Главная » Статьи » Народный промысел » Вечная молодость старому комоду

Вечная молодость старому комоду

Возвращёнными к пользованию вещами реставраторы сохраняют историю

Знакомьтесь: Евгений Пешков, мастер-золотые руки, который, кроме прочих ремёсел, освоил искусство реставрации мебели.

— Евгений, когда и почему ты решил заняться реставрацией мебели?

— Когда мне было девять лет, я с братом что-то строил из дерева и нужно было выгнуть гвоздь. У нас дома стоял дорогой лакированный стол с баром. Долго не думая, я начал ровнять гвоздь на его столешнице. Гвоздь-то я выровнял, а со стола сбил слой лака. Только потом я понял, что сделал и что мне за это будет. Во избежание справедливой кары я накрывал это место салфеткой, но меня вскоре раскрыли. Наказание было строгим. Потом я пытался маминым лаком для ногтей скрыть повреждение и не мог понять, почему треснул лак и почему не могу всё исправить.

Уже повзрослев, я стал зарабатывать строительством частных домов из дерева, делал деревянные лестницы, ограждения. Начал понимать свойство каждой древесины, материала для её обработки и отделки.

Кроме этого я занимался многим, для чего нужны руки и голова. Зная мои способности, примерно семь лет назад знакомые привезли мне для ремонта китайскую мебель. Мало того, что я отремонтировал её, так ещё изменил внешний вид. Осветлил каркас белой краской и нанёс золотые узоры. Это был мой первый, как я считаю, удачный опыт восстановления и дизайна. Затем была разная мебель, в большинстве – шкафы и комоды.

— Где ты находишь материалы для ремонта, схожие со старинными? Есть ли у нас в продаже необходимые клеи, лаки, воск, морилки?

— Для реставрации я использую современные материалы. Ничего не готовлю сам, так как занимаюсь бытовой реставрацией. Обязательно для вторичного употребления сохраняю старые замки, навесы, ручки, уголки, гвозди. В старые времена мебель собиралась с минимумом гвоздей и с использованием резных соединений «ласточкин хвост» или «гребёнка». Клеи тогда были на органической основе. То есть мастера использовали только природные материалы. Мебель делали из цельной древесины, потому она и сейчас, через 100-120 лет, остаётся крепкой. Были, конечно, экономные варианты, но без потери прочности.

— Евгений, чем музейная реставрация отличается от бытовой?

— Для музея мебель реставрируется с минимальными изменениями во внешнем виде и максимальным сохранением старых материалов. Древесина для ремонта должна быть из того времени, если это невозможно, её искусственно старят. Клеи, обработки, покрытия должны быть изготовлены по старинным рецептам. Экспонат будет выставляться для осмотра, им не будут пользоваться. В бытовой реставрации желательно то же самое, но надо помнить, что предметами будут пользоваться. Следовательно, все ненадёжные элементы конструкции необходимо заменить, сохраняя первоначальный внешний вид. Но в обоих случаях мебель не должна выглядеть как новая. Следы времени на ней должны оставаться.

— Много ли старой мебели, от века и дольше, может быть в Приморье?

— История края не долгая, переселенцы везли с собой максимум сундуки, всё остальное, по сути простое, делали здесь. Добротная мебель для зажиточных граждан Владивостока сначала завозилась с запада России, потом стали изготавливать на месте. Многое из имеющегося тогда ценного пришло в негодность от времени и было уничтожено. Сложно сказать, много или мало её осталось в приморских домах. Точно то, что она есть и есть необходимость в её реставрации. В Артёме я не знаю, кто занимается реставрацией мебели. Во Владивостоке такую услугу предлагают несколько организаций и частных лиц. Я ни с кем из них не контактирую, иду своим курсом.

— Что ты ощущаешь, когда работаешь со старинными вещами?

— Когда я работаю, то полностью проникаюсь временем, когда они были сделаны. Представляю настроение мастера, его мысли, условия труда и восхищаюсь сделанным. В работе над каждой деталью, по моим ощущениям, происходит обмен знаниями поколений на энергетическом уровне.

У старых мастеров не было таких инструментов, как сейчас. Столяры делали сами или заказывали у кузнецов всё, вплоть до пружин и гвоздей. Восхищает резьба ножек и подлокотников, гнутое дерево и в целом дизайн.

Для подушек использовали конский волос, гусиное перо, мешковину. Для обработки и покрытия древесины применяли природные красители, воск, пихтовое или льняное масло. Никакой химии, всё натуральное. Важно понимать, что каждый старинный экземпляр изготовлен вручную и в единственном числе. Мастер сделал их несколько, они похожи, но каждый из них индивидуален.

Порой мне кажется, что мебель разговаривает со мной. Она преодолела более века использования, имеет большую историю. Как бы не было смешно, ей было бы что рассказать о прошлой жизни. Хотя кое-что можно узнать о ней по гвоздям, отверстиям, пружинам, остаткам ткани, по предыдущим реставрациям.

— Есть ли мебель, которая не поддаётся восстановлению?

— Мы сейчас говорим не о советской или современной мебели массового выпуска. Нынешние шкафы делаются из ДСП или МДФ и собираются на шурупах, штоках, стяжках, анкерах, быстро, без творчества и вдохновения. В работе над старинной мебелью для меня важно почувствовать и повторять руку мастера. Разбирая старый шкаф, я должен понять, как он его собирал более века назад, так как каждое соединение было продумано индивидуально и сделано вручную. В этом заключается мой первоначальный интерес, а после удовлетворение, когда он мной собран и отделан. Я считаю, что старую мебель любого состояния, сделанную из деревянного массива, опытный реставратор сможет восстановить. Необходимы только условия и материалы.

— Евгений, каким образом ты получаешь новые знания и навыки по реставрации?

— Иногда захожу в интернет, смотрю ролики по реставрации, но в большинстве они для меня не являются новостью. Так как я уже сказал, в Приморье нет необходимых материалов для реставрации, приходилось получать опыт на основе экспериментов. Также надо понимать, что в разных регионах мира мебель делали из добываемой именно там древесины. Даже если взять распространённые в мире дуб или сосну, они имеют различные механические свойства, зависящие от места произрастания. Поэтому без проб и ошибок не обошлось.

— Какая мебель сейчас находится у тебя в работе?

— Недавно закончили кухонное трюмо (на фото) конца 19-го века. Сменили облезшее зеркало, стёкла в дверцах, закрепили, очистили и осветлили покрытие, как хотел заказчик. Через несколько дней должны привезти под реставрацию комод. Он достался моему новому знакомому от прапрабабушки. Его состояние не знаю, знаю только, что он состоит из пяти ящиков и ему больше ста лет.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 14.06.2024

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера