Главная » Статьи » Письмо перед боем

Письмо перед боем

Истории солдатских «треугольников», написанных в Великую Отечественную

Чем дальше уходит в историю беспрецедентный подвиг советского солдата в годы Великой Отечественной войны, тем большую ценность приобретают документальные свидетельства тех лет: фото и кинохроника, архивы воинских частей, командования фронтов и ставки главнокомандующего.

Но свою уникальную особенность в этом ряду имеют, казалось бы, абсолютно не официальные, но не менее важные для истории и будущих поколений страны документы – солдатские письма. Да, те самые письма с фронта, читая которые, можно понять, о чем действительно думал солдат, о ком болела и беспокоилась его душа.

Солдатские письма не имеют конвертов. И это не только знаменитые военные «треугольники», сложенные из оберточной или трофейной бумаги, но и вполне официальные бланки с надписью: «Воинское» и ограничительной чертой, выше которой писать было нельзя. В зависимости от боевых условий и особенностей прохождения фронта солдатские письма могли быть написаны простым карандашом, чернильной ручкой или даже совмещать в одном тексте и то, и другое. Одни из них сохранились в достаточно хорошем состоянии, другие приходится разбирать буквально по буквам, восстанавливая на подсознательном уровне стиль и слог советского солдата, защищавшего свое Отечество и свой дом в кровавой битве с гитлеровским фашизмом. В историко-краеведческом музее нашего города под эти письма отведен отдельный раздел, и все они переведены в цифровой вариант, чтобы сохранить их в том виде, в котором они сюда были переданы.

Среди хорошо сохранившихся экземпляров есть целый ряд писем от бойца Николая Карнаухова, адресованных его сестре Паше в Красноярский край. Вчитываясь в написанные строки, прекрасно понимаешь, сколь долгой и продолжительной была та война, разлучившая на многие годы родных и близких людей. «Здравствуй, Паша! С горячим пламенным приветом и наилучшими пожеланиями вашей молодой семейной жизни! — пишет Николай. — Письмо твое получил. Извини, что так вот называю вас на ты, по-свойски. Это потому, что я уже подрос, но опять же у нас в армии так не положено называть старших. Но я прошу вашего разрешения, чтобы мы общались так. На днях получил от Аси, Раи, Алексея, а также от кой-каких ребят и девчат знакомых письма. Верите, как я их читал все с жадностью, как по нескольку раз прочитывал, просматривал, просто самому чудно, ведь не было никогда со мной этого. Или это признак нашей встречи, или еще что либо, прямо сам не пойму. Ведь я прожил один не видя ни родных, ни знакомых, уже скоро будет четыре года и никогда такого желания и жажды не было у меня. В первый год моей службы тоже была такая жажда и желания, а сейчас не пойму. К чему и зачем у меня так… Рана заросла, все в порядке. Сейчас опять на фронте нахожусь. Продолжаем гнать их все дальше и дальше на запад. Пишу на трофейной бумаге и чернилами и пером тоже трофейным. Пожелаю здоровья и счастья в вашей жизни и работе. Крепко целую вас. Николай Карнаухов, полевая почта 083276. Март 1944 года».

Особенный интерес среди фронтовых писем вызывают, конечно же, листки с артемовскими адресами. На одном из них значится: «Приморский край. Город Артем, ул. Пионерская 4-6. Крюковой Т.С. от Крюкова Г.А.» И дома того уже нет, а свидетельство и память тех лет остались только в строчках. «Здравствуйте мама Таня, Ася, Нина и племяши Вова, Гена, Витя, Гала, Лариса, Леонид, Юрий! Первым долгом сообщаю вам, что жив и здоров, того и вам желаю. Вчера получил ваше письмо, за которое вам спасибо. Пару слов о своей жизни — живу хорошо… Мама, я очень был взволнован о вашем здоровье, смотри сама береги себя. Не получал от Андрияна давно писем, а от Жени не так давно. Пишите про свою жизнь. Целую крепко, ваш сын, брат, дядя. Глеб. 15 декабря 1943 года».

Как бы это не казалось странным, но в своих письмах солдаты почти совсем не пишут о боях, о смерти, о тяжестях боевых дней, а больше интересуются жизнью и здоровьем близких, их радостями и проблемами. Вот еще одно письмо с артемовским адресом: «Приморский край, город Артем, ул. Шахтовая, дом 12. Машурак Любовь Николаевне от Машурак Т.Н. полевая почта 92723». В начале письма стоит дата: 3 июля 1944 года и место отправления – город Тарапец.

Сообщаю вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Я нахожусь на старом месте, рана заживает медленно, тем более этот гипс, пока срастется кость. Хорошо, если бы вы написали мне письмо или телеграмму, как вы живете, так как из части я еще не получил ваших писем, которые меня не застали там. Передавайте всем привет. Целую крепко, ваш сын».

Впрочем, есть письма о боевых действиях, но они очень кратки в своем содержании. «9 марта 1945 года. Германия. Добрый день, мамаша Лида! Спешу сообщить, что жив, здоров. Нахожусь в боях. Уличные. Здоровье хорошее. Пишите чаще, ваши письма получаю. О себе много писать нечего, вы должны понимать, война. Привет семьям Карякиных и так далее. С боевым приветом».

А вот еще одно письмо, которое начинается рассказом о войне, но все равно возвращает солдата к будущей мирной жизни. «Здравствуйте дорогие Паша, Гриша, Толя, Тома и бабушка — пишет с фронта Николай. Письмо ваше получил, за которое вас сердечно благодарю. Извините меня, что пишу вам редко, но нет никакого свободного времени, все работаю с бойцами. Готовлю к новым и новым задачам. Вместе с вашим, получил письмо от Раисы, ваши фото получил, благодарю… Сейчас пришел с тыла немцев, крепко устал. Не серчайте, что мало пишу. Большое спасибо Толе, что он написал мне немного о себе. Но я интересуюсь, в каком он учится классе. По письму полагаю в 3 или 4, так или нет? Я не могу себе представить о том, что Оля, наверное, стала взрослой, уже сама умеет писать и читать и как пишите, сказала, что пойдет в школу. Когда я уходил, то помню, что она была еще мала, но был очень удивлен, что получил письмо с ее подписью. Моя жизнь проходит в одних и тех же условиях, так что описывать ее не стоит».

Есть среди писем с фронта и такие, где нет вообще ни слова о войне, а исключительно забота о своих родных и близких, оставшихся дома. И даже когда по письму невозможно установить его конкретного автора, то по самому стилю и характеру понимаешь, что его писал настоящий мужчина и отец семьи. «Дуня, вот на этой стороне письма лично пишу тебе, чтобы ты прочла и поняла меня, что я тебя прошу — пишет солдат своей жене. — Я прошу подзаймись написать мне письмо сама. Мне пиши коротко. Например: как себя чувствуешь, поправилась или похудела. Одним словом. Пиши только семейное и хозяйственное. Так вот не останавливайся на том, что не смогу этого сделать. Возьмись по-боевому решительно и смело и будет все по твоему желанию. И дальше сообщи, посещают ли тебя с моих родных или твоих». Вот так настоящий солдат держал не только оборону на передовой, но и давал абсолютно четкие и строгие указания для своего гражданского тыла.

И все-таки о войне они писали. Среди множества отправленных на родину строк проскальзывают настоящие мысли о том, что переживал в душе солдат и какой ценой приходилось ему расплачиваться за освобождение земли от фашистской нечисти. «Добрый день, здравствуйте мои родные мама, Люба и Таня — так начинается очередное письмо с Прибалтийского фронта. — Сообщая вам, что жив и здоров, чего и вам желаю. Вообще желаю вам не такой жизни, как у меня, потому что жизнь моя самая трудная и со всякими другими неприятностями. Теперь мы наступаем. Вот этот листочек из газеты указывает, где я нахожусь и что делаю вместе с другими товарищами. Еще хочу сообщить вам и должен сказать, что ни сегодня-завтра получу орден. Не знаю я останусь жив или нет до и после этого, так как идут бои с этими паразитами. Что это паразиты, то в этом могли бы тоже убедиться, будучи на моем месте. Когда мы прорвали его оборону, то за 3-4 дня не встретили ни одного живого мирного человека и ни одного целого дома. Железную дорогу он не оставляет, рельс в 2-х местах рвет, а шпалы в щепки разносит и все жжет: станции, железные дороги, поселки. Но верно, что за последние дни стали попадаться целые дома и личное жилище. Пока могу еще сказать, что погода стоит хорошая, но это не облегчает, так как здесь болота и болота. До свидания и желаю всего наилучшего в вашей жизни. Целую крепко, ваш сын».

Читая письма с фронта, прекрасно понимаешь, что все они написаны не кадровыми военными, а простыми людьми, ушедшими на фронт, чтобы защищать свой дом, своих любимых и родных.

Автор: Дмитрий Подольский
Дата публикации материала: 05.05.2023

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки