Хотя День работников агропромышленного комплекса России отмечается 13 октября, приморские сельхозпроизводители ещё в полях и итоги будут подводить традиционно в ноябре. Но одна отрасль, а точнее пчеловодство, уже посчитала тонны принесённого пчёлами мёда и готовится к зиме.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко неоднократно говорил, что краю необходимо возобновить добычу «жидкого золота», вернуть звание медовой житницы России, и региональные власти будут делать всё, чтобы возродить промысловые традиции.
Былое и желания
Пчеловодство в крае имеет давнюю историю. Первые домашние пчелы были доставлены переселенцами из разных районов Российской империи в конце позапрошлого века. Приезжие были поражены обилием медоносов Уссурийского края. Первые пасеки появились в деревнях под Уссурийском. Уже к 1902 году в этом районе насчитывалось 443 крестьянские пасеки, на которых размещались 14 611 пчелиных семей в колодах и дуплянках. В 1905 году дальневосточное пчеловодство Приморья и Приамурья поставляло на рынки Российской империи 1885 тонн мёда и 139 тонн воска с 205 000 пчелиных семей. В советское время из Приморья на рынок шло тринадцать тысяч тонн мёда.
В нашем крае есть все природные условия для развития пчеловодства, заинтересованные пасечники, власть, понимающая возможности медовой отрасли и последствия её развития.
В августе прошлого года Олег Кожемяко выезжал на пасеку Федерального научного центра агробиотехнологий Дальнего Востока в селе Кондратеновка Уссурийского городского округа. Участвуя в выкачке мёда, он рассказал свою маленькую историю из детства.
Его отец держал пасеку в 22 улья, и будущий губернатор помогал ему. Он знает, насколько кропотливое и ответственное это занятие, требующее терпения и глубоких знаний. Этот труд окупался ценой мёда, которая покрывала часть семейных затрат.
Возможно, это ещё одна из причин желания губернатора вернуть Приморью славу медового региона.
Липа изобильная
В настоящее время в Приморье насчитывается около 70 тысяч пчелосемей и добывается шесть тысяч тонн меда. Главная задача в том, что надо делать всё, чтобы продвигать его на рынках государств-соседей.
В сентябре во Владивостоке прошла 28-я ярмарка-выставка «Приморские продукты питания». Пчеловоды Приморья из десяти муниципалитетов привезли на неё пять тонн экологически чистого липового, аралиевого и кленового мёда. Олег Кожемяко, присутствующий на ярмарке, вновь отметил, что пчеловодство в крае находится под его личным вниманием и у Приморья есть большой потенциал для развития этой отрасли. Так, ареал главного медоноса – липы – в крае составляет 5,2 миллиона гектаров и является одним из самых больших в мире. Липа представлена в регионе тремя видами: Амурская, Таке и Маньчжурская. Они цветут последовательно, что дает возможность приморским пчеловодам собирать нектар с липы практически в течение месяца, в то время как на западе природа отводит для этого максимум десять дней.
Приморский сладкий продукт ценен ещё и тем, что пчеловоды собирают мед глубоко в тайге, где растения не подвергаются обработке гербицидами. В результате получается дикий, не аллергенный таежный мед, который мало чем отличается от бортнического.
Разговор у улья
Александр Владимирович Цицилин, давний друг нашей газеты, неоднократно угощавший нас медком, имеет двадцатилетний стаж пчеловодства и считается одним из опытнейших специалистов в этой области, в Артёмовском округе уж точно.
Я приехал к нему на ферму в тот момент, когда он уже разжёг дымарь и надел защитную шляпу. Опоздай я на пять минут, наш разговор состоялся бы не сразу. Как сказал Александр Владимирович, открыв улей, он бы не смог его оставить и мне пришлось бы его ждать. В этот день он решил в четвёртый раз с августа месяца обработать ульи от клещей, которые смертельно опасны для пчёл.
Я справился у него, сколько за сезон может принести мёда одна здоровая пчелосемья.
— У меня самый большой выход мёда был 147 килограммов с одного улья, — ответил Александр Владимирович. — Всё зависит от погоды, цветения, насколько ухожена и сильна пчелосемья.
О централизованной сдаче-приёмке мёда он не знает. Больше работают перекупщики. Как-то приезжали к нему из Якутии, искали мёд дешевле, но его это не устроило.
— У меня нет цели оптом сбыть мёд, — говорит Александр Владимирович. — Постепенный процесс продажи мёда, когда приезжают уже знакомые покупатели не только из Артёма, но и из дальних городов, меня вполне устраивает. Я общаюсь с людьми, мы делимся новостями, так и происходит торговля. Так поступает большинство пчеловодов.
У Александра Владимировича, как и у всех местных пчеловодов, есть карта медоносов Приморского края, по которой он раньше вывозил пасеку. Одним из успехов в выездном пчеловодстве является членство в бригаде, куда не так просто попасть. В неё подбираются только надёжные люди, которым можно доверять. Члены бригад расставляют свои пасеки рядом и соседствуют на основе взаимовыручки, так как одному в тайге быть опасно.
— Четыре года я никуда не выезжаю с пчёлами, остаюсь в пригороде Артёма, и сбор мёда мало чем отличается от выездного, — рассказывает Александр Владимирович. — Цветения для пчёл везде вполне хватает. Оно начинается с апреля и длится до конца сентября.
В ходе разговора к нам подошёл ещё один пчеловод, как выяснилось, менее опытный, чем Цицилин. В этот день он обнаружил, что в нескольких ульях исчезли пчёлы. Причина была в клеще. Недостаточная обработка рамок заставила пчёл покинуть улей.
В целом забота о пчёлах, чтобы они не болели и мёда было вдоволь, — занятие круглогодичное, не допускающее ошибок. Оно требует знаний в разных областях.
Александр Владимирович держит две породы дальневосточных пчёл, акклиматизированных и работящих. Они выведены в Федеральном научном центре агробиотехнологий Дальнего Востока. Раньше у него были разные породы пчёл, но дальневосточные полностью доказали свою состоятельность.
Реальность и планы
Азиатские соседи не ждут, когда в Приморье добыча мёда выйдет на уровень лучших лет советской власти. Китайцы с привычной для них оперативностью расширяют промысел мёда, по сути дармового продукта, подаренного природой.
Тем не менее, в этом году китайскими компаниями было заключено шесть крупных экспортных контрактов на поставку этого ставшего популярным у них продукта, собранного пчеловодами Приморского края, на общую сумму пятьсот тысяч долларов.
В прошлом году общий объем экспорта меда из Приморья в Китай составил 641 тонну. Ведущие экспортёры открывают свои магазины в Шанхае и используют другие каналы реализации продукции.
— В рамках стратегии выхода на рынок Китая мы планируем создать консолидированный склад меда, – рассказал о мерах поддержки экспортёров глава приморского Минсельхоза Андрей Бронц. — Есть договоренности о первой поставке липового меда в магазин в Даляне в октябре этого года. Учитывая специфику китайского потребительского рынка, приморские власти вместе с предпринимателями настраивают и дистанционные каналы продаж. Возможности для наращивания экспорта мёда из Приморья есть.
Лекарство или лакомство?
На этот вопрос у науки нет однозначного ответа, хотя мёд насыщен массой полезных для человека веществ. Если только он настоящий. И об этом всякий раз говорят, когда приходится покупать мёд в магазине или на рынке.
В недавнем интервью сотруднику пресс-службы правительства Приморского края руководитель агентства по развитию пчеловодства региона РамильЕникеев рассказал, как выбрать настоящий мед и как его хранить:
– Качественный мед – это в первую очередь зрелый мед. Недавно откачанный мед выглядит жидким. Но постепенно он начинает кристаллизоваться или сгущаться за счёт испарения воды. Это естественный процесс, который не влияет на качество продукта. Постепенно мёд начинает засахариваться, что является физическим процессом перехода из одного агрегатного состояния в другое. Химический состав меда при этом не меняется. Так что натуральный мед полезен в любом виде. Рекомендуемый срок хранения натурального мёда в герметично закрытой таре составляет два года от даты упаковки, но при правильных условиях он может храниться без потери свойств очень долго. Натуральный мед хранят в помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, при температуре не выше 20 °C. При неправильном хранении зрелый мед может забродить.
Если возникают сомнения в качестве мёда, можно обратиться к другому продавцу и выбрать то, что по душе. К счастью, благодаря пчеловодам мёда у нас в продаже с каждым годом становится больше.
Андрей КИШ, фото автора и primorsky.ru, источники dv.kp.ru; primorsky.ru; rutube.ru.
Дата публикации материала: 11.10.2024
Главный финансовый документ региона
Категория:
Статьи
Каким быть внешнему облику Артёма
Категория:
Вектор развития, Статьи
Чтобы не осталось белых пятен
Категория:
Общество, Статьи
Чем живешь, Херсонская область?
Категория:
Общество, Статьи
Твои люди, Артем!
Категория:
Статьи
Он выбирает горы, горы зовут его
Категория:
Общество, Статьи
Выход на пенсию – время для творчества
Категория:
Общество, Статьи
Добровольно и с азартом!
Категория:
Общество, Статьи
Время новых побед и медалей
Категория:
Спорт, Статьи