В нашей стране всегда большое внимание уделялось футболу. Команды Советского Союза победами заявляли о себе на весь мир. Фамилии известных мастеров были на устах каждого мальчишки. Сегодня футболист имеет статус и высокое материальное положение. В нашем городе живет человек, жизнь которого связана с этим видом спорта, и где он имел когда-то большие перспективы. К сожалению, он не смог реализоваться до конца, хотя прошел большой спортивный путь. Судьба вела его к блестящей карьере, оставалось лишь взять то, что она преподносила…
Борис Корнеевич Колоколов родился в середине войны в Читинской области, в селе с красивым названием Огинское. Позже в поисках работы родители переехали на железнодорожную станцию Степь, где был большой военный аэродром и летное училище. На этой станции он рос, ходил в среднюю школу. Вместе с ним учился ныне заслуженный артист России Александр Михайлов, известный нам по многим кинолентам, но более всего по фильмам «Мужики» и «Любовь и голуби», где он сыграл главные роли. Они до сих пор поддерживают отношения. После окончания 8-го класса Борисом овладело желание покинуть отчий дом и поехать в Хабаровск. «Как будто кто-то манил меня туда», — говорит он. В то время ему было 16 лет. Он пошел на железную дорогу, заработал денег и объявил родителям, что уезжает. Они его не удерживали, понимали, что останавливать бесполезно. Сказали только: «Если ты так этого желаешь — поезжай». Жизнь сама вела его.
Родственников в том краю у него не было. Но зато он встретил своего товарища Эдуарда Мельникова, который с родителями переехал туда со станции Степь еще раньше. Эта семья в тот момент очень помогла Борису, предложив остановиться в своем доме. Главной целью стало найти работу. А это было проблемой, так как на предприятия принимали только с 17 лет. Работы он не боялся, потому как семья была большая — шестеро детей, и к труду все были приучены с малолетства. Товарищ подсказал пойти на завод «Дальдизель», где он работал: «Иди к парторгу, который очень любит футбол, и скажи, что ты футболист». «Да какой же я футболист, — подумал тогда Борис, — что я там видел, в деревне? Ну, бегал с пацанами за мячом, но этого же недостаточно, чтобы называться футболистом?». А к спорту его тянуло всегда. В школе ходил на лыжах, играл в волейбол, гонял мяч. Все же на завод он пошел. До определенного времени Колоколов был «молчуном», и разговорить его было непросто. Но с парторгом как-то наладил контакт, они нашли общий язык, и Борис сказал то, что и советовал ему Мельников. Парторг принял его стажером сверловщика на станке в громадном цехе, выпускающем дизельные двигатели для тракторов. У него было двое наставников, которые учили его не только работе, но и жизни. Спустя несколько месяцев Борис защитил разряд и стал работать самостоятельно. Так началась его трудовая жизнь. Заработанные деньги, почти все, он отдавал Мельниковым, у которых жил и которых считал родственниками. Оставлял себе только на карманные расходы. А зарплата по тем временам была у него хорошая — 180 рублей.
Молодых людей, приходивших на заводы, сразу охватывал комсомол. А значит, они должны были отстаивать честь завода в различных соревнованиях, в том числе и в спортивных. Решили, что он должен играть в футбол за цех. Чуть позже перевели в сборную завода. Когда Борису исполнилось 17 лет, он играл в команде на первенство завода. После матча подошел к нему тренер Вячеслав Голубь. Он занимался в хабаровской команде мастеров Спортивного Клуба Армии и предложил ему перейти в юношескую команду, пригласил на тренировку. Неделю шла проверка: Борис подавал мячи. После этого его стали привлекать к тренировкам. И отсюда начался большой футбол. Стал развиваться данный природой талант. Таких людей называют самородками. Он очень быстро все схватывал и рос на глазах. Шел 1960-й год, в СССР проводилось юношеское первенство по футболу. Команда дошла до финала Союза среди юношей, который проводился на Украине. Участвовали восемь команд, и были среди них очень высокого уровня, где играли мастера, а команды имели свои школы. Заняли седьмое место. Когда вернулись, тренер спросил Бориса: «Хочешь дальше заниматься футболом? У тебя может быть большое будущее. Есть тренер Мирослав Кобырский, возглавдяющий команду секретного завода «Горький», выступающую на первенстве Хабаровского края. Если хочешь, я направлю тебя к нему». Он, конечно, согласился. Завод находился в поселке Заря в 20-ти километрах от Хабаровска. Принял его тренер хорошо. Борис устроился в общежитии, от работы на заводе его освободили, он все силы отдавал лишь спорту. Платили небольшие деньги. С мячом парень не расставался, тренировался не только с наставником, но и самостоятельно, чтобы добиться хороших результатов. Коллектив относился к нему с уважением, несмотря на то, что был он на несколько лет моложе остальных.
Через два года пришла пора идти в армию. Но так как завод был секретным, директор наложил на Бориса бронь. А в это время во Владивостоке в «Луче» работал тренер Григорий Сухов. Каким-то образом он прослышал про Колоколова и приехал за ним в Зарю.
Следующий этап спортивного становления проходил уже во Владивостоке. Юношу приняли в команду «Луч», поселили в общежитии, и полгода он играл в товарищеских матчах. Ребята были все опытные. В марте поехали на сборы на базу в поселок Лазовый, где тренировались представители разных видов спорта. Прошли сборы, приближалось начало чемпионата СССР среди команд Второй лиги. С 1962 года Колоколов стал выступать за «Луч». Сначала получал 95 рублей. Постепенно зарплата росла: 120, 180, 250. Тогда это были очень хорошие деньги. За выигрыши получали премии около 40 рублей. К тому же весь сезон спортсмены были на государственном обеспечении.
В 1963 году молодого футболиста призвали в армию. В течение полугода он проходил курс молодого бойца, а потом его освободили, служба шла, а он играл за «Луч».
Через год его пригласили выступать за сборную России. Кроме сборной СССР, была еще сборная России для молодых ребят. Проводились товарищеские игры с зарубежными командами. Оттуда ребята попадали в Высшую лигу. С этой командой удалось побывать в Болгарии, Японии.
А еще было первенство среди Вооруженных Сил. Служба в армии подходила к концу, и вдруг среди сезона пришла депеша от министра обороны о том, что надо срочно отправить матроса Колоколова в команду ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии). В этой команде играли такие великие мастера, как Шестернев, Федотов (сын), Шиманович, Басалик, которые защищали честь страны в сборной Союза. Борис в это время со своей командой находился в Павлодаре на соревнованиях. На следующий день, после матча, его отправили на самолете во Владивосток, а затем в Москву. Он быстро освоился в новой команде и сдружился с великими футболистами. Играл, повышал мастерство, учился. В сентябре вышел приказ о демобилизации. В это время «Луч» занял первое место во Второй лиге. Тренер Александр Кочетков уговорил Бориса вернуться в «Луч». А в Москве ему предлагали квартиру и возможность играть в основном составе ЦСКА. Одновременно ему поступило предложение играть за сборную России и на месяц уехать в Индию. Как он поддался на уговоры Кочеткова, Колоколов до сих пор не понимает. У него было несколько реальных возможностей сделать в футболе блестящую карьеру, жить в столице, бывать за границей, многого достичь. Но Борис вернулся во Владивосток. Спустя годы он осознал, что в тот момент отказался от своего будущего, как бы фатально это не звучало. Была осень 1965 года. Чуть позже пришла телеграмма из Минска, Колоколова приглашали в местную команду. А он в это время только-только женился. На этот раз заартачилась молодая жена, мол, не хочу никуда уезжать. И снова он сожалеет, что не проявил характер, не стукнул кулаком по столу. Вся карьера прошла в «Луче». Всю жизнь он играл в полузащите.
В 1967 году Борис Колоколов попал в 12 лучших игроков России, ему присвоили звание мастера спорта. Причем на Дальнем Востоке он был единственным футболистом, имеющим это звание. В 1974-ом окончил школу тренеров при Хабаровском институте физкультуры. После этого занял должность второго тренера в «Луче». Ему посчастливилось работать с тренерами — олимпийскими чемпионами: Бодановым, Татушиным. Пришел тренерский опыт. В 1975 году он решил попробовать себя на этом поприще самостоятельно и уехал в село Черниговка. Его футболисты участвовали в краевых соревнованиях и в первенстве Советского Союза среди сельских команд. До полуфинала Союза добрались без поражений. Из-за закулисных спортивных интриг команда в финал не вышла. И Борис Корнеевич возвратился вторым тренером в «Луч». С этой командой у него связано более 30 лет спортивной жизни.
В 1986 году его пригласили тренером в Благовещенск. Спустя четыре года он вернулся во Владивосток и остался без работы. К этому времени он был уже без семьи, разошлись, но работать где-то надо было, потому что требовалось поддерживать дочь. В течение года работал в химчистке. Там он приобрел немало трудовой закалки, физические нагрузки были еще те. Но и зарплата была такая, какой он никогда не получал раньше. И тут от товарища с Сахалина поступило предложение прийти вторым тренером в его команду. Два года Борис жил на острове. После инцидента с главным тренером, чьи действия в определенной ситуации он посчитал неприемлемыми, уволился. Начальник пароходства, который финансировал команду, отпуская его, преподнес подарок — отправил Бориса в Японию, оплатил ему билет на паром. Там Колоколов на свои деньги приобрел автомашину и тут же по приезду, сразу после выгрузки, продал ее, так как сам водить не умел, да и не желал. Эти деньги как раз понадобились для свадьбы дочери. А позже он узнал, что тренера все-таки уволили и, в конце концов, команду довели до развала.
В 1991 году из Артема к Колоколову приехал Анатолий Жуков, тогда возглавлявший в администрации города спорткомитет. Он предложил ему тренировать местную команду «Шахтер» и получил согласие. Команда играла за первенство России и ездила до Омска. В 1992 году с 14-го места они поднялись на шестое. Но ситуация в стране была сложной, и содержать команду никто больше не хотел. Оставалась возможность играть только за первенство края. Они выиграли и первенство, и Кубок края. В это время ребят стали забирать другие команды из Находки и Владивостока и других городов. Команда стала наполовину обезглавленной. Тогда Колоколов принял решение поехать в Уссурийск тренировать команду «Локомотив», которая играла на край. Спустя какое-то время ему предложили искать спонсоров, используя свое известное имя. Делать этого Борис Корнеевич не умел и не хотел. Вернулся в Артем. Стал работать с детьми, сначала в ДЮСШ «Темп» в поселке Заводском, потом — в «Фениксе». В 2003 году ему было присвоено звание «Отличник физической культуры и спорта». Говорит, что работа ему нравится, но тяжело учить детей, которые не ставят перед собой никаких целей. Родители тоже, к сожалению, не понимают, что футбол может дать детям очень многое. Сейчас, имея талант, футболист может дойти до Высшей лиги и получать огромные деньги. К тому же развивается студенческий спорт, и если студент будет играть за университет, он обязательно получит определенные льготы. У нашей команды «Авиатор» есть места для бесплатного обучения в институтах, это ведь большое подспорье для родителей. А талантливые дети в Артеме есть. Досадно, что нет хороших условий для тренировок.
Борис Колоколов разменял восьмой десяток, два года назад перенес инфаркт, но продолжает работать, занимается любимым делом, потому как без футбола жизни своей не представляет. В конце нашей беседы он сказал: «Ну вот, вся жизнь уложилась в 40 минут. Столько лет прожил, а что успел сделать? Обидно…». А сделать он успел многое: отстаивал в спорте честь страны, учил молодых и, что самое главное, — в любой ситуации оставался честным и совестливым, что не раз мешало ему в жизни. Однако принципов своих человеческих не нарушал. Так ли этого мало?
Автор: Валентина Серебрякова
Внедорожники открыли сезон
Категория:
Мой город
На перекрёстках Углового
Категория:
Мой город
На доверии всё строится
Категория:
Статьи
Инвалид, не инвалид — люди так не делятся
Категория:
Мой город
Железные узы любви и согласия
Категория:
Статьи