Главная » Статьи » Мой город » Планы и реалии фермерской жизни

Планы и реалии фермерской жизни

Планы и реалии фермерской жизни

15-16 февраля в Москве Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) провела 24-й съезд фермеров. На нём было отмечено, что за пять лет реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в него уже вложили 400 млрд. рублей, а если учитывать средства регионов, то 700 млрд. рублей. В настоящее время 192 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 84 тыс. индивидуальных предпринимателей вместе с личными подсобными хозяйствами производят 50% молока, 80% овощей, за 5 лет в два раза возросло производство мяса и птицы. Такие факты свидетельствуют о состоятельности фермерства как социальной и экономической силы.

О реальной жизни артёмовского фермера нашему корреспонденту рассказал Леонид Лебедев, который обратился в редакцию от лица сразу нескольких фермерских хозяйств с. Кневичи, с. Ясного, с. Кролевцы.

ВОРЫ НЕ БОЯТСЯ

А обратился Леонид Сергеевич по поводу того, что уже не первый месяц окрестные крестьяне страдают от воровства. По словам фермера, проблема в том, что кражи домашнего скота практически поставлены на поток и, по меркам крестьянских хозяйств, достигают промышленных масштабов. «Смотрите сами, — начал перечислять Леонид Сергеевич, — в ноябре у фермера Осокина в с. Ясное увели со двора две дойные коровы. Перед самым новым годом у Антонины Раменской с подворья за ночь увели 5 коров. Она тоже из Ясного. Через некоторое время в лесочке она нашла останки своих любимиц. Животные были варварски разделаны, вырезаны самые лучшие куски, остальное просто бросили. Обращаться в милицию женщина не стала, считая это бесполезным занятием. Ещё у двоих местных фермеров увели в это же время породистую корову, купленную за 65 тысяч рублей, и несколько лошадей. Заведённые уголовные дела никакого результата не дали». А уже в январе у самого Леонида Сергеевича украли 27 овец. Причём все они были суягными, то есть беременными и принесли бы увеличение отары в два-три раза. Для фермера это примерно 200 тысяч рублей убытков. Обращение в милицию тоже пока результатов не дало, хотя прошло уже полтора месяца.

Чтобы иметь представление о ситуации, я посетила хозяйство Леонида Сергеевича. Сам фермер — бывший военный, несмотря на пенсионный возраст, продолжает работать и уже девятый год старается сделать рентабельной свою небольшую ферму. «Стать фермером меня побудили детские воспоминания, — рассказывает животновод. — Мой отец был чабаном в Забайкалье, и я ему помогал, занимаясь овцами. Так что, фермерство — это некое воплощение ностальгии в делах».

ЗЕМЛЯ — КРЕСТЬЯНАМ

Фермерское хозяйство Леонид Сергеевич юридически оформил под давлением обстоятельств ещё в 2004 году. Ему выделили 4 гектара земли в аренду. Земля состояла из обширного болота с парой мелких комариных озёр и несанкционированной свалкой мусора из гарнизона с. Кневичи. Чему я, как жительница гарнизона, являюсь свидетелем. Фермер вывез свалку, засыпал озерца, заровнял болота. Во что ему обошёлся этот труд, хозяин рассказывает без негодования, просто констатируя факты. «Только на то, чтобы привезти несколько десятков самосвалов земли, чтобы засыпать озерца, понадобилось около 200 тыс. руб. Немало средств ушло на аренду бульдозеров, чтобы всё это заровнять. Сначала в хозяйстве было много водоплавающей птицы, поскольку больше там никто бы не выжил. Сейчас вот приспособили землю для овец».

Но что значит 4 гектара для создания рентабельного животноводческого хозяйства? Ведь овец должна быть не одна сотня, чтобы получать прибыль. И Леонид Сергеевич стал искать возможность арендовать участок побольше для выпаса животных. Земля нашлась в районе с. Кролевцы. Абсолютно не пригодный для земледелия заболоченный берег ручья, который можно использовать для выпаса скота или покоса.

Первое обращение фермера в управление муниципальной собственностью администрации АГО состоялось ещё 19 марта прошлого года. Заполнив по образцу документы, фермер стал ждать ответа. Согласно федеральному закону о фермерском (крестьянском) хозяйстве, «орган местного самоуправления …на основании заявления…в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его». На первой беседе в управлении муниципальной собственностью, состоявшейся 21 мая, то есть через 2 месяца после подачи заявления, Леонид Сергеевич узнал, что у управления нет финансирования работ по этой статье. Фермер взялся сделать проект границ участка за свой счёт. «Я понимаю, что не всё возможно сделать в точности так, как предписывает закон, — объясняет терпеливый животновод. — Но я и за свой счёт не могу до сих пор сделать эту бумагу. Дело не дошло даже до документов о межевании или до кадастрового паспорта». Ещё два раза вызывали Леонида Сергеевича в течение года для беседы, теперь уже в управление архитектуры и градостроительства администрации АГО. В письме №35-19/01-22/5614-я ему ответили отказом, т.к. «для утверждения необходимо откорректировать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории». А когда эта работа была сделана, и за неё было уплачено, потребовалось ещё внести новые изменения в план, и … оказалось, что неправильно составлено заявление. «Я бы понял, если бы потребовали внести сразу все изменения. А как так получается, что каждый раз появляются новые и новые претензии, — устало объясняет Леонид Сергеевич. — Тем более что такие вопросы, как обозначение водоохранной зоны возле ручья или предоставление бизнес-плана решаются не на данном этапе оформления документов. Пока мы просто определяем границы участка, но никак не можем это сделать».

ЛЬГОТЫ И КРЕДИТЫ

«Безусловно, льготы и программы для фермеров есть. Но вот попасть в них — надо уметь», — делится дальше своим опытом кневичанский фермер. Например, взять программы «Россельхозбанка», который, судя по названию, должен помогать кредитами развитию крестьянских хозяйств. Ни в одну из них мелкие фермеры, не являющиеся новичками, не входят. «Я не начинающий фермер, но и мне нужны льготные кредиты для расширения хозяйства, строительства и ремонта помещений для скота, — продолжает Леонид Сергеевич. — Если хозяйство не расширять, то оно придёт в упадок. Для получения льготного кредита мне нужно доказать, что я смогу оплачивать проценты именно с доходов хозяйства. А для того, чтобы иметь соответствующие доходы, мне необходимы кредиты. Образуется замкнутый круг. Причём у меня есть вполне приемлемый доход из других источников, и оплатить крупный кредит я могу без труда. Но по условиям банка эти деньги не учитываются, хотя являются более стабильной прибылью».

Единственной доступной для фермера поддержкой оказалась местная программа по развитию малого и среднего предпринимательства, благодаря которой, фермерам выплачивают часть затрат на приобретение племенного скота и орудий труда. В этом году Леонид Сергеевич хочет воспользоваться этой помощью.

С НАДЕЖДОЙ В ДУШЕ

Как бы то ни было, но сворачивать своё хозяйство артёмовский фермер пока не собирается. Оказываясь среди своих овечек, Леонид Сергеевич превращается из делового, грамотного бизнесмена в заботливого и любящего хозяина. Он умело, не боясь запачкать верхнюю одежду, поднимает на руки новорожденных ягнят, с гордостью рассказывает о каждой мохнатой мамаше, ласково называя подопечных по имени. От него я узнала, что овцы, вопреки распространённому мнению, далеко не глупые животные. Вожаком отары является самое первое приобретение фермера — большая белая овца Сара. На моих глазах овечка действительно увела всю отару на выпас. Я спросила, не опасно ли оставлять овец одних. На что Леонид Сергеевич пояснил, что ровно через два часа Сара приведёт всех своих подопечных обратно, и пастись они будут тоже на определённом месте, где их легко найти. С такой помощницей хозяйство вести легко. Несмотря на то, что приморский климат считается не очень благоприятным для овцеводства, и что лето и осень в прошлом году были очень дождливыми, ни одно животное в хозяйстве фермера не заболело, и все находятся в хорошей форме. Если бы не кража 27 овец, в этом году хозяйство стало бы рентабельным, поскольку мохнатые мамы дружно приносят по 2-3 жизнеспособных ягнёнка. А на полученные средства можно было бы построить более просторную овчарню, хозяйственные постройки, закупить корма.

«Мы, местные фермеры, очень законопослушны, — сказал в заключение Леонид Сергеевич. — Мы платим все налоги, не творим самосуд, хотя знаем, кто крадёт наших животных. И нам нужно немного — просто неравнодушное отношение к нашим нуждам. Отыскать пропавший скот по свежим следам не так трудно, отдать фермерам никому не нужные земли без волокиты, выделить льготные кредиты, которые мы добросовестно выплачиваем, — это не заоблачные желания, но тогда мы могли бы производить всё больше местной, экологически чистой продукции, поднимать хозяйство нашего округа».

Автор: Светлана Мельникова
Дата публикации материала: 01.03.2013

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки