Он родился задолго до Дня космонавтики, 10 апреля 1936 года, несколько дней назад отметил свой 85-летний юбилей. Его по праву можно считать первопроходцем шахтерского труда, когда лучшие из лучших в буквальном смысле слова вгрызались в землю, чтобы пройти сотни метров под землей и добыть “черное золото” – уголь, дававший и свет, и тепло. По духу, силе воли проходчик считался покорителем земных недр, он сродни покорителю неизведанных земных орбит. Валентин Кириллович МИСЮК – бригадир проходчиков шахты имени Артема, почетный шахтер страны, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Расскажем о земных и почти неземных рекордах этого удивительного и просто уникального человека.
41 ГОД ОТРАБОТАЛ ИЗБРАННЫМ БРИГАДИРОМ
Свою работу Валентин Кириллович Мисюк считает всегда интересной, а свою жизнь счастливой. И это невзирая на то, что родителей толком не помнит, они работали в колхозе и умерли еще до войны, оставив четверых детей сиротами. Двоих самых малых бабушка оставила себе, а двоих отправили в детдом. Войну Валентин с бабушкой пережил, семь классов в селе окончил, потом лесохозяйственное ПТУ легко одолел и до армии успел потрудиться на лесных делянках. А потом и вправду жизнь покатилась в гору: три года отслужил в ракетных войсках, после китобойной флотилии мечтал попасть на краболовное судно, но добычу остановили, и он отправился в Артем искать работу на шахте. На шахте 3-ц вакансий не было, поехал на шахту 6-6 бис, что действовала в районе 17 километра. Валентина Мисюка принял директор шахты Алексей Михайлович Матвеев. Поздоровались, поговорили.
— Он мне сказал в конце разговора: «Такие нам нужны. Будешь на проходке». И этим решил всю мою дальнейшую судьбу, — вспоминает Валентин Кириллович. – И Матвеев, и начальник участка Александр Васильевич Слюсарь сами были проходчиками от Бога, идеалистами по жизни. Шахта для них – самый главный идеал. Матвеев, ко всему сказанному, хорошо разбирался в геологии, знал маркшейдерское дело.
Так в 1958 году Валентин Мисюк стал проходчиком, или первопроходцем на шахте. Именно первопроходец с нуля начинал разработку шахты. Лес стоял на месте будущей шахты «Шкотовская», которую потом нарекли имени Артема. «На пустом месте все начиналось: стволы били, готовили выработки. Грунт, насколько можно, экскаватором выбрали, поставили кольца, потом бетонировали и ставили эстакаду, — вспоминает ветеран. – Ушли на глубину до 250 метров, до шестого угольного пласта всего дошли проходчики… А уже потом за ними прокладывали пути, устанавливали оборудование, пускали вагонетки. Отбойный молоток, лопата, кирка – сначала работали вручную, а на горизонте в ход уже шли проходческие комбайны. Лавы были до 1150 метров, вот в них уже добывали уголь, ставили комплексы и подчистую все выбирали».
А через полгода в раскомандировке собрали всю бригаду проходчиков, пришел к ним директор шахты Алексей Матвеев. Начальник второго участка Александр Слюсарь предложил кандидатуру Валентина Мисюка на должность бригадира. Вся бригада проголосовала за него единогласно. Только потом директор издал и прописал приказ о его назначении. 41 год этот приказ не изменялся, столько лет Валентин Кириллович возглавлял бригаду проходчиков, которая гремела среди шахтерских коллективов. Поистине космический рекорд!
ДВА ДНЯ ПРОЛЕЖАЛ В ЗАВАЛЕ
Память переносит ветерана в трагические дни, когда не все возвращались из шахты живыми и здоровыми. Это случилось еще на 6-6 бис. Вместе с Николаем Костыря его завалило в горной выработке, которая неожиданно просела. Шли в забой вдвоем, а тут образовался так называемый большой «скользун», который смел на своем пути все крепления из металла и бетона, и шахтеров засыпало породой. Два дня о них ничего не было известно. Дышать там нечем. Отряд горноспасателей вытащил проходчиков из завала, Николая раздавило насмерть, он лежал всего в метре от товарища, а Валентин Мисюк очнулся в больнице. Живой! Руки-ноги целы, оказалось, его спасло то, что он попал между двух лесин. Две недели провалялся в больнице и снова на работу.
Редко, но иногда шахта любила показать свой суровый нрав. Вспомнил бригадир, как однажды нарезали новую лаву и уже хотели начать монтаж оборудования. Утром пришли на работу, а вся лава заиленной стоит, вода вперемешку с песком все накрыла. Шахтеры это «плывунами» зовут. Лавы нет, заглушили ее метров на 200, и дальше начали проходку новой выработки. Горняки бригады Мисюка всегда хорошо зарабатывали, потому что и трудились с полной отдачей. Но вот такие «плывуны» оставляли порой людей только с авансом: нет проходки, нет зарплаты.
РАБОТЕ ВОЗРАСТ НЕ ПОМЕХА. ДАЖЕ В 85 ЛЕТ
В 1998 году шахта имени Артема начала закрываться, она была предпоследней в черном списке шахт нашего города, хотя запасов угля еще хватило бы надолго, а проходчики практически дошли до 7 горизонта. Этого губительного решения до сих пор никто из шахтеров так и не принял: столько труда вложено, как же это понять?! А Валентин Кириллович пошел работать на погрузку угля на станцию Смоляниново, но и там вскоре все прикрыли.
Но судьба уготовила другое. Почти двадцать лет назад он попал в котельную автобазы «Приморскуголь», которая отапливает большое число производственных помещений и офисов. Взялся там слесарить, делает то, что молодым не под силу, летом ремонтирует все оборудование и готовит к зиме, а зимой следит, чтобы все исправно работало, без срывов и аварий. Каждый день он ездит на работу, ветерану интересно жить и работать, несмотря на то, что общий трудовой стаж подбирается к 70 годам, но точной цифры он не знает. Он так и повторяет: «Мне интересна жизнь, не могу сидеть без дела, привык всегда чем-то заниматься, привык двигаться, я же шахтер». Привык многое делать по дому сам. Стаж его семейной жизни с супругой Марией, с которой познакомился во взрослом парке на танцах, приближается тоже к рекордной отметке – бриллиантовой.
Еще Валентин Кириллович всегда дружил со спортом (40 прыжков с парашютом в ДОСААФе совершил), занимался самбо, до сих пор любит ходить в лес по грибы с лета по осень, и за ним никто не может угнаться, читает газеты и книги, чтобы сохранить память. И только одно сильно беспокоит нашего героя: раньше в его бригаде все были вместе, было единство и дружба, хотя в коллективе работали татары, узбеки, белорусы, даже литовец был. Семьей единой жили и отдыхали, трудились и совершали подвиги. А сейчас каждый в своей «будке» живет. И от этого горько на душе.
«Ценность жизни – сама жизнь», — напомнил напоследок ветеран.
Автор: Татьяна Лемехова
Дороги готовят к ремонту
Категория:
Статьи
На вакантное место депутата – четыре кандидата
Категория:
В городской думе, Статьи
Для безопасности движения
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
В условиях особого противопожарного режима
Категория:
Общество, Статьи
Новые ветки старому дереву
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Огонь беспощаден
Категория:
Общество, Статьи
Директору «Окна эталон» предъявлено обвинение
Категория:
Общество, Статьи
О жизни говоря стихами…
Категория:
Парк культуры, Статьи
От инициатив – к действию
Категория:
Общество, Статьи
Два мира
Категория:
Общество, Статьи
В долгу перед Родиной не останутся
Категория:
Общество, Статьи
Не копи долги
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Неплательщики как класс
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Светлому человеку — светлая память
Категория:
Статьи, Чтобы помнили
Таланты найдены!
Категория:
Общество, Статьи
Экзамены: всё, что нужно знать
Категория:
Образование, Статьи
Семь нот и море музыки
Категория:
Парк культуры, Статьи
Вместе — против палочки Коха
Категория:
Здоровье, Статьи