Главная » Статьи » Общество » Плечом к плечу в строю армейском

Плечом к плечу в строю армейском

Многие мужчины нет-нет да и вспомнят свою армейскую молодость и друзей по воинской службе. Сколько историй всплывает в таких беседах из глубин памяти! В День защитника Отечества это обязательно, так как сама дата подсказывает вспомнить былое. В преддверии праздника корреспондент «Выбора» попросил своих знакомых рассказать о их годах службы в армии.

 

Виталий ЕФРЕМОВ, начальник управления физической культуры и спорта администрации АГО:

— Призывали меня в армию из Амурска Хабаровского края в ноябре 1988 года. До этого, после 10-го класса, я год отработал слесарем на заводе «Вымпел», также от военкомата выучился на дизелиста. В армии служить хотел, морально и физически готовил себя в морскую пехоту. Ко времени призыва уже имел жёлтый пояс по каратэ и первый разряд по лёгкой атлетике. Но в военкомате были свои планы, и меня определили в ПВО. С распределительного пункта в Хабаровске отправили в учебную часть в село Преображеновка Амурской области для обучения на радиста. Обстановка в части была здоровая, распорядок и дисциплина такие, как я себе и представлял. Через две недели, после курса молодого бойца, вместе с другими курсантами принял присягу. Полгода изучал устройство различного радиооборудования и его использование. После «учебки», в звании «младший сержант» и с воинской специальностью «радист», я получил назначение в посёлок Завитинск. Задачей было сопровождение наших военных самолётов и научных летательных аппаратов и обнаружение возможных нарушений воздушного пространства. Дежурили сутками — четыре часа через четыре в мобильной локационной установке «Орбита». Периодически проводились дневные и ночные учения для обнаружения учебной цели. В таких случаях происходило усиление дежурного наряда для двойного контроля ситуации. За полтора года службы нештатных ситуаций у нас не было. Дежурства проходили спокойно. По ходу службы получил ещё одну воинскую специальность – «оператор РЛС «Орбита».

Приходилось ходить в наряды дежурным по роте и по кухне. Много времени уделял личной физподготовке. Ежедневные кроссы и занятие на турнике были обязательны. Дедовщины у нас не было, хотя все армейские традиции исполнялись. За сто дней до приказа постриглись наголо, отдавали масло молодым бойцам, готовили дембельские альбомы. Уволился из армии в положенное время. Периодически переписываюсь и созваниваюсь с сослуживцами, живущими в Питере, Иркутске, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах. С некоторыми встречался в ходе своих поездок для участия в спортивных соревнованиях. О годах службы в армии не жалею и считаю, что всем парням нужно пройти этот жизненный этап.

 

Дмитрий ПОДОЛЬСКИЙ, журналист:

— Я знал, что служба в армии неизбежна, и откосить от неё не пытался. Окончил 10 классов, год отработал электромонтёром-обмотчиком в Артёмовском РМУ. Призвали меня из нашего военкомата 30 октября 1982 года и отвезли в сборный пункт Владивостока на 2-й Речке. Вечером того же дня приехал «покупатель», и тех, кого он выбрал, посадили в поезд и отвезли под Хабаровск, в учебную часть в Вятское-на-Амуре. В течение полугода мне предстояло учиться на механика-водителя гусеничных самоходных паромов. Но большую часть времени мы проводили на строительстве воинского комбината бытового обслуживания, где я освоил навыки каменщика.

С так называемой «дедовщиной» столкнулись сразу в лице сержантов нашей «учебки». Но стирать чью-то форму, портянки, работать за кого-то, выполнять какие-то чужие причуды было не для меня. Пришлось всячески защищать собственное достоинство.  Как-то нас выгнали после снегопада с голым торсом на мороз и заставили делать зарядку по пояс в снегу. Тогда я действительно пожалел, что не поступил куда-нибудь учиться, а дождался призыва.

Через полгода, с записью в военном билете «механик-водитель ГСП», я был отправлен в Покровку, в кадрированный инженерный батальон. Солдаты в нём были из всех славянских республик, а также из Грузии, Ингушетии, много из Якутии и Чукотки.

В Покровке началась настоящая служба. В батальонных боксах было законсервировано несколько сотен инженерных и боевых машин на случай войны. Мы их обслуживали, готовили в любое время для вывода в поле.  Также занимались боевой подготовкой. Я был водителем гусеничного самоходного парома. В экипаж входило четыре человека. Во время осенних и весенних общевойсковых учений одна рота устанавливала понтонный мост, мы же сразу переправляли технику. На входе в воду наш паром переходил с движения на гусеницах на гребные винты, откидывалась платформа, заезжал танк, и мы шли водой на другой берег. И так несколько раз. То же самое происходило во время внеплановых учений. После полигона мы вымывали машину снизу доверху, красили и смазывали. Также экипаж занимался её ремонтом. Марш-броски, рытьё окопов для укрытия машин, физподготовка, стрельбы, политзанятия в части были регулярными и обязательными.

Отслужив половину срока, пройдя этапы солдатской иерархии — «дух» и «черпак», и став «фазаном», я понял, что самая сложная часть ратного служения Отечеству преодолена. Мне  присвоили первое звание — «младший сержант».

Из армии я уволился в должности заместителя командира взвода и в звании «старший сержант». За отличие в боевой и политической подготовке был занесён в «Почётную книгу» части и уволен в запас, не дослужив одного дня до полных двух лет. Мне предлагали остаться на сверхсрочную службу или вообще отправиться в высшее войсковое училище, но ещё в армии я выбрал другое направление, став внештатным корреспондентом армейской газеты «Суворовский натиск». Сейчас я могу сказать, что воинский путь обязательно нужно пройти. Это то испытание, когда от «бабушкиных пирожков» попадаешь в незнакомую обстановку и должен пройти этот «квест» и понять, на что ты способен. Большинство моих сослуживцев его преодолели.

 

Дмитрий ХИСАМОВ, предприниматель:

— Мой отец и двое старших братьев служили в армии, и для меня путь туда был естественным. Долг нужно было отдавать. В октябре 2009 года, после окончания Артёмовского филиала ДВГУ, я был призван в Вооружённые силы России. К тому времени мне уже был 21 год. Морально и физически я готовил себя к службе в армии. Имел 2-й взрослый разряд по лёгкой атлетике. Служить хотел в 14-й бригаде спецназа ГРУ в Уссурийске, но не прошёл по медицинским показаниям. Военкоматом был направлен в специальное воинское формирование Федеральной службы охраны Российской Федерации, которое находилось в Приморском крае. В его составе были как военнослужащие-контрактники, так и срочной службы. Первые две недели мы проходили некое подобие курса молодого бойца, после приняли присягу, затем ещё месяц учили уставы, особенно караульной службы. Затем нас распределили по ротам этой же части. Признаюсь, что два первых месяца было тяжело привыкнуть к новой жизни, строгому распорядку, исполнению приказов и своих обязанностей.

Основной задачей нашего подразделения была охрана складов. Начальником караула и разводящим были контрактники, караульными – солдаты-срочники. Иной раз приходилось ходить в караул через сутки. На отношение к службе больше сказывались не физические нагрузки, а моральные. В караул отправляли не каждого. Был строгий отбор, проведение тестов, беседы с психологом, проверка знания обязанностей караульного и часового. Накладывал отпечаток сам факт охраны серьёзных материальных ценностей и реальной возможности внешнего нападения. Со временем я к этому привык, и ходить в караул стало нравиться. В условиях такой службы у меня было достаточно времени проанализировать, к чему я стремился до армии, что она мне даёт сейчас и как строить свою жизнь дальше.

У меня были хорошие отношения с офицером по воспитательной работе.

В свободное время я писал сценарии мероприятий и проводил их, выпускал стенгазету. Позже её стали делать на компьютере с использованием дизайнерских программ. Это занятие стало для меня ориентиром в жизни, и после увольнения в запас я открыл в Артёме студию дизайна.

Я не жалею, что служил в войсках. Армия – это самостоятельность, ответственность, преодоление себя, способность быть коммуникабельным и добиваться успеха в составе команды.

 

Борис ГАХ, военный пенсионер:

— Служить или не служить, в годы моей молодости такие вопросы не стояли. Тогда все помнили прошедшую войну, молодёжь была воспитана на советской идеологии, СССР постоянно угрожали со всех сторон империалисты. Среди моих друзей было желание сначала отслужить, а после поступить учиться.

В 1960 году меня призвали из Уссурийска в мотострелковые войска и направили в учебный полк под Хабаровском. Я попал в роту по подготовке младшего командного состава. Мы учили армейские уставы, устройство различного стрелкового оружия и колёсной техники, стреляли, занимались физической, строевой и политической подготовкой. В полевых условиях изучали тактику, действия подразделений в возможных боевых условиях. Через год, в звании «младший сержант», меня и моих сослуживцев пароходом отправили на север Дальнего Востока. Кто-то уехал на Камчатку или Сахалин, я попал в мотострелковую часть в посёлке Угольные Копи на Чукотке. Уже в должности командира отделения я и мои солдаты отрабатывали всё то, что нам показывали и рассказывали в «учебке». Периодически проводились батальонные, полковые и общевойсковые учения. Тогда, в разгар «карибского кризиса» и начала «холодной войны», все взоры были обращены на Америку. Во время таких учений наш полк отрабатывал отражение возможного нападения американского десанта с Аляски. Не скрою, служить в условиях Крайнего Севера да ещё в пехоте было тяжело. Но обеспечение солдат всем необходимым было прекрасное, как и отношение командиров. Уволился я в сентябре 1963 года в звании «сержант». Помню, почти все солдаты везли домой оленьи рога. Мода была тогда – рога в доме вешать. После увольнения из армии, когда я уже работал на «гражданке», в военкомате мне предложили поступить на офицерские курсы. Через два месяца учёбы мне присвоили звание «младший лейтенант» и чуть позже призвали на службу. В общей сложности я отдал Вооружённым силам двадцать лет и уволился в запас в звании «капитан».

 

Только четыре истории уместились на газетной полосе. За время существования армии России их были миллионы. С веками менялись тактики и вооружение, но необходимость защиты Родины и дух солдатского братства и взаимовыручки остаются главными по сей день.

Сотрудники газеты «Выбор» с наилучшими пожеланиями поздравляют действующих военных и военнослужащих запаса российских Вооружённых сил с наступающим Днём защитника Отечества. Пусть автоматы, пушки и танки стреляют только на учебных полях.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 18.02.2022

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера