Главная » Статьи » Общество » Ида Тарасова: Я не думаю над подарками

Ида Тарасова: Я не думаю над подарками

Кудесница из Самары теперь дарит свой талант артемовцам

Богат Артём на рукодельниц и рукодельников. Они делают кукол из разных материалов, режут по дереву, вышивают нитью и бисером, куют и льют металл, рисуют, шьют, валяют, вяжут и плетут. Кто-то организует выставки своих работ, а для кого-то достаточно стать с лотком на празднике, показать людям своё умение, научить или дать совет. В продолжении и преумножении народных традиций и есть часть культуры нации. И приятно узнавать, что когорта талантливых артёмовцев прирастает новыми дарованиями.

В поисках творческого человека с необычным талантом, кроме прочих своих знакомых, я обратился в городское общество инвалидов. Заместитель руководителя общества Алла Баранова сказала, что у них выставлены экспонаты Иды Тарасовой, сделанные из бумаги, и рекомендовала встретиться с ней, как с человеком разносторонне талантливым.

Ида Терентьевна согласилась на встречу и пришла к нам в редакцию для интервью. Мне сразу бросилась в глаза её сумочка, полностью состоящая из узоров, сделанных, как мне показалось, из шпона, искусно выгнутого и украшенного стразами. Я подумал, что,  наверное, в этой сумочке и лежат изделия из бумаги. На мой вопрос о материале сумки рукодельница ответила, что она сделана из бумаги. «Из бумаги?!» — искренне удивился я. С моего удивления и начался наш разговор.

Ида Терентьевна в Артёме живёт всего три года, переехала  поближе к сыну. Главные страницы её биографии написаны в Самаре. Там она окончила авиационный институт и работала инженером-технологом на авиазаводе.

Рукоделием стала заниматься в тридцать лет. Сначала была вышивка бисером.

— Торсион-папье (плетение из бумаги) я стала заниматься восемнадцать лет назад, — рассказывает Ида Терентьевна. — На открытии «Аллеи шахматистов» в Самаре я познакомилась с супругами Валерием и Светланой Скорняковыми, которые привезли свои работы в новой для меня технике. Я была восхищена и удивлена, познакомилась с ними и попросила научить. Два месяца я ездила к ним на обучение, а после занялась изготовлением самостоятельно.

Для работы используется коричневая упаковочная бумага (крафт-бумага), в которую в советское время, за неимением полиэтиленовых пакетов, заворачивали всё, от селёдки до костюмов. Бумага разрезается на полоски, из которых и творится чудо.

— Всё начинается с идеи, — говорит Ида Терентьевна. — Затем я рисую эскиз изделия, определяюсь с размерами, конструкцией каркаса, на котором всё будет держаться. Думаю над узорами, которыми он будет заполнен, и украшениями.

Каркас делается из нескольких слоёв бумаги, иногда для большей жёсткости вовнутрь вставляется спица. А вот узоры изготавливаются из однослойной полоски бумаги разной ширины, исходя из задумки конструкции.

Сначала она плотно накручивается на спицу, а после остриём и пальцами вытягивается в задуманный узор. Затем всё склеивается внутри каркаса, и получается изделие. Но чтобы оно стало шедевром, его покрывают лаком для дополнительной прочности, влагостойкости, эстетичности и украшают стразами, бисером, вставками из гобелена и прочими фантазиями, пришедшими на ум. Казалось бы, всё просто. Конечно, просто, если есть желание, терпение и готовность к кропотливой работе.

— Обретя хорошие навыки в работе с упаковочной бумагой, я решила поэкспериментировать с цветной бумагой для ксерокса, — говорит Ида Терентьевна. — Выбор цветов был разнообразен, что позволило придать яркость моим изделиям. Например, в «Пасхальном наборе» у меня было использовано семнадцать цветов бумаги. Спустя время, утвердившись в  качестве работ, я показала цветную конфетницу своим учителям. «Ученик превзошёл учителя», — были их слова.

Ида Терентьевна не помнит, сколько работ вышло из-под её рук, но знает, что их можно найти даже за границей.

— Я дарю свои работы родственникам и знакомым. Никогда не думаю над подарками, делаю их сама, — говорит она. — Иногда у меня заказывали конкретные изделия. Внук мне говорит: «Бабушка, давай купим глобус и будем отмечать, в каких странах есть твои работы». Разными путями они попали в Турцию, Великобританию, Финляндию, Японию и Германию. Конфетница, салфетница, бутылка и ваза уехали вместе с сыном в Японию в качестве подарка. На одной встрече англичанка увидела мой «Пасхальный набор» и так была восхищена, что было решено его ей подарить.

— Мои работы выставлялись на различных выставках в разных районах города, — говорит она. — Там я была в обществе инвалидов и совете ветеранов. От общества мои работы отправляли в Москву на международную премию «Филантроп». Я дважды становилась её номинантом. По предложению одной международной организации я обучала торсион-папье детей. Позже вместе с ними я выезжала на выставки в Казань, в Нижний Новгород, Тулу, Москву. В Москве мы были в американском посольстве. В Туле на международной выставке участвовали 86 команд из восьми европейских стран. Оттуда мы привезли в Самару кубок победителя и диплом в номинации «Лучшая продукция ярмарки».

И это только часть её успехов в торсион-папье. Не бросает моя героиня и вышивку бисером. Так же её колье, изготовленные на зависть королеве, заслуживают отдельного рассказа.

— Увлечение должно приносить удовольствие, — говорит Ида Терентьевна. — Я не ставлю себе задачи что-то сделать в определённые сроки. Должно быть настроение к творчеству.

Глядя на фотографии ваз, шкатулок и прочего роскошества, не скажешь, из чего они сделаны. Сотрудники нашей редакции с восхищением и удивлением рассматривали их. В самом деле, они этого достойны. Полюбуйтесь и вы, наши читатели. Стоит надеяться, что талант Иды Тереньевны Тарасовой будет востребован  и в нашем городе. И мы еще не раз увидим ее мастерство, ее оригинальные изделия на различных городских выставках и мероприятиях.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 01.09.2023

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера