Главная » Статьи » Парк культуры » «Меридианы Тихого»-2016: Тайфун и штиль

«Меридианы Тихого»-2016: Тайфун и штиль

Переход лета к осени с некоторых пор знаменуется в нашем крае с одной стороны чередой форумов и саммитов, а с другой — капризами непредсказуемой приморской погоды. Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого», к которому жители Владивостока уже привыкли, прошел в этот раз на фоне борьбы с последствиями тайфуна в Приморье. Недостаток финансирования (а стоимость пролета в у.е. для зарубежных участников фестиваля никто не отменял) усугубился еще и тем, что губернатор отменил все свои приемы и не смог присутствовать на церемонии открытия и закрытия — надо было руководить работами по спасению людей из зоны наводнения. В этих условиях 14-й по счету кинофестиваль прошел достаточно скромно. Зато не выглядел как «пир во время чумы». Впрочем, расценивать это можно и как вполне объяснимую передышку перед юбилейным рывком в следующем году…

 

Откровения режиссеров

Уже не первый год церемонии открытия и закрытия фестиваля проходят в новом театре оперы и балета, или, как его теперь принято называть, — на Приморской сцене Мариинского театра. Часть фестивальной публики не устает по этому поводу роптать. Самые торжественные события, включая «звездную дорожку», оказались отделены от кинотеатра «Океан» на Набережной — основной фестивальной площадки, где проходят показы фильмов, творческие встречи и пресс-конференции. И где, кстати, по-прежнему демонстрируют фильмы открытия и закрытия. Чтобы успеть везде, приходится метаться из одной точки города в другую через бухту Золотой Рог — по новому мосту. А это не всегда удобно и быстро, если учесть извечные владивостокские пробки. В последний день фестиваля я убедился в этом и сам. Из-за «звездной дорожки» на мосту образовался затор. Церемония закрытия в итоге началась на сорок минут позже. Так что помахать проходящим «звездам» я не успел, зато на церемонию почти не опоздал…

Собственно, махать особо было некому. В этом году кинофестиваль не был избалован «звездопадом». Потому что экономили на всем. В том числе и на наших актерах с громкими именами. Фанатичные охотники за автографами в этом смысле были разочарованы. Зато режиссерский десант выглядел вполне внушительно — Владимир Хотиненко, Павел Лунгин, Сергей Соловьев. Могучая троица, начинавшая еще в советские времена и активно снимающая кино и сейчас. Они честно отработали во Владивостоке свою программу. Причем Владимиру Хотиненко пришлось взять на себя нелегкое бремя председателя основного фестивального жюри. А поскольку оба мы с ним заядлые курильщики, то сталкивались у входа в кинотеатр «Океан» почти каждый день, когда выходили «подымить». И каждый раз общение наше начиналось с обмена дежурными фразами:

— Как кинообозреватель, не могу не задать вам вопрос…

— Как  председатель жюри, я обязан хранить молчание…

Тем не менее, беседовали о многом. В том числе об общих тенденциях в мировом кино. А они не радуют. Цивилизация то ли топчется на месте, то ли движется в тупик. А стремительное развитие технологий, как ни парадоксально, только разобщает людей, заставляя каждого ощущать свое тотальное одиночество в этом огромном и неуютном мире. Подобные настроения отразились и на большинстве конкурсных фильмов, в которых много депрессивного и мало оптимизма. «По моему личному мнению, в мире висит некое ощущение общечеловеческой тревоги. Это не может не отражаться на художниках — этой печалью пронизаны практически все картины фестиваля», — признался Хотиненко. Программный директор «Меридианов» Юрий Гончаров, с которым я знаком еще по работе на Приморском радио, оценивая отобранные фильмы, тоже пришел к неутешительным выводам: «Крайне неуютным стал мир, в котором мы живем. Конкурсная программа на самом деле условно объединена темой эгоизма. Планета более не нуждается в нас. И нам — все равно…».

Еще откровеннее выразился во время проведения своего мастер-класса Павел Лунгин. «Европой управляет Брюссель, и мировые кинофестивали окуклились в администраторов от кино. Человек двести определяют жизнь современного кинематографа. А на экране «бал правят» спецэффекты и технологии — тот же IMAX. У меня на глазах кино перестает быть искусством, оно становится бизнес-проектом… Сто с лишним лет тому назад началось ярмарочное действо — прибытие поезда. И это было не про искусство, все испугались и убежали. Потом пришли великие люди — Феллини, Тарковский, Бергман, которые задавали вопросы… И вот эта петля закончилась. Там, где приезжал поезд, теперь прилетает огромный метеорит…».

Надо сказать, что и новая работа самого Лунгина, выбранная для открытия фестиваля, свалилась на зрителя подобно метеориту. Удачно совмещающая в себе коммерческое и авторское кино, она произвела всеобщий фурор. Редкий случай в истории «Меридианов»: по многочисленным просьбам зрителей картину «Дама пик» пришлось показывать в третий раз, а создателю пришлось отложить отлет в Москву, чтобы снова выступить перед премьерой. Страсть, отчаяние, одержимость и мистические ловушки, придуманные еще Пушкиным в гениальной «Пиковой даме», смешались в этом невероятно чувственном триллере о любовно-криминальном поединке между оперной дивой и молодым певцом. Причем чувственности тут добавила не только уникальная актерская игра Ксении Раппопорт и Ивана Янковского, но и безумная музыка Чайковского.

Порадовал своей новой работой и другой мэтр отечественного кинематографа Сергей Соловьев, получивший еще на открытии приз губернатора Приморского края «9288 км» за выдающийся вклад в кинематограф. Вклад его и, правда, весом: достаточно вспомнить «Сто дней после детства», легендарную «Ассу» и «Анну Каренину». Несмотря на свой 72-летний возраст, Сергей Александрович по-прежнему «бежит за комсомолом». В симпатичной черно-белой киноленте «КЕ-ДЫ» он снова говорит о молодежи на их же языке. Нежность, стеб и провокация, сдобренные песнями Басты — с инфернальным появлением самого певца в роли  служивого из военкомата. Вроде пустячок, но цепляет.

Режиссером можно было бы назвать и Федора Бондарчука, но как раз в этом он, на мой взгляд, не так силен, как в актерстве. Но все же и он, и Гоша Куценко, представивший на фестивале свой фильм «Врач», олицетворяют нынче, увы, лицо современного отечественного кинематографа, умеющего напропалую пиариться, но разучившегося волновать зрительские сердца. Однако, к чести Федора Сергеевича, надо признать, что свои обязанности Почетного президента фестиваля он выполнил от начала до конца, не сбежав с «Меридианов» через три дня, как его более именитые предшественники…

 

Откровения звезды

В этом году организаторы фестиваля (честь им и хвала за стоическую работу) нашли интересный драматургический ход, чтобы оправдать появление очередной голливудской звезды в Приморье. Они показали во время церемонии открытия редкую кинохронику, где премию «Оскар» за лучший иностранный фильм «ДерсуУзала» вручает актриса Жаклин Биссет. Прошло сорок лет,  и вот Жаклин попала в тот край, где прокладывал таежные тропы мудрый спутник Арсеньева. Не скрою, я рад, что мне первому удалось задать знаменитой актрисе вопрос на пресс-конференции и первому получить от нее автограф.

— Жаклин, почему старое поколение актрис,  как мои любимые Жанна Моро, Шарлотта Рэмплинг, да и вы, сохраняют индивидуальность, интеллектуальный шарм и запоминаются надолго, а новое поколение — все на одно лицо?

— Когда я вручала «Оскар» фильму «ДерсуУзала», я тоже была молода и глупа. Шарм, знаете ли, приобретается с годами. Жанна Моро — и моя любимая актриса. А с Шарлоттой Рэмплинг меня часто путают. Они — личности прежде всего. А современных молодых актрис спасает лишь пластическая хирургия. Но она же делает их безликими. Мы никогда не боролись со своими морщинами. Но всегда держали форму. Я, например, легко толстею (кроме рук и ног — они всегда остаются у меня худыми). Но приходится помнить о том, что между головой и ногами есть еще и тело. Так что вернусь домой — первым делом сварю себе кастрюлю супа с бобами, брокколи и шпинатом. Это помогает сбросить лишнее.

— Для вас эротический фильм Залмана Кинга «Дикая орхидея» может быть проходным в актерской биографии, но у нас на заре перестройки он стал культовым. Расскажите о съемках в нем. Как работалось с Олегом Видовым?

— «Дикая орхидея» — не мой любимый фильм. Слава богу, раздеваться там пришлось не мне, а Микки Рурку. Все, что мне запомнилось, — это возбуждающая атмосфера бразильского карнавала и музыка. Но услышала я ее потом. Что касается Олега Видова, то у меня с ним общих сцен не было, и рассказать о нем мне нечего. Хотя я знаю, что есть в Голливуде такой русский актер. Как вы понимаете, мне из русских больше запомнились Александр Годунов и Андрей Кончаловский…

— А сами вы ощущаете себя голливудской или европейской актрисой?

— У меня шотландские и французские корни. И для Голливуда я — пришлая. Конечно, мне больше нравится европейское кино. Оно более авторское, умное. Но все-таки главное при выборе — это роль и режиссер. Ради хорошей женской роли я согласна сниматься даже во Владивостоке — тем более я провела здесь потрясающие дни, и с удовольствием приобрела бы здесь квартирку…

 

Надо сказать, что Жаклин Биссет во Владивостоке, действительно, не почивала на лаврах. Она сразу же напросилась на экскурсию по фабрике, где делают красную икру, посмотрела в театре оперы и балета постановку «Жизели», в театре Горького — новый спектакль по пьесе министра культуры РФ В. Мединского «Стена», а на фестивале — фильм Павла Лунгина «Дама пик», от которого была в восторге. Здесь же она отметила и свой день рождения, проведя его на Приморской кондитерской фабрике. Надо полагать, сладостей ей теперь хватит надолго. Как и нам — впечатлений от увиденного…

P.S. В этом году мне, наконец-то, удалось «угадать»: я посмотрел именно те фильмы, которые получили потом главные награды кинофестиваля «Меридианы Тихого». Прежде всего, это китайский фильм «Жизнь после жизни», удостоенный Гран-при, японская лента «Двойная жизнь», отхватившая призы за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль, и названная лучшей короткометражкой российская лента «Забелин». Подробнее о них и других интересных событиях фестиваля вы узнаете сегодня в 15.00 на очередном занятии киноклуба «Элизиум» в выставочном центре «Галерея».

Автор: Сергей Славгородский
Дата публикации материала: 30.09.2016

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера