Главная » Статьи » Парк культуры » «Маэстро» с душой художника и взглядом историка

«Маэстро» с душой художника и взглядом историка

Авторская выставка антрополога и учёного Романа Гвоздева стала культурным событием в Артёме

У него очень располагающая улыбка, такая же, как у его деда-танкиста Ивана Гвоздева, участника Великой Отечественной войны, горевшего не раз в танке, участника парада Победы в Москве на Красной площади уже в мирное время. Антрополог, учёный, художник, автор и исполнитель песен под гитару, участник СВО на Украине – таков он, Роман Гвоздев. Почти месяц его картины украшали стены Выставочного зала «Галерея» в Артёме.

Об её успехе говорят восторженные отзывы в журнале посещений. Открытие выставки было многолюдным, эмоционально насыщенным,  и в то же время душевным и трогательным, было много гостей из краевого центра, постоянные посетители «Галереи», друзья и поклонники.  Это, по сути, первая персональная выставка Романа Гвоздева, несмотря на то, что он уже был участником многочисленных коллективных экспозиций во Владивостоке, Москве, Комсомольске-на-Амуре.  На открытие пришёл глава АГО Вячеслав Квон, выразил художнику и внуку легендарного танкиста тёплые слова благодарности и пожелал больших творческих успехов.  Добрые слова в адрес Романа высказал и художник Владимир Олейников.  А завершился почти месячный вернисаж творческой встречей с откровенным разговором о семье, личных планах, работе, научных исследованиях. И несмотря на то, что встреча носила творческий характер, обойти сторону СВО никак было нельзя: несколько месяцев в качестве добровольца Роман провёл на Украине, на Херсонском направлении. Картины, которые представлены на выставке, были написаны ещё до того, как он отправился туда, где по его глубокому убеждению, он очень был нужен и по-другому поступить никак не мог. По возвращении по прежней договорённости с «Галереей» он выполнил своё обещание и представил артёмовцам свои картины. «С тех пор, как я вернулся, ещё не написал ни одной работы, не могу пока», — сказал Роман откровенно.

Выбор пути

Вообще-то когда-то Роман мечтал стать военным. Несомненно, главную роль здесь сыграл дед Иван Сазонтович Гвоздев.  «Все праздники Победы мы отмечали в Артёме, несмотря на то, что жили во Владивостоке, – вспоминает Роман, – я всегда ходил с дедом на парады. Мой дядя Афган прошёл. И как-то всегда в нашей семье витал такой особый дух патриотизма, необходимости защиты Отечества». Однако по состоянию здоровья  Роман выбрал  другой путь – он закончил факультет истории и философии ДВГУ, причём, всегда глубоко интересовался и изучал военную историю.  Стал профессиональным учёным – историком, этнографом, этнологом и антропологом, кандидатом исторических наук,  имеет научные публикации. Но как творчески одарённый человек, он всё же так и не может пока определить для себя, что же для него важнее: наука, живопись, история… «Я начинаю заниматься увлечённо чем-то одним, например, творчеством, акварелью, и тут же у меня провал в другом направлении – научном. И наоборот, погрузился в подготовку книги о коренных народах Дальнего Востока, у нас выходит целая серия из таких книг, их уже 18, это очень интересная исследовательская работа, и тогда проседает творчество». Но и то, и другое Роман делает талантливо, красиво и ярко.

Любовь к живописи у Романа тоже не случайна. И тоже от деда Гвоздева. Оказывается, фронтовик Иван Сазонтович хорошо рисовал, умел это делать и другой дед, а отец очень хорошо умел чертить.  Страстью же Романа стала акварель.  Главная тема всех созданных им картин – море. Оно у него необычайно живое, подвижное, всегда разное, неповторяемое, с разными оттенками и настроением.   «Оно того стоит, хотя бы потому, что акварелью никто в мире не пишет реалистичных «живых» волн. И это своего рода вызов. Кроме того, море с детства составляет значительную часть жизни. Это и различные увлечения, вроде сёрфинга, сапа и дайвинга. А также просто чашка крепкого кофе на маяке с видом на накатывающий прибой…», — делится художник сокровенным.

Сейчас он море не рисует. Сейчас это для него не актуально. Слишком глубоко  вошла в него тема СВО, и от этого никуда не деться. Не случайно и творческий разговор с Романом органично перетёк в его рассказ об участии в боевых действиях. Он признался, что вёл своего рода дневник (прочитать его может только он, настолько там всё кратко и зашифровано, нет ни одного названия и термина военного), поэтому вполне возможно, что когда-нибудь он станет основой ещё одного его творческого детища. Рассказ его был правдив, откровенен, патриотичен и давал представление и о настроении наших бойцов, готовых идти только до победы, о взаимовыручке и боевом братстве, о напряжении и страхе, о боли, когда теряешь товарищей.  Без излишнего пафоса он говорил о том, что каждый из тех, кто там, понимает, зачем он там и ради чего. Листая на большом экране «Галереи» сделанные на СВО фотографии, Роман рассказывал историю их создания. И даже в этом чувствовался взгляд художника. Редкие фото красивого пейзажа в тот момент, когда он находился на островах под Херсоном, или натюрморт из приготовленного блюда в окружении боевых патронов. Моменты быта, когда даже в походных условиях хотелось уюта. А ещё он привёз домой целый ворох детских писем, трогательных и от того ценных. «Вместе с письмами мы получали и мягкие игрушки, которые для каждого солдата становились символами, у меня был снеговик», – поделился Роман. А ещё рядом с ним всегда была гитара, которая также прошла боевой путь, и благодаря ей он получил свой позывной.

Маэстро

С позывным вообще вышла интересная история. Сначала Роман хотел назваться художником, но во взводе уже зам. командира был художником, хотя и не являлся таковым. Потом подумал про учёного, но там оказалось столько неблагозвучных рифм, что он понял, что учёным быть не стоит. Как всегда, помог случай. «Мы прошли уже всю подготовку, заключили контракт, получили форму, нас разбили по подразделениям и готовили к отправке. И заместитель командира батальона, увидев меня с гитарой, сказал, спой, маэстро, мы в этом составе уже никогда не соберёмся. И вот это его «маэстро» так и приклеилось ко мне».  Однажды при обстреле ему пришлось оставить гитару за линией огня, и он, уже по сути, простился с ней, но какова же была его радость, когда бойцы нашли любимый инструмент и вернули её маэстро. Поёт Роман не только о войне. Больше о жизни, любви, философском отношении ко всему происходящему. Он постепенно адаптируется к мирной жизни. А в первые месяцы после возвращения было непривычно ходить без автомата, смотрел на небо в поисках дронов, и только убедившись, что оно чистое, выходил из подъезда. А ещё он нередко встречается с молодёжью и пытается донести до неё по сути простые вещи: что такое ценности в нашей жизни – совесть, свобода, любовь к родине и своим близким. И в жизни, по глубокому убеждению, Романа надо заниматься тем, что тебе действительно интересно.

Мастер-класс

И всё же на наших глазах, участниках творческой встречи, Роман Гвоздев вернулся к морю. Взяв в руки чистый лист бумаги, кисточку и акварельные краски,  художник поделился хитростью своего секрета владения акварелью. Глядя, как Роман водит кистью по бумаге, нанося штрихи, пятна, оставляя чистые белые места, я вдруг вспомнила. Как в детстве мне нестерпимо иногда хотелось рисовать акварельными красками море, солнце, цветы…, и сейчас меня также потянуло взять в руки кисточку. Спасибо, тебе, Роман, за это чувство сопричастности. Через час и 20 минут белый лист бумаги стал пенным морем с синим небом и кучевыми облаками.

Автор: Ирина Шпак
Дата публикации материала: 25.08.2023

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера