Главная » Статьи » Общество » Связать в цепь судьбы и биографии

Связать в цепь судьбы и биографии

Ушедшие в вечность моряки-белорусы находят духовную гавань на родной земле

В первой половине мая делегация из города Артёма с официальным визитом находилась в белорус­ском городе-побратиме Борисо­ве. Поездка стала продолжением истории, связанной с первопосе­ленцем Григорием Ходосевичем, чей хутор, созданный в 1908 году на нынешнем 8-м километре, дал начало образования города Артёма.

В состав делегации вошли первый заместитель главы Артёмовского город­ского округа Виктория Воркова, предсе­датель Думы Артёмовского городского округа Наталья Волкова, руководитель аппарата Думы Марина Мироненко и председатель Артёмовского отделения Приморского краевого отделения Рус­ского географического общества — Обще­ства изучения Амурского края Валентин Ковальчук.

О днях пребывания в Белоруссии и исполнении благородной побратимской духовно-исторической миссии корре­спонденту «Выбора» рассказал Вален­тин Ковальчук — идейный вдохновитель эпопеи увековечивания имени Григория Ходосевича, начатой им с единомышлен­никами ещё в начале нынешнего века и доведённой до планируемого результата.

— Валентин Николаевич, давайте напомним нашим читателям цель поездки в Борисов.

-В конце прошлого года ко мне обра­тился председатель Белорусского союза военных моряков Валерий Иванович Холодилин. Он попросил подготовить к отправке в Беларусь капсулы с землей с могилы своего земляка Григория Ходосевича, военного моряка, участника боёв в русско-японской войне и уроженца города Борисова, и с места захоронения моряков крейсера «Варяг», которое находится на Морском кладбище во Владивостоке. Капсулы с землёй они хотели разместить в крипте Храма-памятника во имя Всех Святых в Минске, где уже установлены сотни капсул с могил моряков-белорусов, сложивших головы при защите Отечест­ва. Мы это сделали. В апреле капсулы были освящены в храме Богоявления города Артёма, и в начале мая была запланирована поездка артёмовских представителей в Борисов для передачи её белорусским коллегам. Также к это­му событию на пожертвования членов Артемовского отделения Русского гео­графического общества были написаны две иконы Порт-Артурской иконы Божией матери, которые планировалось отвезти в Белоруссию.

— Каким образом проходила переда­ча капсулы в Минске?

— Передача капсулы проводилась в не­обычной и торжественной обстановке. Во время церемонии там находились вете­раны Вооружённых Сил, общественники, представители городской власти. Храм

Всех Святых в Минске не обычный среди многих церквей. Его подвал скорее срод­ни склепу, в котором по бокам от пола до потолка устроены хрустальные ниши. В них как раз и находятся капсулы с землёй с мест захоронения моряков-белорусов. Это место я бы скорее охарактеризовал как православный культурный центр. Настоятель храма протоиерей Фёдор По- вный с радостью встретил нашу делега­цию, перед церемонией была прочитана молитва за упокой и во славу воинства. Капсулу с землёй с могилы Григория Ходосевича в крипт поместили Виктория Воркова и председатель Борисовского районного Совета депутатов Лилия Чеча. Капсулу с землёй с места захоронения моряков крейсера «Варяг» в нишу уста­новил Валерий Холодилин.

— Валентин Николаевич, вы упомя­нули, что в Белоруссию вами были взяты две иконы Порт-Артурской Божией матери.

— Да, это икона важная для всех дальне­восточников и является покровительни­цей воинов. Мы все были и остались еди­ны духом от Владивостока до Бреста, у нас до сих пор общая история, и передача икон считается нашей лептой в укрепле­ние сравнительно недавно начавшегося формироваться понятия — русский мир.

В ходе поездки одна икона была передана в Минский храм-памятник, а вторая — в храм великомученика Георгия Победоносца города Борисова.

В Борисове на церемонии передачи иконы присутствовали епископ Бори­совский и Марьиногорский Амвросий, военнослужащие, прихожане разного возраста. Состоялся соответствующий молебен, всё было осуществлено соглас­но церковным каноном, подобающим в подобных случаях. Настоятель храма протоиерей Иоанн Миранович был тронут таким подарком. Он сказал, что эта икона много лет была его мечтой. В молодости он служил на Камчатке и в Приморье и растроган тем, что в его приходе будет храниться реликвия, с которой связаны

не только подвиги дальневосточных мо­ряков, но и его годы жизни.

— Какое значение для самих бело­русов имеет наличие подобного места памяти, налаживание воен­но-исторических связей с другими регионами?

— О нашем приезде и его цели было рассказано и показано в новостях цен­трального телевидения Республики Беларусь и напечатано в газете города Борисова. Это событие важно для них

в патриотическом смысле, как память о каждом белорусе, как неразрывная связь народов, объединённых многовековой историей, как необходимость крепить единство в нынешних реалиях.

Белорусский союз моряков — доволь­но-таки большая организация. В неё вхо­дят моряки запаса, служившие в разные годы на разных должностях, от матроса до командира корабля. Собирая землю с мест, где в боях ступала нога белоруса, они хранят большую военную историю, в том числе память о каждом четвёртом своём жителе, уничтоженном фашистами во время Великой Отечественной войны. Как сказал Валерий Холодилин, на этом и других примерах мы воспитываем свою молодёжь. И это было заметно по меро­приятиям, посвящённым Дню Победы, в которых мы поучаствовали в городе Борисове.

— Они чем-то отличаются от наших акций, связанных с победным 9 мая?

— Празднование Дня Победы ничем не отличатся от российских мероприятий в этот день. Мы участвовали в возло­жении цветов к памятнику на Аллее героев, вместе с горожанами приняли участие в шествии. В колоннах были люди с портретами своих родственников, участвовавших в войне. Там эта акция называется «Беларусь помнит». Шествие закончилось возле Дворца культуры, где состоялся митинг, на котором нашу де­легацию представили, рассказали о цели нашего приезда. Наталья Серафимовна Волкова от всех приморцев и артёмовцев поздравила горожан с праздником. Там

был дух праздника, общение на русском языке, угощения и концерт местных кол­лективов. Всё, как у нас. Единственным отличием от наших праздников была другая государственная символика.

В этот же день для нас устроили небольшую экскурсию по Борисову, и мы оказались на его окраине. Там был установлен небольшой памятник, посвя­щенный Великой Отечественной войне, и у его подножия, как и везде, лежали свежие цветы. Посещая разные места, я убедился, что у белорусов память о вой­

не сложилась на генетическом уровне. Это самая пострадавшая от неё бывшая советская республика. Фашистами было уничтожено 186 деревень вместе с на­селением. Символом тысяч безвинно казнённых белорусов стала известная всему миру Хатынь, памятный мемориал на месте которой я смог посетить.

— В Беларуси много памятников, посвящённых той страшной войне. Где вам ещё удалось побывать во время поездки?

— Мы были на месте захоронения по­чти десяти тысяч евреев, уничтоженных фашистами. Оно находится на окраине Борисова. Эмоции о понимании прои­зошедшего тогда захлёстывали. Просто так, ради какой-то придуманной бредовой идеи лишить жизни большое количество невинных людей.

В ходе различных поездок и экскур­сий состоялась встреча с руководством города, мы посетили несколько про­мышленных предприятий, Центральную городскую библиотеку, краеведческий музей, мемориал на реке Березина, где войска Наполеона потерпели поражение, что привело к их отступлению, и другие исторические достопримечательности. Также для нас была организована экс­курсия по Минску.

— Валентин Николаевич, ваша идея по справедливому определению возраста Артёма воплощена. Более того, на этой почве налажены куль­турные связи с белорусами. Что же дальше?

— В пятнадцати километрах от Борисо­ва находится село Лошница. Я знал, что жена Григория Ходосевича и жена его брата Игната были сёстрами, происхо­дили родом из этой деревни и в девиче­стве носили фамилию Монич. Я поехал в Лошницу и нашёл памятник сельчанам, погибшим во время Великой Отечествен­ной войны. На нём были написаны фами­лии с инициалами нескольких погибших Ходосевичей и Моничей. Однозначно это были родственники Григория, Игната и их жён. Кроме того, Ходосевичи продолжили свой род на артёмовской земле. Неко­торые из них оставили здесь заметный след. В их роду есть история поколений, которую мы должны связать в цепь судеб и биографий. Это моя следующая задача, как можно больше узнать о потомках Хо- досевичей на белорусской и приморской земле.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 07.06.2024

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера