Главная » Статьи » Имя, предрешившее судьбу

Имя, предрешившее судьбу

Сорок семь лет преподавателем по классу фортепиано в Детской школе искусств №1 работает Нонна Александровна Тригубова. На праздновании Дня работника культуры она была поощрена главой АГО за многолетний труд. Мы встретились с ней, и она рассказала о своём пути в культуру.

 

Смелый доктор

Я родилась в Артёме в 1949 году. Как раз в это время в роддоме разразилась инфекция пузырчатки. Много новорождённых умирало, лекарств не было, маму выписали, и родители привезли меня из роддома умирать. Мы тогда занимали одну комнату двухкомнатной квартиры. Во второй комнате жила детский врач Татьяна Степановна. Она предложила переливать мне кровь моего отца. На свой страх и риск, против существующих советских законов, взрослые решили попытаться спасти мне жизнь. Целый месяц мне переливали папину кровь. Со временем дела пошли на поправку, и я выздоровела. И только тогда родители решили подобрать мне имя. Татьяна Степановна предложила назвать меня Нонной. Мама хотела, чтобы я была Ларисой, папа предлагал другое. Тогда решили тянуть из шапки бумажки с записанными на них двадцатью именами. Мама вытащила записку с именем Нонна. Спустя годы она призналась, что на остальных бумажках было написано одно имя — Лариса.

 

Платья на пианино

Моя мама Екатерина Ивановна Дубова всю жизнь проработала в строительной системе города. Папа Александр Алексеевич работал топографом, часто находился в отъезде и был музыкальным человеком. Он играл на гитаре и даже умудрился окончить в Москве один курс консерватории по классу вокала. Какая-то часть его музыкальных способностей, возможно, передалась мне. Папа часто водил меня на детские мероприятия, где я организовывала детей в хоровод, пела, танцевала и читала стихи. Видя это, мама решила направить мою энергию в одно русло, и её знакомая записала меня учиться играть на фортепиано в музыкальную школу, которая была в только что построенном Дворце культуры угольщиков. Мне тогда было 6 лет, я с удовольствием ходила на занятия. Помню своего первого преподавателя Лидию Александровну Мореву и первую сыгранную мной пьеску за 1-класс: «Василёк, василёк, мой любимый цветок. Скоро ль, ты мне скажи, засинеешь во ржи?».

Мы не могли купить пианино, первые четыре года меня и мою подружку мама водила в шахтоуправление, где было пианино, и мы могли заниматься. Подружка моя тоже получила музыкальное образование и сейчас также работает преподавателем в нашей школе искусств. Зовут её — Галина Павловна Лопатинская.

Спустя четыре года, когда я стала неплохо играть на пианино, мама решила мне его купить. Помню, для этого она продала некоторые свои платья, золотой браслетик и шикарную брошь. И новое пианино «Приморье» с артёмовской фабрики заняло место в нашей квартире.

Был в моём детстве замечательный момент, когда известный советский композитор Дмитрий Кабалевский у нас в школе проводил открытый урок. Я уже училась в шестом классе и на сцене ДКУ играла на рояле. После он анализировал моё выступление и игру других учениц, указывал нам и преподавателям ошибки и как их исправить.

 

Здравствуйте, дети!

Я окончила музыкальную школу, учась в седьмом классе общеобразовательной школы. Мыслей о своём профессиональном будущем у меня не было. Только в десятом классе, после долгих размышлений, я стала перед выбором – стать врачом или поступать в музыкальное училище на педагога. Решив взять год на раздумье, устроилась в детский сад музыкальным работником. И только общаясь с детьми, я поняла, что мне это нравится, что это моё призвание. На следующий год я поступила в музыкальное училище во Владивостоке и через четыре года его окончила.

В 1971 году, с дипломом преподавателя фортепиано, меня приняли в ДШИ №1, находившуюся тогда во Дворце культуры угольщиков.

Во время учебы в училище и преподавания в школе  работу в детском саду не бросала. Мне не интересна была материальная выгода, более важно было общение с детьми, видеть, как они растут, учатся. Эти ощущения у меня сохранились до сих пор.

 

В обществе

После замужества и рождения дочери Ольги энергии у меня поубавилось, но желание заниматься общественной деятельностью, опять же связанной с детьми, не пропало. В 1-й школе, которую я окончила, около девяти лет проводила музыкальные классные часы. Готовила программу, подбирала тему и соответствующие ей музыкальные произведения. Детям было интересно слушать живую музыку. Подобные выступления проводились и на предприятиях, и в колхозах. В 70-е годы выездные лекции были популярны, а музыкальные мероприятия тем более.

Также почти пять лет я была активным членом добровольной народной дружины. Даже помню, как подставила подножку одному пытавшемуся убежать хулигану. Дежурства в ДНД были полезны, как средство наблюдения за порядком и как вечерние прогулки.

 

Классики

Когда я уже училась в пятом или шестом классе, по радио впервые услышала 2-й концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Для меня, подростка, начавшей что-то понимать в музыке, это было открытие, ставшее для меня шоком. Мощная музыка, разрывающая сердце. Или 1-й концерт Чайковского для фортепиано с оркестром и Ленинградская симфония Шостаковича. Эта музыка будоражит, волнует, удивляет. Появляются новые мысли и ощущения.

Музыка интернациональна и вездесуща. Бах, Бетховен, Моцарт – основоположники классической музыки, открывшие людям её красоту и возможности исполнения. С них всё началось, со временем добавлялись народные мелодии и технические возможности, появились течения современной музыки.

Я не могу назвать любимого композитора. Каждый интересен по-своему, заслуживает внимания и исполнения его произведений.

 

От «до» до «си»

Научить игре на фортепиано, в большей или меньшей степени, можно большинство людей. Самое главное, как и в любом деле, желание и терпение. За сорок семь лет преподавания я выпустила более шестисот пианистов. Все они разные по способностям и таланту. Некоторые связали свою жизнь с музыкой и педагогикой. Моя цель — научить ребёнка игре в пределах возможностей, дарованных ему природой. Были случаи, когда дети не хотели заниматься, а спустя два или три года уже не представляли своей жизни без инструмента. Ведь не обязательно быть профессиональным пианистом. Настоящими профессионалами или, как сейчас модно говорить, «звёздами», становятся единицы. А сколько талантов теряется, не достигнув славы?! Умение играть на инструменте полезно при любой профессии. Порой не нужен собеседник, если человек может сыграть для себя своё любимое произведение.

 

Вера и помощь

Мой рассказ начался с того, что меня назвали не Ларисой, а Нонной. Это Божье провидение, что мама вытащила записку  с этим именем. В древнем Египте «ноннами» называли девушек, посвящённых Богу. И моё ощущение близости к Богу проходит через всю жизнь. Ещё с пионерских лагерей, когда на прощальном костре ребята переодевались в разные костюмы, я мастерила костюм монашки. В двадцать восемь лет, находясь в Ростове-на-Дону, я  крестилась. Двадцать пять лет (до прошлого года) я пела и аккомпанировала на фортепиано в протестантской церкви города. После строительства городского храма Богоявления  регулярно захожу под его своды для молитвы и смены обстановки. Я — счастливый человек, так как люблю детей, занимаюсь любимой профессией и чувствую, что Бог помогает мне во всех делах.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 30.03.2018

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки