Утверждение неисправимого романтика писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что любовь — это не когда смотрят друг на друга, а когда смотрят в одном направлении, как нельзя лучше иллюстрирует жизнь супругов Ивана и Лидии Вагиных, проживших в любви и согласии 60 лет. Мы познакомились по инициативе их дочери Татьяны. Этих пожилых людей стариками назвать язык не поворачивается — столько задора и тепла в их глазах, так свеж их взгляд на жизнь.
Наверное, военное поколение объединяет нечто большее, чем время. У этих людей общие горести и радости, переживания и потери. Детские судьбы Ивана Григорьевича и Лидии Яковлевны Вагиных схожи: оба из многодетных семей и оба лишились отцов, погибших на войне, Ивану было тогда 12 лет, а Лидии и того меньше. И конечно, она мало что помнит сама — больше по рассказам бабушки и мамы.
— Отец у меня военным был, офицером, он уехал на новое место службы незадолго до войны, в мае. А мы оставались жить на старом месте, — рассказывает Лидия. — Он все время писал, чтобы мы не торопились переезжать, а потом началась война, и пришло извещение, что отец погиб.
Отец Ивана был тяжело ранен под Сталинградом и умер в госпитале.
— Когда он уходил на фронт, мне было 12 лет, — вспоминает Иван. — Он подержал на руках моего младшего брата, простился со старшими детьми и мамой… Ну и все — через 20 суток пришла «похоронка».
Дети войны — они рано повзрослели, испытав на себе все тяготы тех горьких лет. И главной в жизни всегда оставалась работа — так диктовало время, так их воспитывали. Иван Григорьевич — труженик тыла, ветеран войны. Он с 12 лет работал сначала в колхозе, потом на военном заводе, а когда пришёл срок, пошёл служить в армию.
— А служил я здесь, в Приморье, в Хороле, — утверждает ветеран, довольный, что хоть на время, но был земляком дальневосточников. — Из Хороля наш полк переехал в Уссурийск. После Уссурийска в Гродеково… А в 1953 году я демобилизовался.
Он рассказывает о службе, о том, как важно для каждого молодого солдата было в то суровое послевоенное время научиться защищать Родину. Эти годы для парня были особенными: вернулись с войны герои, и молодым их преемникам очень хотелось походить на них, быть достойными их подвига.
— После армии я приехал к дяде, инвалиду войны. Он работал на заводе. Меня сынком звал, ведь отца у меня не было, — продолжает он свой рассказ. -Устроился и я на завод. Однажды дядя и говорит: «Ну что, сынок, надо жениться. Давай познакомим тебя с соседкой, да и засватаем». А жили действительно по соседству, в одном бараке. Ну и пошли.
Молодые люди жили в посёлке Зауральском Челябинской области рядом, но до свадьбы только здоровались. И хотя зарегистрировали брак 6 декабря, свадьбу сыграли на Рождество следующего года. Почему так — сейчас можно только гадать. Может, со средствами собирались, а может, старшее поколение, не забывшее православных традиций, решило: зачем в пост свадьбу играть, можно и подождать. И день хороший — Рождество Христово. Впрочем, это только догадки. Но, как бы то ни было, и сегодня в доме есть иконы, значит, не чужды православной традиции.
Только до сих пор празднуют очередную годовщину свадьбы они дважды — в день регистрации брака и в день, когда торжественно отметили это важное в жизни каждого событие.
Возвращаясь к тому далекому 1955 году, Лидия Яковлевна с благодарностью говорит о своей бабушке:
— Я молодая совсем была — 18 всего исполнилось. Но мне посоветовала моя бабушка: «Лида, выходи замуж за Ивана, я хоть умру спокойно. Ты с ним будешь жить хорошо».
Время после регистрации до свадьбы и стало временем их более близкого знакомства. Молодой муж приходил к жене в гости, ходили гулять, приглядывались друг к другу. А про все остальное — ни-ни! Отношения оставались невинными, даже поцелуев уже законная жена не допускала. Сейчас, вспоминая об этом, Иван смеется:
— Как-то разговорились, я взял да поцеловал её. А она на меня рассердилась.
— Тогда ведь мы были целомудренные, — весело поясняет Лидия. — То, что зарегистрировались — еще ничего не значило.
И только после свадьбы стали жить вместе. О детях супруг заговорил сразу: строго заявил, что если детей не будет, разведется. Сейчас и об этом вспоминают тоже со смехом, а тогда молодая жена испугалась. И в 1956 году родила Лидия дочь Татьяну. Ачерез четыре года — сына Александра. Сейчас он с семьёй живёт в Украине.
Дети во всем берут пример с родителей, такие же труженики. А как иначе: совместный трудовой стаж Ивана Григорьевича и Лидии Яковлевны Вагиных близок к 100 годам! Были в их жизни и целина, и БАМ. ВАртём, к дочери Татьяне, перебрались уже в преклонном возрасте, уступив её настойчивым просьбам быть рядом.
Гордится ветеран Иван Вагин, что причислен к победному войску Великой Отечественной, бережет военные награды, которых, правда, немного. Признается честно, что в окопах не был: во время войны работал на заводе, выпускал оружие.
Как коротко рассказать о целой жизни? О том, как чередовались годы, наполненные горестями, радостями и заботами. Но главным остается то, что Лидия Яковлевна и Иван Григорьевич — представители поколения, доподлинно знающего, что такое военное лихолетье, что такое потери и скорбь, что такое самоотверженный труд во имя Родины. И еще многое, что нам, слава Богу, испытать не пришлось. А их совместная жизнь — пример для грядущих поколений. И дай Бог, чтобы каждого судьба одарила счастьем встретить свою единственную любовь и прожить весь век в согласии.
Автор: Зоя Нестеренко
Афганистан болит в моей душе
Категория:
Никто не забыт, Статьи
Хранит земля войны минувшей шрамы
Категория:
Никто не забыт, Статьи
Не перевелись ходоки на Руси
Категория:
Общество, Статьи
Молодо, да не зелено
Категория:
Сделано в Артеме, Статьи
Общественные инициативы — в действии
Категория:
Общество, Статьи
Не отставая от времени
Категория:
Общество, Статьи