Главная » Статьи » Кинообзор » Кино как вызов: Чебурашка против Аватара

Кино как вызов: Чебурашка против Аватара

Кинематографу в последнее время не везет. Сначала кинозалы опустошила пандемия коронавируса, а затем больно ударили жесткие западные санкции, последовавшие после начала специальной военной операции на Украине. Голливудское кино практически нас покинуло, громко хлопнув дверью. Кассовые сборы ощутимо просели…

Однако отечественный кинематограф, вопреки обстоятельствам, смог перестроиться и продолжает радовать своего зрителя хорошими фильмами. Заметно развилась индустрия качественных телесериалов, в том числе на платных онлайн-платформах. Так что ушедший 2023-й год в этом смысле уже дал достаточную пищу для размышлений и предварительных итогов…

Кассовые сборы в нашей стране составили в прошедшем году $330 млн. Это на 6.5% меньше, чем было у нас в 2022 году, когда студийный Голливуд работал до марта, и на 44.2% меньше, чем было у нас в 2021 году, когда голливудские картины были на рынке весь год. Таким образом, Россия занимает нынче 14-е место в мире по кассовым сборам в кинопрокате и 7-е место в Европе, уступая даже маленьким Нидерландам. Для сравнения: в 2013 году наши кинотеатры заработали $1,4 млрд., что дало России третье место в мире (после США и Китая) и первое в Европе. В прошедшем году доля российского кино по сборам достигла 74%, а убытки, тем не менее, снизились незначительно. Количество кассовых хитов тоже выросло в 2023 году с 12-ти до 15-ти, но это слабо сказалось на деятельности кинотеатров, хотя продюсеры картин оказались довольны результатом… Впрочем, не будем утомлять читателей сухой цифирью, а перейдем сразу к итоговым победоносным «пятеркам».

Фильмы-лидеры 2023 года в мировом прокате:

  1. Барби (США)
  2. Братья Супер Марио в кино

(США-Япония)

  1. Оппенгеймер (США)
  2. Стражи Галактики-3 (США)
  3. Блуждающая Земля-2 (КНР)

Если кто-то думает, что санкциями можно махать как дубиной, то он ошибается. Санкции – это бумеранг. Голливуд тоже этого не понял. Мало того, что, уйдя с выгодного российского рынка, американские продюсеры и дистрибьюторы понесли миллиардные убытки, так еще на кинопрокат существенно повлияли прошедшие в США забастовки актеров и сценаристов. Бастующим удалось добиться дополнительных отчислений за показ проектов с их участием и согласовать условия применения искусственного интеллекта в их работе. При этом из-за невозможности большинства бастующих голливудских актеров участвовать в промокампаниях фильмов множество релизов не смогли показать свой максимум.

В ушедшем году триумфаторами американского и мирового проката стали фильмы «БАРБИ» и «ОППЕНГЕЙМЕР» — абсолютно полярные по жанру и по тематике. Поскольку вышли они в прокат практически одновременно, многие даже назвали этот парадоксальный успех «барбигеймером». Про «Барби» даже говорить не хочется – эта розовая пустышка лишь подтверждает уровень дебилизации западной публики, замордованной пропагандой трансгендерности. Что касается «Оппенгеймера», то Кристофер Нолан снова показал хороший режиссерский уровень. Но даже исполнитель главной роли Киллиан Мэрфи со своим выразительным взглядом Христа не смог лично меня убедить в запоздалом раскаянии создателя атомной бомбы. По меньшей мере, наивно оправдывать чудовищные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки необходимостью победы – война и без того уже была выиграна русскими. Просто русских хотелось запугать. И хочется до сих пор. Между прочим, в отличие от американцев, в распоряжении которых был мощный научный и промышленный потенциал, мы свою атомную бомбу собрали чуть ли не «на коленке». Вот только такого же достойного фильма о Курчатове, увы, не сняли…

Если судить по итогам самых громких международных кинофестивалей и по номинационным спискам престижных кинопремий, то лучшим европейским фильмом уже признана скучнейшая французская психодрама «АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ» о писательнице, причастной к гибели своего мужа. А на лучший британский фильм на равных претендуют «БЕДНЫЕ-НЕСЧАСТНЫЕ» (фантастический гибрид «Пигмалиона» и «Франкенштейна») и «ЗОНА ИНТЕРЕСОВ» (странная попытка очеловечить фигуру нацистского преступника, коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса) – они же составят конкуренцию «Оппенгеймеру» в списке премии «Оскар», церемония вручения которой в этом году пройдет 10 марта.

Приятно, что в лидеры мирового проката выбился китайский фантастический блокбастер «БЛУЖДАЮЩАЯ ЗЕМЛЯ-2», ставший приквелом к первому фильму. А мог бы выбиться и наш «ВЫЗОВ» — первый в мире фильм, снятый в космосе. Но американцы, обидевшись на то, что первым в космос полетел не голливудский «супермен» Том Круз (а такой полет при участии Илона Маска планировался), а наша русская Юля, перекрыли российскому фильму дорогу в европейский и американский прокат так же, как они когда-то проделали это с «Сибирским цирюльником» Никиты Михалкова. Удивляться тут не приходится – извечная и тупая детская ревность к чужому успеху, помноженная на махровую русофобию…

Зато в 2023-м в зарубежный прокат пробились наши «КОТЫ ЭРМИТАЖА» и наш «ЧЕБУРАШКА». А в российском прокате ушастый приемыш Гармаша даже обошел несомненного кассового фаворита – фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона «АВАТАР: ПУТЬ ВОДЫ», который с опозданием показывался у нас неофициально.

Фильмы-лидеры 2023 года в российском прокате:

  1. Чебурашка (Россия)
  2. Вызов (Россия)
  3. Аватар: путь воды (США)
  4. По щучьему велению (Россия)
  5. Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы (Франция)

«ЧЕБУРАШКА» — безусловно, один из главных успехов 2023 года. Семейный блокбастер не только стал самым кассовым релизом года, но также оказался абсолютным лидером за всю историю российского кинопроката. За время работы в кинотеатрах милому ушастому персонажу, придуманному Эдуардом Успенским, удалось собрать 7 млрд. рублей, обойдя всех рекордсменов прошлых лет. Хотя, как по мне, фильм откровенно выстроен по голливудским лекалам, а потому выглядит вторичным. Быстро достиг лидерской планки и сказочный фильм «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ». И уже скачут по экранам «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ». Надо полагать, чем суровее реальность, тем больше нас тянет в русскую небывальщину. Такой зрительский интерес к сказкам окрылил и других режиссеров: в производстве нынче находится аж 40 сказочных релизов, среди которых — «Горыныч», «Финист, первый богатырь», «Буратино»  и «Чебурашка-2». Все как в песне: нам сказка строить и жить помогает!

Космическая лента «ВЫЗОВ» взяла кассу «долгоиграющими» сеансами. Зрители поначалу привычно ждали от фильма впечатляющих спецэффектов и, не увидев их, приняли картину без восторгов. Думаю, что историческое значение картины осознают чуть позже. Настоящие киносъемки игрового кино на реальной космической станции проводились впервые в мировой истории. Такого опыта и такого вызова не было ранее ни у одной киноиндустрии мира. И здесь мы снова оказались первыми! Вот почему этот фильм возглавил мою личную «пятерку» по итогам 2023 года.

Лучшие фильмы 2023 года по оценке кинообозревателя «В»:

  1. Вызов (Россия)
  2. Аватар: путь воды (США)
  3. Плакать нельзя (Россия)
  4. Жена Чайковского (Россия-Франция)
  5. Странности любви (Италия)

Конечно, по сравнению с «Вызовом» фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона является непревзойденным эталоном визуального волшебства, целиком изготовленным с помощью компьютерных спецэффектов. Иначе и быть не может: нет подходящей инопланетной натуры. Кстати, поговаривают, что основой сюжета этой великолепной космической саги послужил рассказ одного из советских писателей-фантастов, так что и здесь без русского влияния не обошлось. Лично мне события второй части под названием «АВАТАР: ПУТЬ ВОДЫ» о борьбе аборигенов Пандоры за свои территории и против жестокой экспансии землян, как ни странно, напомнили о драматических событиях на Донбассе. Ведь в основе обоих конфликтов – отстаивание своей независимости и своих устоявшихся традиций…

Напряженная драма Натальи Назаровой «ПЛАКАТЬ НЕЛЬЗЯ» была отмечена наградами на нескольких региональных кинофестивалях в нашей стране, но в прокат так и не попала. Между тем, для меня она стала одним из ярких впечатлений года. Фильм показывает отвратительную изнанку заграничного «рая», в который так стремятся некоторые из наших соотечественников, бегущие из путинской России. Выйдя замуж за иностранца, главная героиня наслаждается комфортной жизнью в Скандинавии, пока не сталкивается с жестокими законами западной ювенальной юстиции, по которым ее сын является собственностью государства. Вернуть матери сына берется один из бывших соотечественников в прекрасном исполнении Ивана Янковского, достойного представителя знаменитой актерской династии. Несомненно, Иван в 2023-м стал актером года. Помимо этой ленты, он сыграл главные роли сразу в трех нашумевших сериалах — «СЛОВО ПАЦАНА», «ФИШЕР» и «ПЛЕЙЛИСТ ВОЛОНТЕРА». Я отсмотрел все три и свои впечатления могу выразить кратко: «никого не жалко, никого…».  Смотреть эти сериалы тяжело, но надо. Хотя бы для того, чтобы понять, из какого дерьма в 90-е мы выбрались. Ведь если не напоминать о плохом прошлом, оно может повториться. Но хайп вокруг первого сериала мне кажется искусственным: «Слово пацана» — детский лепет по сравнению с «Фишером», где семь серий тебя ведут к бездне, а в восьмой заставляют заглянуть в нее. И это, правда, страшно. Но как бы там ни было, актерская игра Ивана Янковского великолепна везде… Интересно, что мнения российских киноакадемиков и оппозиционных кинокритиков по итогам снова разделились. Официальная кинопремия «Золотой орел» за лучший фильм года досталась картине Б. Хлебникова «СНЕГИРЬ», а за лучший сериал – «ФИШЕРУ». Неофициальная кинопремия «Белый слон» лучшим фильмом выбрала запрещенную к прокату «СКАЗКУ» Ал. Сокурова, а лучшим сериалом – «СЛОВО ПАЦАНА». Без комментариев.

Скандальный кинорежиссер Кирилл Серебренников, полагая, что его фильм о великом русском композиторе вряд ли выпустят в прокат, ненароком выложил отснятый трехчасовой материал в Сеть и покинул нашу страну. В итоге фильм «ЖЕНА ЧАЙКОВСКОГО», в котором не обошлось без откровенной мужской обнаженки, с триумфом был показан на Каннском кинофестивале. Сейчас режиссер снимает фильм про Эдичку Лимонова. Любопытно будет глянуть, что он натворит, не стесненный теперь цензурными ограничениями… К слову, красиво снятая итальянская драма «СТРАННОСТИ ЛЮБВИ» о трагической судьбе двух сицилийских подростков, которых связывает больше чем дружба, и ставших в итоге жертвой вековых предрассудков, снята не в пример целомудреннее. Понятное дело, в наш прокат она тоже не попала…

 

Напоследок с удовольствием отмечу возрождение интереса наших кинематографистов к доброй и мудрой фантастике писателя Кира Булычева. В прошлом году меня пленила короткометражка «ШУМ ЗА СТЕНОЙ» из киноальманаха «Хронос». А в этом году нас ждут снятые по его произведениям сериал «Очевидное-невероятное» (о дружбе жителей провинциального городка Великий Гусляр с инопланетянами) и насыщенные спецэффектами фильмы «Сто лет тому вперед» и «Другая поляна». Так что будет на что глянуть и без голливудских блокбастеров… А пока все дружно смотрим новую версию «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ». Приятных вам просмотров!

Автор: Сергей Славгородский
Дата публикации материала: 02.02.2024

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера