Главная » Статьи » Поколение нового века » Учусь на музыканта

Учусь на музыканта

В крупнейших музыкальных вузах страны полным ходом идут вступительные экзамены. Исполнение концертной программы, гармония, сольфеджио — это далеко не полный список музыкальных предметов, которые должны сдать абитуриенты.

В Приморской столице два учебных заведения набирают студентов, желающих навсегда связать свою жизнь с миром музыки. Это Дальневосточная академия искусств и Приморский краевой колледж искусств. Обучение в академии открывает окно в профессиональный мир, потому что все крупные оркестры региона набирают кадры, в первую очередь, отсюда.

Труднее всего пианистам: в оркестрах их не ждут. Играть на рояле — значит, стать либо солистом, либо концертмейстером. Абитуриентов, желающих стать вторым Денисом Мацуевым, здесь — каждый первый. Конкуренция высокая. Очень сложно объяснить человеку, почему он не соответствует. Это критерий, который накапливается с опытом, с годами. Действительно, понять, насколько объективны члены комиссии, несведущему человеку не так-то просто. Со стороны может показаться, что музыка — это не точная наука, и что педагоги руководствуются лишь одним критерием: нравится — не нравится. На самом деле это не так.

Есть совершенно очевидные критерии, часть которых можно сформулировать, а часть не нуждается в формулировке. Именно по ним человек, слышащий, знающий, оценивает не только то, что он слышит, но и то, что из этого может получиться в дальнейшем.

Не менее жесткая конкуренция на отделениях народных инструментов. Например, среди аккордеонистов и баянистов. Преподаватели ждут новую молодую поросль, новых талантов.

«Атмосфера среди поступающих очень дружественная. Мы вроде и конкуренты, но все друг друга поддерживаем», — делится абитуриент академии Виталий Сторожилов, выходец из Артема. Виталий окончил одну из детских школ искусств в нашем городе, но последние четыре года живет с родителями во Владивостоке. Они, не являясь музыкантами, настояли на окончании сыном средней школы и получении аттестата о полном среднем образовании. Хотя он мог бы попробовать поступить в краевой колледж искусств после 9-го класса.

Как правило, дети начинают посещать школу искусств в дошкольном возрасте. К моменту поступления в первый класс общеобразовательной школы они определяются и со специализацией в музыке: фортепиано, народные инструменты, вокал. К седьмому-восьмому  классу общеобразовательной школы они уже имеют свидетельство об окончании школы искусств по определенному классу. В случае с Виталием было очень важно не растерять музыкальные навыки до момента поступления в музыкальную академию. И здесь большое значение имеет стремление, ведь за четыре года можно позабыть многое из специальных музыкальных предметов. Но юный музыкант поддерживал свое исполнительское мастерство аккордеониста самостоятельно. Ежедневно брал в руки любимый музыкальный инструмент: повторял гаммы, без которых никуда, исполнял любимые музыкальные произведения, разучивал новые.

За два месяца до поступления в академию он посещал занятия у преподавателя, дабы устранить пробелы и достойно исполнить программу на вступительных испытаниях. Большое значение имеет выбор репертуара. Он должен соответствовать не только техническим навыкам молодого музыканта, но и его артистизму, темпераменту, душевным качествам и наклонностям. В репертуаре Виталия разноплановые произведения. Среди них прелюдия Баха, Бамовский вальс Туликова,  двухголосная фуга Мясковского и другие произведения известных композиторов.

В будущем Виталий мечтает о сольной карьере музыканта. «Я побывал однажды на концерте Петра Дранги, — сказал он. — После этого еще больше укрепился в мысли, что хочу связать жизнь с музыкой. Дрангой я был просто восхищен. Со стороны все казалось так просто, как будто он не работал в тот момент на сцене, а развлекался для собственного удовольствия. Но я, как аккордеонист, знаю, что работа в таком темпе сгонит с тебя семь потов. Это титанический труд и огромный профессионализм».

Ну что ж, пусть мечты и стремления Виталия исполнятся, так же, как и других юных музыкантов. Благодаря им мы — слушатели и зрители — можем найти эмоциональный выплеск, посещая концерты и слушая записи. Всегда в почете те, кто несет в мир красоту и гармонию.

Автор: Валентина Серебрякова
Дата публикации материала: 17.06.2016

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера