Главная » Статьи » Салют победы и надежды

Салют победы и надежды

Восемьдесят один год назад, 27 января, ленинградское небо озарилось салютом. 872 дня длилась блокада Ленинграда. Она стала одной из самых трагических, но вместе с тем и самых героических страниц в мировой истории войн, образцом невиданных прежде мужества и стойкости советского народа.

В этот день в Артеме во Дворце культуры угольщиков вспоминали тех, кто умер в блокадные дни, кто остался жив, но каждый в свой срок ушёл в мир иной, и чествовали живых, испытавших на себе тяготы лишений тех страшных дней. Их осталось трое: Галина Николаевна Борисова, Клара Ивановна Хохлова, Людмила Михайловна Степаненко. На встрече также была житель осаждённого Сталинграда Галина Яковлевна Мелехова.

Глава округа Вячеслав Квон, обращаясь к присутствующим в зрительном зале, сказал:

— 81 год назад была снята блокада Ленинграда. Она длилась 872 дня. И это не просто дни календаря. За каждым днём стоят мужество, отвага и стойкость ленинградцев. В нашем городе живут три блокадника, и давайте поблагодарим их аплодисментами. Их пример и пример других блокадников и солдат Великой Отечественной войны вдохновляет сейчас наших воинов, находящихся в зоне специальной военной операции. Многие даты в истории нашей страны священны и не забудутся никогда. Наша с вами задача, чтобы из поколения в поколение к этим датам относились с уважением».

Был показан документальный фильм, основанный на исторических материалах блокадных лет. Параллельно с ним участники концерта в стихах, песнях и миниатюрах старались донести до зрителей главную мысль: к голоду привыкнуть невозможно, это одно из самых тягостных испытаний для человека, когда крошка хлеба ценилась на вес золота, и даже сегодня, в нашей сытой жизни, выбросить чёрствую горбушку хлеба – святотатство.

Горький хлеб

До конца первого месяца блокады жители осажденного города получали  неплохой хлебный паек. Когда стало очевидно, что запасов муки не хватит надолго, норму резко сократили. Так, в ноябре и декабре 1941 года городские служащие, иждивенцы и дети получали всего по 125 граммов хлеба в день. Рабочим выдавали по 250 граммов хлеба, а составу военизированной охраны, пожарных команд и истребительных отрядов – по 300 граммов. Хлеб готовили из практически несъедобных примесей: ржаной и овсяной муки с добавлением целлюлозы, обойной пыли, хвои, жмыха и нефильтрованного солода. Буханка получалась очень горькой на вкус и абсолютно черной.

Первыми из Ленинграда вывозили детей. Машинами и катерами. Фашистские самолёты бомбили караваны и колонны с эвакуируемыми людьми. «Самолёты летали низко, так как колонны не были защищены, — вспоминает в фильме одна из блокадниц. — Лётчики прекрасно видели, что в транспорте находятся женщины и дети, и всё равно сбрасывали бомбы. Было страшно, но мне повезло. На середине пути все увидели плывущие друг за другом белые панамки. В таких панамках эвакуировали детей из детских садов. Шедший впереди катер с детьми был потоплен».

Несломленные

Враги надеялись, что тяжёлые лишения и голод пробудят в ленинградцах животные инстинкты, люди озвереют и за кусок хлеба и тарелку похлёбки продадут Родину, но этого не случилось. Ленинград не только выживал. На фоне всеобщей беды театры и концертные залы не прекращали своей работы, проводились футбольные матчи и давались концерты. Это был хлеб духовный, отвергающий смерть и дающий силы бороться и идти до конца. Одним из символов того времени стала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, перевернувшая сознание ленинградцев и их врагов. Город жив и борется. Голодные ленинградцы сдавали кровь для фронта. Хозяйственная жизнь в городе не прекращалась: работали заводы, функционировали институты и лаборатории, действовала «Дорога жизни» по Ладожскому озеру. Каждый день горожане трудились, несмотря на бомбёжки и артобстрелы.

Приезжай, папуля

Разрывали сердце высказывания детей, написанные на тетрадных листках и найденные после их смерти. «Мне 16 лет, а здоровье у меня как у 60-летнего старика. Поскорее бы смерть пришла. Как бы так получилось, чтобы мама не была этим сильно удручена». «Как-то мама нашла мёртвую кошечку и принесла ее домой, чтобы сварить нам. Временами на меня находит неистовство. Хочется выть, визжать, биться головой о стену, кусаться. Как же я буду жить без мамы?». «Декабрь. Мы все легли, потому что сил бороться больше нет. Нет желания вставать и что-нибудь делать. Дверь в квартире открыта настежь – входит, кто хочет».  «Мама наша умерла. Шурик тоже умер. Соседи наши уехали. Я одна. Приезжай, папуля. Крепко целую, жалею и обнимаю. Ниночка».

Слова о защитниках, о детях-блокадниках, о жителях, которые, несмотря на голод и холод, из последних сил шли на свои рабочие места, сопровождались на экране чёрно-белыми кадрами хроники, позволившей, особенно зрителям, прочувствовать гнетущую атмосферу тех трагических лет. И на фоне этих кадров не умолкало звучание метронома.

Дыхание метронома

В блокадном Ленинграде радио являлось практически единственным средством круглосуточного оповещения граждан. Когда в радиовещании были перерывы, оно не молчало, в эфире транслировался звук работающего метронома. И тому были свои причины.

Люди в Ленинграде были отрезаны от страны. Городская власть была всерьез озабочена тяжелейшим психологическим климатом в городе. В первые месяцы блокады более 1500 громкоговорителей было установлено на улицах и 450 тысяч в квартирах и учреждениях. Работающее радио означало, что город жив и борется, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны. Его равномерный звук успокаивал, позволял ощущать хоть какую-то уверенность в том, что ситуация управляемая. Ещё он был нужен, чтобы предупреждать население об артиллерийских обстрелах и воздушных налетах. В этих случаях ритм метронома заметно учащался.

Вкусный концерт

Власти Ленинграда, чтобы хоть как-то подбодрить впадавшее в апатию население, приняли решение отпраздновать приход  1942 года. Особенно важно было это для тысяч не успевших эвакуироваться из Ленинграда детей. Измождённые, они с трудом концентрировали своё внимание на сцене, но были рады празднику. Особенно возможности получить после него горячее питание. Из воспоминаний очевидцев: «Сначала нам показали концерт. А после него дали суп. В нём лапшинки плавали в почти прозрачной воде. На второе были вермишель и котлетка». Настоящим чудом для детей стало появление на праздничных столах мандаринов. Их отправили из Грузии специально для маленьких жителей блокадного города. Грузовик Максима Твердохлеба, спешившего в Ленинград с этими экзотическими фруктами по льду Ладожского озера, по пути обстреляли два «Мессершмитта». Пули повредили радиатор и лобовое стекло, а сам шофёр был ранен в руку, но довёз мандарины до места назначения. В итоге в автомобиле насчитали 49 пробоин.

В одном из детских домов дети захотели украсить ёлку самостоятельно склеенными игрушками. Для этого воспитатель выпросила на кухне немного муки, сварила клейстерный клей и разлила его по тарелочкам. Малыши тотчас же его съели. Пришлось просить ещё муки, и ёлку в тот день всё же украсили.

Нет сил для жизни

Ведущие мероприятия напомнили зрителям, что к сентябрю 1941 года численность населения Ленинграда и его пригородов составляла около 2,9 миллиона человек. Блокада Ленинграда, по разным оценкам, унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. Уже в середине декабря 1941-го года мертвые тела начали встречаться на улицах, а в разгар аномально холодной зимы 1942-го года привычным делом стали сваленные в кучу покойники в подвалах домов и удаленных дворах-колодцах. Денег на похороны почти ни у кого не было, и некому было заниматься погребением. Весной 1942 года городские службы начали хоронить умерших людей в братских могилах, поскольку нужно было срочно расчищать город от трупов, пока не начались эпидемии.

И даже после освобождения города блокадники  продолжали умирать. Далеко не всем удалось восстановиться. Истощение моральное и физическое не прошло для них бесследно.

27 января 1944 года стал днём ещё одной победы в Великой         Отечественной войне. Силой оружия и силой терпения была снята блокада. В этот день 24 артиллерийских залпа из 324 орудий прозвучали над Ленинградом, осветив почти разрушенный город светом победы и надежды.

Могут ли прочувствовать дети, сидевшие в зрительном зале ДКУ, всё увиденное на экране, чтобы нести в себе чужую боль утрат и сделать хотя бы в своей будущей взрослой жизни всё возможное, чтобы ничего подобного не случилось? То, что было тогда, и то, что творят фашисты с мирными жителями теперь на освобождаемых территориях России, далеко от нас и полностью душевно не осязаемо. Как там было, расскажут позже наши солдаты. И это будет другое время и другое кино, новая победа и надежда, что с фашизмом покончено навсегда.

Андрей КИШ, фото Александра Лазаренко и culture.ru.

Дата публикации материала: 30-01-2025

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки