а потом Виктора Владимировича Железняка, высококлассных специалистов, мысливших на много лет вперёд и умевших отстоять свои позиции. Затем наш герой и сам стал начальником шахты «Амурская» после окончания курсов повышения квалификации. Это был хорошо устоявшийся коллектив со своими традициями. Шахта в те годы специализировалась на очистных работах в камерах, с помощью комбайна ПК-3р добивалась высоких результатов. Руководили участками в те годы А. Н. Фёдоров, В.Н. Савченко, В.В. Харитонов, В.А. Семенников, бригады под руководством Н.А. Дугинова и С.С. Вдовиченко гремели на весь край. А главным инженером шахты был однокурсник В.В. Кочетков.
В душе горит шахтёрская звезда
Когда началась вакханалия с закрытием шахт, Е.Ф. Андрощук трудился на «Озёрной», потом оказался на шахте имени Артёма в качестве электрослесаря, горного мастера и начальника смены, а закончил свой шахтерский путь, длившийся около 30 лет, горным диспетчером в декабре 1998 года. Но жить надо, и многие шахтёры перешли на работу в КГУП «Примтеплоэнерго», в том числе и Евгений Феодосьевич, переучиваться особо не надо было: кочегары, слесари, электрики, водители были опытными. Вот там он ещё работал до 2015 года.
Ныне ветеранская инициативная группа «Приморской» объединяет около 70 человек. Бывшие шахтёры сохраняют приверженность своему горняцкому братству, не давшему выбросить людей на обочину и остаться в одиночестве. У них осталось главное – желание общаться, жить и хранить традиции. Приносит особую радость главный праздник – День шахтёра.
Как и в прежние годы, в большой семье династий Андрощук-Мельничук-Радченко все поздравят друг друга с этим главным шахтёрским днём. И шестеро внуков, конечно, не забудут своего деда, потомственного горняка. И попросят у всевышнего самого главного – здоровья всем на долгие годы.
Автор: Татьяна Лемехова
Чужой беды не бывает
Категория:
Общество, Статьи
Труд строителя рождает надежду
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Здравоохранение в приоритете
Категория:
Мой город, Статьи
Вместе мы можем больше
Категория:
Мой город, Статьи
Та встреча взбаламутила всем души и сердца
Категория:
Парк культуры, Статьи
Средь сопок приморских…
Категория:
Мой город, Статьи
Артём — территория спорта!
Категория:
Статьи, Физкультпривет
И все картины, как окна в мир
Категория:
Парк культуры, Статьи
ФК «Артём» борется за Кубок края
Категория:
Статьи, Физкультпривет
Дождливое лето 2023-го
Категория:
Лица власти, Статьи
Книжные страницы цифровизации
Категория:
Парк культуры, Статьи