Люди, живущие в середине континента, весь год грезят о том, как летом они поедут на побережье, чтобы насладиться морским бризом, понежить тело в соленых волнах, насытить легкие запахом йода. Для них море — экзотика, и они готовы преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до него. У нас море под боком. Плеском волн нас не удивишь. Побережье доступно всем местным жителям, и в этом году мы снова убедились в том, что артемовцы совсем нетребовательны к комфорту на морском берегу.
Мы каждый год пишем о состоянии местных пляжей, и каждый год, выезжая в рейд по артемовским бухтам, где-то глубоко в душе надеемся на хоть какие-то изменения к лучшему. Изменений не происходит.
Смрадный запах гниющих водорослей на Большой Тавайзе, как в народе называют эту бухту, ударяет в нос задолго до приближения к пункту сбора денег за проезд на территорию пляжа. «Такса» осталась прежней — 100 рублей. Мы приехали туда во вторник. Циклон прошел почти неделю назад. Допускаем, что из-за прилива было невозможно сразу очистить берег от травы. Но уж за выходные это можно было сделать. Впрочем, попытки арендаторов были заметны. Местами водоросли сгребли в кучи, и они так и остались лежать на камнях. Еще один источник зловония — туалет. Тратить деньги на биохимические составы, которые используются для переработки содержимого и есть в свободной продаже, видимо, никто не желает. В общем, все, как в прошлые годы. Поговорив с отдыхающими, мы были удивлены, насколько люди привыкли находиться в подобных условиях. Они как должное воспринимают неухоженность пляжей, а некоторые даже считают, что стало чище. По сути же, имея под боком природные и для многих недоступные, но желанные места отдыха, народ даже не пытается требовать от арендаторов должного их содержания. Понятно, что затея со сдачей общенародного достояния в аренду провалена. А договора подписаны на годы вперед. Какая польза от этого людям?
Там же, на Большой, частное лицо сдает в аренду катамараны, бананы, можно купить экскурсию на маленьком катере по акватории. Как нам сказали на спасательной станции, правила техники безопасности при эксплуатации такого малогабаритного водного транспорта не соблюдаются. Чаще всего, арендуют катамараны нетрезвые компании, зачастую перегружая их своим весом. Например, вместо положенных четырех человек садятся пять или шесть. Спасательных жилетов «хозяин» людям не выдает. Сам спасением не занимается, в случае чего звонит на станцию. Приобретение жилетов — дополнительные затраты, и этим все сказано. Иными причинами объяснить нежелание соблюдать меры безопасности невозможно.
Но все отдыхающие, как один, сказали, что посещают местные пляжи от безысходности. Просто не у всех есть возможность поехать подальше, в другие места. Но если бы такая возможность была, сюда бы — ни ногой.
Здесь картина в день нашего рейда усугублялась еще и «живописной» кучей зловонного мусора на самом видном месте. Правда, на следующий день арендатор позвонил в редакцию и сказал, что мусор вывезли. Это хорошо. Но почему считается нормальным явлением несколько дней складировать его и ждать грузовик по графику? Люди приезжают отдыхать, а не любоваться свалкой, вонь от которой распространяется в радиусе двадцати метров.
Автомашины по-прежнему ставят прямо у воды, что тоже воспринимается всеми как должное. Сломанную кабинку для переодевания никто ремонтировать не спешит, питьевой воды как не было, так и нет.
Зато есть другое новшество — осуществляется возведение гостевых домиков на двух и четырех человек. В VIP номере есть душевая кабина. Остальные удобства на улице. Стоимость проживания в этом домике — 3500 рублей в сутки. В тех номерах, что попроще, душа нет, есть только спальное место на двоих. Проживание — 1500 в сутки. Ни холодильников, ни чайников, ни микроволновок, так что приготовить в домике еду не представляется возможным. Но могут предоставить мангал или предложат пойти в рядом расположенное кафе. Но это может быть интересно тем, кто приехал на одни или несколько суток. Для тех же артемовцев, кто желает приехать на море на день, удобств не прибавилось.
Не могли мы не поговорить с медиком-спасателем Ольгой Стрижеус. Станция работает в прежнем режиме: в команде пять морских спасателей, которые на посту по одному человеку в смене с восьми утра до одиннадцати вечера. Дежурный на телефоне круглосуточно. Станция оборудована системой видеонаблюдения, вышкой, техническими средствами, оптическими приборами, установлен громкоговоритель для оповещения отдыхающих. В выходные дни патрульный катер находится на воде постоянно. В будние дни, когда отдыхающих немного, обход акватории — утром и вечером. Как показывает практика, большинство обращений к медику связано с сердечными приступами. Люди, не рассчитав своих возможностей, принимают алкоголь и пытаются спастись от жары в море. Вот тут-то и подводит сердечко. Надо отметить, что специально оборудованного помещения для наблюдения за больными на Тавайзе нет. Медиком на месте оказывается только первая доврачебная помощь. Поэтому до приезда «скорой» пострадавшему так и придется лежать на земле. В этом году 23 июня 58-летний мужчина катался на «скутере», люди с берега видели, как он упал в воду, кто-то направился к нему на катамаране, туда же подплыл катер с сотрудниками ГИМС, патрулировавшими акваторию. Мужчину вытащили из воды, но к тому времени он уже находился без сознания. Реанимационные действия положительного результата не принесли, человек умер. В начале июня, еще до официального открытия пляжного сезона, 28-летняя женщина упала со скалы в районе базы отдыха «Авиатор». Получив тяжелейшие травмы, была госпитализирована. Продолжают поступать отдыхающие с резаными травмами конечностей — стекло на дне, металлические предметы. А вообще, к спасателям люди обращаются по любому поводу, благо номера телефонов есть на обоих пляжах и на автобусной остановке на видных местах. У кого-то топливо закончилось на катере, у кого-то спустило колесо, кого-то в лесу клещ укусил.
Скоро наступит сезон ядовитых медуз, и тогда, по словам Ольги Олеговны, начнется действительно «жаркая» пора. На фоне алкогольной интоксикации действие яда усиливается в разы. Если медицинская помощь не подоспеет вовремя, человек может умереть от удушья. Кроме того, суставные и мышечные боли, сопровождающие процесс, весьма мучительны. На Большой Тавайзе медуз меньше, поэтому там в этом плане все-таки безопасней, чем на других пляжах.
Больше официальных пляжей в нашем городе нет. Можно козьими тропами через сопки или на лодке выйти к диким побережьям. Там чище и интересней. Но в этом случае человек остаётся один на один со стихией. И не осудишь дикаря, ищущего полного слияния с природой. И что лучше, слушать, сидя на чистом песке, пенный шелест волн прибрежных, или лежать на окурках в окружении тухлой ламинарии, каждый решит сам.
Автор: Валентина Серебрякова
Новая жизнь под новой крышей
Категория:
Благоустройство, ЖКХ
Жизнь начинается с чуда
Категория:
Дорога к храму
Удача на золотом мосту
Категория:
Статьи
Приходит вода — уходит земля
Категория:
Мой город
Ледовый каток готовят к сдаче
Категория:
Мой город