Главная » Статьи » Я сам себя сделал в жизни

Я сам себя сделал в жизни

Считает Виктор Степанович Степанюк, отметивший в канун Дня шахтера свое 85-летие

Почетный шахтер угольной промышленности страны, ветеран шахты «Приморская» с 33-летним стажем рассказывает о том, что многие люди героической профессии делали себя сами: ковали характер, учились нелегкому ремеслу, строили свою жизнь без подсказок. А Виктору Степановичу в  этом еще помогала родная земля: он родился в Артеме 19 августа 1939 года, прошел все жизненные университеты, встретил хорошую девушку Лиду, с которой прожил уже 60 лет, воспитал сына и дочь, имеет 4 внуков и 2 правнука.

В шахту не хотел идти категорически

— Сам для себя еще в 14 лет решил твердо – буду строить свою жизнь самостоятельно, — начал свой рассказ Виктор Степанович. – Жили в своем доме на улице Интернациональной, нас было семеро детей. Отец Степан Иванович прошел германскую войну, воевал в Великую Отечественную, вернулся с фронта, а ему кто-то нашлепал лишнее языком о матери, и семья распалась. После этого нас покидало по белу свету, даже в Баку пожили немного, но вернулись в Артем. Я пережил четырех мачех, а мама Дарья Семеновна ушла из жизни очень рано, в 55 лет…

В шахту Виктор не хотел идти работать категорически, хотя дружил с ребятами шахтерских семей, все вместе тусовались на так называемой «банухе», что в районе «Дальневосточной». С мачехой жилось несладко, поэтому паренек решил поступить в ремесленное училище №1 и уехать в краевую столицу. Выбрал специальность кузнеца, так как к ней полагалось жилье. Два года учился, потом пошел сразу работать в цех №4 орденоносного Дальзавода, ковал и штамповал детали под трехтонной кувалдой. Параллельно взвалил на себя еще одну нагрузку – вечернюю школу – надо было получить среднее образование. А после этого всех стали забирать в армию, но Виктору выпала другая миссия – 4 года учебы в Ташкентском индустриальном техникуме на повышение квалификации вместе с военной кафедрой. Вернулся в Артем уже повзрослевшим, на водоотливе за Второй плотиной, где любили купаться артемовцы, встретил свою будущую и единственную жену, хорошую девушку Лидию Ковалевскую. Расписались сразу же.

Рабочий путь в нашем городе Виктор Степанович начал в коллективе ЦЭММ, в котельно-кузнечном цехе, которым руководил тогда Николай Гильманович Гильманов. Опытного кузнеца 5 разряда поставили на важный участок в новую бригаду набивать так называемые шестигранники, используемые в шахтерском оборудовании в металлокреплении. Вскоре парторг ЦЭММа Михаил Васильевич Скидан предложил Степанюку перейти начальником ремонтно-механических мастерских шахты «Приморская». И здесь он вновь поставил себе задачу – получить высшее образование, закончить горный факультет ДВПИ, чтобы заработать подземный стаж. Так волею судьбы и не противившись ей больше опытный кузнец Виктор Степанюк стал шахтером.

Курс – на механизацию

Вместе с другими шахтами на «Приморской» в 80-90-е годы активно внедряли механизированные комплексы, ручной труд уходил в прошлое. И это важное направление проводилось, как правило, через ремонтно-механический цех, которым руководил Виктор Степанюк. «Понимаете, новую технику надо было собрать, запустить наверху, проверить в деле, потом разобрать, спустить под землю в забой, заново собрать. Машины в клеть полностью не входили. Занимались мы внедрением горнопроходческих комбайнов ГПК, ПК-3М, ПК-3Р, 4ПУ, последний именовался у шахтеров «пауком», — вспоминает Виктор Степанович. – Широко стал применяться на очистных работах комбайн К-56 М и другие, мы освоили камерно-столбовую выемку угля…». После этого он пять лет руководил транспортным цехом, а это уже доставка материалов, людей до ствола в 310 метров. Затем породу и добытый уголь насыпщики отправляли наверх, используя опрокидыватели. До выхода на пенсию успел также поработать горным мастером.

Виктор Степанович бережно называет имена тех, с кем работал бок о бок долгие годы. А какие специалисты трудились! Это почетный шахтер, бригадир Семен Семенович Буяков, начальник участка Николай Григорьевич Страдымов, начальник участка Анатолий Андреевич Серов, бригадир Михаил Максимович Липнягов, главный механик Анатолий Иванович Школа, главный энергетик Николай Евгеньевич Ломакин. Также надо отметить имена следующих шахтеров: Александр Трофимович Петько, кавалер знаков «Шахтерская слава» трех степеней, Евгений Феодосьевич Андрощук, начальник смены, Владимир Николаевич Егоров, начальник подготовительного участка, Анатолий Степанович Шиврин, начальник участка, Борис Иванович Правилов, почетный шахтер, участник Великой Отечественной войны, Геннадий Васильевич Подольный, начальник очистного участка, Алексей Федорович Зубков, бригадир, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Этот же орден получили за свой труд Василий Максимович Волков, Петр Олимпиевич Печенка, Василий Федорович Тимошенко. Алексей Степанович Стратейчук, бригадир комсомольско-молодежной бригады, участвовал в работе 18 съезда ВЛКСМ. Бригадир Михаил Маркович Андриенко награжден орденом Ленина, бригадир Анатолий Павлович Мельников – орденом Октябрьской революции.  Добрую память о себе оставили руководитель шахты «Приморская» Сергей Владимирович Сучанский и его брат Борис, которые сумели собрать на предприятии отличных специалистов. Хорошие показатели в работе и дружный коллектив – все это тоже «Приморская». В честь С.В. Сучанского названа улица в районе этой шахты. Да и секретари парткомов Борис Владимирович Кушнарев, Виктор Петрович Вугляр и Анатолий Лаврентьевич Литвинцев были не кабинетными чиновниками.

Партия – наш рулевой

У него особое отношение к некогда руководящей партии нашей страны КПСС. Он до сих пор верен ее идеалам, лидерам, кроме Горбачева, который не туда пошел со своей перестройкой. Именно партия бросала Степанюка на самые трудные участки, и он безоговорочно шел и выполнял все то, что ему поручали. И это тоже шло из детства: еще пионером он приветствовал всех горожан со сцены клуба от имени всех ребят с красными галстуками во время праздничного торжества. В училище вступил в комсомол, слыл активным общественником, два комсомольских билета хранит до сих пор, один из них выдан пожизненно.

Насыщенной жизнью жила страна, интересная выпала судьба Степанюку. В 80-е годы ему дали новое партийное задание – занять должность заместителя директора шахты по быту и кадрам, решать важные социальные шахтерские проблемы. И он быстро преуспел в этой работе: смекалка и разворотливость помогали обеспечивать горняков исчезающими тогда продуктами. В те годы наш красавец Дворец культуры угольщиков полностью находился на содержании шахты «Приморская». Ежегодно приводили в порядок городской парк и стадион, ставили скамейки с литьем, открывали фонтан из камня. Духовой оркестр Николая Нестеровича Дмитриева играл на всех праздниках, был нарасхват в будние дни…

Построили самостоятельно базу отдыха у моря, а в Чистоводном – лечебницу для шахтеров на радоновых источниках. Это была реальная забота о здоровье горняков. А еще спортом почти все увлекались, футбольные команды и содержание стадиона – это тоже было на попечении шахтеров. Жаль, что с бараками затянули, поздно взялись сносить временное жилье для горняков. Память Виктора Степановича прочно сохранила барачные дома на улице Фрунзе, в тени плетущихся растений их небольших садиков всегда отдыхали шахтеры после летних трудовых смен. Кстати, так называемые фундаменты тех бараков в виде лиственниц-обрубков еще торчат из земли в наши дни в центре города. Бараков давно нет, а пни из обожженной лиственницы остались.

Взвейтесь кострами праздничные ночи

Есть такое выражение у шахтеров — «кострить купол кровли выработки, крепить его свод от обрушения и обвалов». Костровая клеть в виде крепежной конструкции применялась в очистных и подготовительных выработках.

В работе на шахте Виктору Степановичу приходилось это делать вместе с крепильщиками, он не отделял себя от рабочего. Надежность и дружба, победы трудовые и достижения – шахтерский костер загорается у нас как символ доблестного труда в истории становления и развития горняцкого движения. И в этом заслуга каждого горняка.

Все годы в городском парке в День шахтера горит шахтерский костер. Скатертью-самобранкой на поляне встречали горняки свой главный праздник, ставили бочки с пивом. Директор шахты давал приказ Степанюку: отходы от укрепления штреков отправить на городской костер, и на это уходило 4-5 машин леса, в основном, обрезь. Внутри костра ставили бочонок с соляркой, чтоб ярче полыхало. Крупные костры делали, привозили с аэродрома прожекторы, озаряли ими небо города. И эта хорошая традиция продолжает жить сегодня.

Какая мечта сегодня у шахтера-ветерана? «Да чтоб костер всегда горел, да чтоб здоровье не подводило», — сказал Виктор Степанович. Пусть так и будет.

Автор: Татьяна Лемехова
Дата публикации материала: 23.08.2024

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки