Главная » Статьи » Мой город » Ювелирная работа

Ювелирная работа

31-го января во всем мире отмечается Международный день ювелира. И наша страна не является исключением, хотя Республика Якутия внесла свою отдельную лепту в историю ювелирного дела, потому как учредила собственную праздничную дату в октябре. Тем не менее, именно в январе ювелирных дел мастера поздравляют друг друга с профессиональным праздником. Как становятся настоящими ювелирами? Сколько времени и сил на это тратится? Есть ли предел профессиональному росту? На эти и другие  вопросы отвечает руководитель ювелирной мастерской Андрей Тян.

— Андрей, как приходят в эту профессию?

— Да по-разному. Есть, конечно, специальные учебные заведения, но лично я пришел через практику. Всегда любил делать всякие поделки: вырезать, вытачивать вручную какую-нибудь фигурку, рисунок. У меня всегда был интерес выполнять работу, состоящую из мелких деталей. Эту особенность заметил мой знакомый и посоветовал своему брату-ювелиру взять меня в подмастерья. И два с половиной года я осваивал ювелирное дело в его мастерской во Владивостоке. Ну а затем пришло понимание того, что оставаться просто в помощниках — это тупиковый путь, и личного развития в профессии дальше не будет, потому как ты будешь просто выполнять поставленные задачи и не более. И вот так, на свой страх и риск, открыл собственную мастерскую, которой в октябре этого года исполнится уже десять лет.

— Но теоретические знания все равно ведь требуются?

— Изначально знания даются в процессе практического обучения. Дальше все зависит от любознательности и интереса к тому, что ты делаешь. Есть достаточное количество необходимой литературы, есть интернет. То есть сегодня для саморазвития есть все. Но любая теоретическая информация абсолютно не будет восприниматься, пока не опробуешь ее на практике. Встречаются специалисты с отличным знанием теории ювелирного дела, но с плохой практикой. И в итоге на выходе у них получается плохое изделие. Потом оказывается, что у человека нет интереса к своей профессии. Он берется только за простые вещи, считая, что лучше сделать много простой работы, чем одну сложную. В итоге, такие специалисты все равно уступают тем, кто совершенствовался и со временем освоил сложные работы. И не просто освоил, а научился делать их быстро и качественно.

— Насколько сложна сложная работа, и сколько времени она может занимать?

— На стандартные изделия — цепочка, литьевое кольцо — может день или два уйти. Если заниматься индивидуально по эскизу клиента, то процесс может затянуться на недели и даже месяцы — все зависит от сложности. Пример: есть такое изделие, как колье. Там очень много кастов, то есть мест, куда помещается камень и там закрепляется. Чтобы не делать вручную каждый кастик, мы изготавливаем образец и его копируем, то есть размножаем. На это уходит много времени.  По своему опыту могу сказать, что над одним подобным изделием работал три недели.

— Можно изготовить любые изделия по заказу клиента? Есть ли предел полета фантазии?

— Нередко бывает, что человек сам точно не может определиться, что он хочет заказать. Ну вот привыкли в магазинах выбирать уже готовое изделие, по принципу — это мне подходит по внутренним ощущениям. Тогда даем каталоги, показываем образцы. Вначале было недоверие. Картинка не передает всей красоты. На выходе изделие получается гораздо интересней, чем на картинке. Поэтому сделали специальную витрину наших изделий, чтобы люди могли сравнить, как выглядят они в каталоге и как в натуральном виде. Если уж совсем непросто определиться, то прошу поискать на просторах интернета то, чего хочется, и принести картинку, по которой мы все и сделаем.

— Технический вопрос: каково соотношение работы ювелира на станках к ручному труду?

— Работа в мастерской подразумевает примерно такое соотношение труда — 70% человеческий ресурс, 30% — станок. На станках делаются основные заготовки, а далее человек собирает, скручивает, спаивает, обтачивает, полирует все руками. Нет такого станка, чтобы в него засунуть кусок золота, а из него выйдет готовое изделие.

— Давайте теперь непосредственно про металл. Золото, оно ведь разное бывает. Какому отдают предпочтение артемовцы?

— Цветовая гамма у золота очень большая — есть желтое золото, белое, зеленое, красное и даже пурпурное. И предпочтения у людей разные, например, в Корее и Китае любят желтое золото, в Сингапуре пурпурное.  А  в нашем городе больше предпочитают красное золото. Намного реже заказывают изделия из белого и желтого золота.  Хотя в Москве и даже во Владивостоке, насколько я знаю, эти цвета пользуются большей популярностью.

— Ювелир ювелиру какие-то свои фирменные секреты не расскажет?

— Вот какого-то фирменного мега-секрета просто нет. Есть личные небольшие секретики. К примеру, такая операция, как припой, когда мы спаиваем металл. В теории написано все для всех одинаково и понятно, но на практике каждый его делает по-разному, каждый смешивает все по-своему.

— Можно ли определить приоритет в работе ювелира — это больше творчество или техническая операция?                       

— Скорее всего, 50 на 50. Творческие проблемы решаются техническими приемами. В профессии ювелира много рутинной работы, которую не всегда можно назвать творческой. Да, хочется заняться и творчеством, и не обязательно в металле. Лично мне импонирует такой вид искусства, как резьба по воску. Но на все свои предпочтения и хотения необходимо свободное  время, а его как раз пока и нет. Это время отнимает работа.

— Но с профессиональным-то праздником поздравления будут?

— Конечно. У нас, у ювелиров, есть и своя группа в «Whats App». И в Международный день ювелира поздравления начинаются прямо с самого утра.

Автор: Дмитрий Подольский
Дата публикации материала: 27.01.2017

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки