Главная » Статьи » Жили хорошо и в достатке

Жили хорошо и в достатке

Когда мы говорим о начале Великой Отечественной войны, мобилизации артёмовцев и помощи Артёма фронту, то вспоминаем об ударном труде шахтёров, женщин, взявших в руки отбойные молотки и лопаты, о сборе средств в Фонд обороны на танки и катера. А каким же был Артём перед войной? Где работали и чем занимались его жители? Какая атмосфера царила в обществе? На основании доступных материалов мы решили рассказать о нашем городе предвоенного времени.

Сразу отметим, что села Суражевка, Кневичи, Кролевцы, Шевелёвка и Сухановка к тому времени уже были обжитыми территориями, на которых крестьяне занимались привычным сельскохозяйственным трудом. Село Угловое оставалось транспортным узлом. Посёлок Артёмовский (тогда Временный), построенная ГРЭС имени С.М. Кирова пять лет давала югу Приморья свет. Все эти населённые пункты находились в подчинении Артёмовского горисполкома. Села Ясное тогда не существовало, на той территории располагались угодья совхоза №2-2. На месте нынешнего посёлка Заводской находилось несколько хуторов.

Новый мир

Как известно, город Артём (рудник Зыбунный, посёлок имени Артёма) был основан на нынешнем 9-м километре. После провозглашения в Приморье советской власти национализированные шахты, которые, по сути, стали фундаментом города, начали комплектовать профессиональными кадрами и техникой, открывать новые разработки угля. Возводилась необходимая инфраструктура, чтобы людям было где жить, учиться, отдыхать и культурно облагораживаться. Город рос вширь и в сторону нынешнего центра.

К началу Великой Отечественной войны в Артёме проживало 35 тысяч человек. Это много для населённого пункта, ещё двадцать лет назад бывшего захолустьем, в котором не было власти, оставались отголоски гражданской войны. На шахтах преобладали китайские и корейские рабочие, переселенцы с западных регионов России, не нашедшие себе лучшего применения, и бывшие каторжане с северных районов Дальнего Востока, сыскавшие приют в приморском «зелёном клину».

Враги и народ

Процесс укрепления советской власти и развития промышленности на артёмовской земле шёл согласно генеральному плану. Наравне с ратным трудом и его поразительными результатами шла борьба с врагами общества.

В 1937 году волна репрессий дошла и до шахтёрского посёлка. По лживым наветам почти вся начальственная верхушка треста «Артёмуголь», строительства АртёмГРЭСа и горисполкома была арестована с последующим расстрелом или ссылкой, кому как повезло. Оказалось, что давний испытанный друг может носить «маску» и на самом деле быть японским шпионом или вредителем социалистической собственности.

Одновременно со страхом за свою жизнь в укрепляющемся советском обществе главенствовали идеи Ленина о светлом будущем. Проводилось много собраний и митингов в поддержку иностранного пролетариата или осуждения капиталистов и внутренних врагов.

Но вне всякой идеологии большинство людей чаще думало о бытовых заботах, семье, успевало и на работе, и по своему хозяйству. У кого-то был небольшой домик с куском земли, кто-то жил в бараке и имел огородик. Кто завёл кур или свинью, а у некоторых были коровы. В общем, жили как привыкли, кто вкалывал, тот не голодал.

Будь готов

Со дня революции в Петрограде и начала гражданской войны в Приморье не было покоя. Его наводнили со всех сторон противники советской власти в лице «белых» и прочих «цветных» войск; куски территории заняли японцы и американцы. Здесь началась партизанская война, организованная местными лидерами и посланниками из Москвы. Но и после провозглашения советской власти в Приморье враги не успокоились. Напряженные отношения с Японией создавали обстановку нервозности среди гражданского населения, необходимости постоянного поддержания боеготовности войск и ежеминутного ожидания провокаций на границе. То, что это было так, свидетельствуют регулярные стычки на рубежах территорий, захваченных японцами у Монголии и Китая. В этом отношении показателен подвиг советских воинов в боях с японскими самураями у озера Хасан в августе 1938-го и на Халхин-Голе в мае 1939-го. На фоне постоянной военной опасности власти Артёма работали с допризывной молодёжью, которая должна была влиться в армейский строй уже подготовленной. Для них были организованы кружки «Ворошиловский стрелок», «ГТО», «Противовоздушная оборона», «Готов к санитарной обороне», секции водителей, мотоциклистов, пулемётчиков, снайперов.

Семимильные шаги

Слова Ленина о том, что Владивосток — «город нашенский» — это не просто красивый оборот. Сразу после прихода советской власти в «Восточный форпост» начали вкладываться большие средства, в том числе и будущий Артём. В первую очередь, для привлечения рабочих кадров на шахты и открывающиеся предприятия большими темпами строилось жильё для рабочих и их семей. Для усиления мощи отраслей в 34-м вАртём прибыл батальон для строительства Артёмовской ГРЭС, через пять лет 145 шахтёров-коммунистов были отправлены с Донбасса в трест «Артёмуголь», ещё 810 человек прибыли в Артём по программе переселения с западных регионов СССР.

30-е годы для Приморья стали стартом первых трудовых пятилеток и активной индустриализации промышленности. В 31-м была открыта стационарная больница на 65 мест на улице Пушкина. В 30-м году на месте хутора помещика Михаила Патюкова начал работать зверосовхоз «Майхэ» (позже «Силинский»). Запуск первой очереди Артёмовской ГРЭС позволил активно электрифицировать жилые районы и производства, на шахтах внедрять тяжёлую угледобывающую технику. Были заложены две крупнейшие шахты: 6-6-бис, сдана в 35-м, и 3Ц, сдана в 38-м году. В 39-м запущен в эксплуатацию Угловский кирпичный завод (позже  завод строительных материалов и деталей  (СМИД)). 7-го марта 32-го года был открыт аэропорт «Озёрные ключи», начались полёты по внутренним линиям Дальнего Востока. В декабре 38-го года почтовый самолёт ПС-40 впервые связал Владивосток и Москву, открыв постоянные дальние перелёты между городами. Все главные городские дороги были с гравийным покрытием. К концу 30-х годов дома и учреждения были полностью радиофицированы. Громкоговорители стояли на столбах в местах массового прохождения людей. Функционировали шесть  клубов, центральным был клуб имени Шварца. В нём же находились различные кружки, библиотека, призывная комиссия (военный комиссариат). В 1935 году силами комсомольцев был обустроен детский парк (ныне «Артёмка») и в нём установлен первый памятник Ленину. Рядом с ним расположилась школа «Горпромуча» (ныне филиал ВВГУ). С 40-го года в ней готовили специалистов для шахт. В городе работало 9 школ, в которых обучалось более двух тысяч учащихся. В июне 41-го на 28-м километре (ныне станция «Весенняя») открылся пионерский лагерь от «Артёмугля», в городе работали стадион (ныне «Угольщик»), поликлиника, лесозавод, хлебозавод, блочный и известковый заводы, карьеры.

В целом к началу войны в тресте «Артёмуголь» действовали пять шахт: 1, 2, 5, 3-ц, 6-6-бис, на которых трудилось более восьми тысяч человек. Началось строительство ещё трёх шахт. На угледобывающих предприятиях были построены бытовые комбинаты, столовые, открылись школы фабрично-заводского обучения. Функционировали вспомогательные производственные структуры: трест «Дальшахтострой», электромеханические мастерские, транспортные предприятия и геологоразведочная экспедиция.

Жить хорошо

Жильё горожан располагалось недалеко от шахт и растянулось от 9-го до 17-го километра. В большинстве это были маленькие частные дома, строительству которых способствовали городские и шахтовые власти. Много семей ещё жило в бараках и матязах, оставшихся после китайцев. Под личные огороды горожанам было выделено 833 гектара земли. В 1940-м году шесть с половиной тысяч трудящихся семей Артёма имели небольшие земельные наделы. Весной этого же года желающим было выдано двадцать тонн семенного картофеля. В городе было зарегистрировано 1439 коров, 4181 свинья, 126 коз и 16 овец. Подспорьем для семьи являлись дары моря и тайги. Хотя к началу войны из-за загрязнения воды шахтовыми сбросами кета и горбуша в Озёрные Ключи не заходили, море изобиловало рыбой. В тайге было много грибов, винограда, кишмиша, жимолости, лимонника, черемши, папоротника. Ходили за ними семьями и запасали вдоволь.

Как пишет в своих заметках старожил Артёма Ф.И. Закревский о том времени, «жители города, в основном это шахтёры, живут в основном хорошо и в достатке».

Конец надежде

В июне 40-го года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на 8-часовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Артёмовский исполком разработал обязательное к исполнению распоряжение «О противовоздушной обороне на территории г. Артёма и его окрестностях». Усиленно продолжились занятия по боевой подготовке и гражданской обороне среди старшеклассников, рабочих и служащих.

Это было обусловлено складывающейся неблагоприятной военно-политической обстановкой в мире. С 1933 года Германией руководила Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (по сути – фашистская) во главе с Гитлером. В 1936 году к власти в Испании пришли фашисты. С 1931-го года не прекращалась война между Японией и Китаем. 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу и перешла к оккупации западноевропейских государств.

Над СССР нависла угроза войны. Старшее поколение артёмовцев, помнящее годы гражданской войны, хорошо понимало причины и необходимость ужесточения дисциплины в обществе. Все артёмовцы до последнего дня надеялись, что война не придёт на советскую землю. Но в ночь с 21-го на 22-е июня 1945 года фашистские самолёты и танки нарушили западные границы СССР. Так началась Великая Отечественная война, самая жестокая и кровавая за всё время существования человеческой цивилизации. В общую победу в ней свою лепту внёс и город Артём — трудом, героизмом и новой надеждой своих жителей.

Подготовил Андрей КИШ, источники: В.И. Закревский «Становление города Артёма», юбилейный альбом «Артём — наша биография», книга Шахтёрского союза города Артёма «Гори, шахтёрская звезда».

Дата публикации материала: 13-02-2025

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки