Главная » Статьи » Светлый человек с хутора Светлый

Светлый человек с хутора Светлый

Александр Цицилин — казак, фермер, поэт, артист народного театра

Как природа раздаёт людям таланты, не является научной загадкой. Они передаются от родителей, становятся следствием собственной целеустремлённости и трудолюбия, а порой открываются случайно, как озарение.

То, что сейчас имеет в своём творческом и предпринимательском багаже Александр Владимирович Цицилин, приобретено благодаря родителям, трудолюбию и стремлению жить активно и полезно для себя и общества. На официальных встречах или в своих творениях он позиционирует себя как казак, фермер, поэт, артист народного театра. Я бы добавил ещё несколько регалий, но остановлюсь на характеристике – добрый человек, несущий свет. И хутор свой он назвал «Светлый», так как в слове этом живут доброта, вера и надежда.

Встретились мы с Александром Владимировичем у него в Светлом по главному поводу – выхода его трёх, как он сказал, «книг» из серии «Я всегда пишу о счастье», представляющих собой стихотворные фотоальбомы. Они посвящены любимому народному театру нашего города, его постановкам и актёрам. В книге «Свадьба казака» рассказывается о спектакле «Старым казачьим способом», ставшим премьерным для театра. «А сказки в Артёме любят» посвящена постановке «Спящая красавица». Книга «Когда рождаются стихи» повествует о спектакле «Откуда берутся сказки». Александр Владимирович, глубоко влюблённый в театр, решил сделать подарок своим коллегам-артистам, изложив в стихах театральные действа, происходящие на сцене. Мало того, альбом оформлен шикарными фотографиями эпизодов спектаклей и событий после их окончания. В них эмоции исполнителей, режиссёров и зрителей. Они-то и вылились в следующие строки в альбоме:

Со Звеняцким повстречались во Дворце артёмовском.

Я в артисты сам пришёл, он меня там встретил.

Слов хороших не жалел, я стоял и слушал.

Ночью встал и ручку взял и стишок наметил.

Про артистов написал, кто кого играет.

Режиссёров поддержал, чтобы не страдали.

— Для меня эти книги имеют большую ценность, — говорит Александр Владимирович. — Они соединили в себе мою давнюю любовь к театру и поэзии. Я благодарен за помощь в их создании моим коллегам по народному театру Яне Белобровой, Екатерине Курганкиной и Ксении Кузнецовой. Эти книги – общий вклад в театральное движение Артёма.

Как пишутся стихи?

Этот вопрос задают все любители поэзии, для себя решившие, что писать стихи они не могут. У Александра Владимировича своя история.

— В школе я был активным пареньком, учился не очень, больше стремился к творчеству, — рассказал Александр Владимирович. — В шестом или седьмом  классе мне поручили выпустить стенгазету, а моей однокласснице Наташе написать в неё стихи. Смотрю – она мучается, и так и этак, а меня ни с того ни с сего прорвало. Я написал стихотворение, как мне показалось, хорошее, и предложил его Наташе. Она согласилась. После этого понял, что могу писать стихи, и с тех пор этим и занимаюсь.

У поэтов есть мечта покорить уж все слова,

Буквы все уж покорить и с собою в дружбе жить,

Но не каждому дано с Музой быть уж заодно.

Где найти и как искать, может сердце подсказать.

Как забьётся в тишине, буквы лягут на листе.

Это сказка, это жизнь. Муза, вновь ты мне приснись.

А приснишься, я встаю, сон рукою уберу,

Музе низко поклонюсь и за рукопись берусь.

И летят стихи, как птицы, можно только удивиться.

Музе, ей одной хвала. Окрылила она меня.

Александр Владимирович издал 34 сборника своих произведений. Они посвящены родителям и Родине, казакам, вере в Бога, друзьям. Есть сборники разной тематики и сценарии мероприятий, ранее проводимых в его хуторе.

— Я пишу о том, что вижу, чувствую, что меня эмоционально задевает, – говорит он. — Думаю, что у всех творческих людей происходит именно так. Сейчас у меня времени больше. В доме, на хуторе, есть кабинет. Раньше писал при свечке, недавно благодаря помощи Олега Кожемяко провели электричество. Теперь, когда ночью меня будит строка, которую надо записать, не приходится зажигать свечу.

Корни и ветви

14 ноября Александр Владимирович отметил своё 69-летие. Он прекрасно помнит свои корни. На стене в его кабинете висят фотографии его предков вплоть до прапрадедов. Был весь его род казачьего происхождения и относился к Оренбургскому казачьему войску.

Он появился на свет в целинном посёлке Полевой Оренбургской области, в котором трудились его родители Владимир Егорович и Мария Ивановна. В семье были ещё две сестры и два брата. Когда целинная эпопея подходила к концу, они переехали в родное село Дмитровский, до революции называвшееся «Казачий хутор Дьяконова». После десятого класса Александр окончил ГПТУ по специальности «слесарь КИПиА». В 1974-м году он по предложению старшего брата, распределённого после окончания Оренбургского сельхозинститута в Душкино Приморского края, приехал к нему. Брат был назначен директором зверосовхоза. Профессии, необходимой для работы в зверосовхозе, у Александра не было, и брат порекомендовал его заведующим местного клуба.

— Я со школьных лет занимался в самодеятельности, — рассказал Александр Владимирович. — Мне это нравилось, и потому согласился. Мы ставили спектакли, как понимали, и показывали местным жителям. В 1981-м я поступил в Уссурийский техникум на рефмашиниста, перешёл в зверосовхоз работать по будущей специальности и параллельно руководил клубом.

Молодая семья жила в «малосемейке» и остро нуждалась в жилье. В это время посёлок Заводской активно застраивался. На его предприятия требовались специалисты. Птицефабрика «Михайловская» сразу давала квартиры. Так, в 1984-м Цицилины оказались в Заводском, в просторной двухкомнатной квартире.

В начале 90-х Александр Владимирович построил свой дом, занялся подсобным хозяйством, после выхода на пенсию заложил хутор Светлый.

— Вначале работали на земле, держали пчёл, разводили на продажу, на мясо и для яиц разную птицу, — говорит Александр Владимирович. — Но годы дают о себе знать. Сейчас остались только пчёлы и немного земли для картофеля и моркови.

Со своей второй половинкой Любовью Григорьевной в следующем году они отметят пятьдесят лет совместной жизни. Вырастили дочь и троих сыновей. Дети уже самостоятельные люди. Приморский казачий род Цицилиных продолжается шестью внучками.

О важном для него значении семьи говорят висящие на стене фотографии родителей, дочери и внучки. Каждую зиму он ездил к своей маме на родину. Он был верен ей до конца её дней и благодарен до сих пор. Она ушла в прошлом году, в 93 года. В память о ней он писал и пишет стихи:

Ночью я с тобой встречался. Ты во сне ко мне пришла.

И рукой по голове мне очень нежно провела.

И спросила с болью в сердце: «Что, сынок, беда пришла?

Я с тобою буду рядом, разгоню я облака.

Ты поспи ещё немножко. Сон я твой постерегу.

И как в детстве, помнишь, милый, колыбельную спою.

Озерцо в степи осталось, а весной был целый пруд.

Это солнце грело жарко, испарило всё вокруг.

И беда твоя отступит. Ты поспишь, и боль пройдёт.

А проснёшься утром ранним, маму громко позовёшь.

Судьба и люди

По ходу разговора о театре и стихах диалог уходил в сторону от главного и затрагивал темы, в которых появлялись новые люди, порой наши общие знакомые, каким-то образом влиявшие на судьбу моего собеседника.

В конце нашей беседы я предложил Александру Владимировичу  написать собственную биографию. С большим количеством известных не только в Приморье людей свела его предпринимательская, творческая и общественная деятельность. Я с удивлением слышал забытые или редко упоминаемые фамилии людей и рассказы о том, как с ними сводила его судьба. Только одна история с трактором «Беларусь», подаренным от имени Владимира Путина, займёт полновесную главу. Или по какой причине иностранные учёные приезжали к нему за мёдом. Или как ему, при его внешности,  доводилось быть Дедом Морозом.

Как мне показалось в конце беседы, в целом же Александр Владимирович доволен жизнью. По крайней мере, он выглядит именно так. Этого довольства и основанного на нём оптимизма он добивается сам. Следствием является исходящее от него добро.

Эта встреча была не первой для нас. Наше знакомство состоялось пятнадцать лет назад. Во время субботней ярмарки он продавал мёд и яйца на площади Ленина. Колоритный мужчина в капитанской фуражке и с бородой привлекал внимание, а его доброжелательность и разговорчивость располагали к покупке. Тогда у меня появились ведёрко мёда, упаковка перепелиных яиц и мысль написать статью об этом человеке. Тогда, как и сейчас, договориться об этом не составило труда. Пусть эта статья станет небольшим вкладом в его мемуары.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 08.12.2023

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера