Главная » Статьи » Твои люди, Артем » Дело всей жизни Сергея Тихого

Дело всей жизни Сергея Тихого

В эпоху «развитого социализма» наш город стал не только угольной столицей края, но и крупнейшим строительным центром Приморья. Профессия строителя в Артеме была не менее популярна, чем труд горняка. Сергей Васильевич Тихий – яркий представитель этого сообщества профессионалов, которые меняли как промышленный, так и эстетический облик Артема.

— Сергей Васильевич, жизнь каждого из нас начинается с родительского дома, родной улицы, города и каких-то теплых воспоминаний. Артем для вас родной город?

— Конечно, родной, ведь я местный. Это мои бабушка с дедушкой перебрались в Приморье с Украины, а отец был родом уже из Кировки. После ранения на фронте отца списали, и остановился он в Артеме. Здесь встретился с мамой, и получилась семья, в которой со временем рождались мальчишки, и третьим из четверых был я. Отец работал на шахте электромехаником, а мама заведовала домашним хозяйством, пока нас всех не поставили на ноги. Жили мы в деревянном доме на Каховского, и помню, что этот дом мы с другом детства один раз чуть не спалили, когда развели костер прямо под верандой. Спасло нас только то, что мама вовремя вышла из дома. В домашнем хозяйстве были у нас куры, гуси, утки, корова, свиньи. Но как-то по советской стране прошел приказ, и корову нашу забрали, а свинью зарезали. В общем, жили мы как многие: не шикарно, но всего хватало. Родная 19 школа была рядом, друзья рядом, и детство мое прошло вполне беззаботно и благополучно.

— Учились-то хорошо?

— Я не был отличником, да и не стремился к этому. Такой нормальный середнячок. Да и весь наш класс был таким хорошим средним классом. Просто, прежде чем усиленно стараться, надо понять, к чему ты действительно пригоден. Ведь бывает и так, что, закончив даже институт, человек занимается не своим делом. Забегая вперед, приведу пример на эту тему. Работали у меня два молодых сварщика. Раздаю им чертежи, металл. Время проходит, смотрю: один сидит, варит, пот с него ручьями течет, аж сам дымится. Старается парень. А второй болтается на стройплощадке. Спрашиваю: «В чем дело?». Отвечает: «Да я уже все сделал». Проверяю, и, правда, все готово, и шов у него ровный, как нарисованный. Возвращаюсь к первому: пыхтит, дымится, а шов кривой, и все надо переделывать. Поэтому всегда надо распределять, что и кому можно доверить, и понимать, кто на что способен.

— Если мы заговорили о стройке, то давайте тогда уточним, когда же Сергей Тихий решил стать строителем, и как это происходило?

— После окончания школы в 1967 году друг повел меня поступать в университет, в котором сам до сих пор и работает. Уже профессор. А я с ним шел, шел, да не дошел. Остановился и сказал: «Да ничего я не забыл в этом университете». И поступил в ДВПИ на строительный факультет, о чем в своей дальнейшей жизни ни разу не пожалел. И преподавательский состав, и  техническая база были в институте на очень хорошем уровне. Основу нам заложили крепкую, и оставалось на практике ее только расширять. Вернулся дипломированным специалистом домой и сразу устроился в Артемовское строительное управление (АСУ) треста «Дальшахтострой». СУ-27 строило жилье, а мы строили заводы, насосные и прочие промышленные объекты. И в армию призывали меня на два года офицером в строительные войска. Штаб у нас был в Уссурийске, и мы курировали строительство жилья, которое возводили строительные батальоны по всему краю. Предлагали мне остаться в военной системе и даже квартиру обещали дать. Но я вернулся в Артем мастером в  родное АСУ.

— И так вот буднично стала протекать жизнь молодого специалиста?

— Да нет. Именно тогда в моей биографии строителя появился первый объект, который я вел от «ноля» и до самой сдачи его в эксплуатацию. В 1975 году поставили меня на сдачу школы в жилом микрорайоне птицефабрики «Уссурийская», а в 1976-м началось строительство очистных сооружений, потому как в Артеме тогда их не было вообще. Вот на очистные меня и перевели, и был я там единственным начальником участка от АСУ. Строили мы их три года.

Это была стройка краевого масштаба, и первый секретарь крайкома партии приезжал туда лично и проводил рабочие заседания прямо на месте. Информация о ходе строительства очистных проходила не только по краевым, но и по центральным газетам. Тогда я прошел, как инженер-строитель, всю школу зданий и коммуникаций. Одна система биологической очистки воды чего стоила! Когда начинал рассказывать и показывать всю технологию движения воды, то уже на середине пути многие говорили: «Стой, мы уже забыли, с чего все началось». Сдали мы все в срок, по нормативу, и ушли только тогда, когда выпили первый стакан воды, которая прошла через всю систему очистки. Потом уже пошли другие стройки: завод СМиД в Угловом, ЖБИ-3, перерабатывающий лесозавод в Дальнереченске, рыбозавод в Барабашах. Но строительство очистных так и осталось для меня самым первым масштабным объектом, за который нес персональную ответственность.

— Сергей Васильевич, но ведь и опыт, и знания приходят к нам, в том числе и от общения с профессионалами своего дела, то есть с людьми. Кого вы назовете в первую очередь?

— Начальник участка АСУ Эдуард Григорьевич Герасимец. Исключительно грамотный строитель и руководитель. Спросить за недочеты по полной всегда мог, но и выслушать тоже всегда был готов. Он так говорил: «Если что-то существенное, то спрашивай, если несущественное — иди думай». А самое главное — своих специалистов и работников ценил и вышестоящему руководству в обиду не давал. И это большая удача, что такого человека я встретил в самом начале своего профессионального пути.

 — Может, это и ошибочное утверждение, но сегодня вас больше знают, как строителя того же коммерческого центра «Конкорд» и нашего храма Богоявления. Когда в вашей профессиональной биографии сменился курс?

— Наверное, как и большинство моих ровесников, я разделяю жизнь на две эпохи: в СССР и в России. В середине 80-х я был уже главным инженером треста «Дальшахтострой» и проработал в этой должности лет пять. Строили мы много, но пришла «перестройка», и началась кутерьма: выборы-перевыборы, падение производства. Наши управления от треста стали отделяться, и докатились мы все до того, что пришлось все начинать заново, буквально с нуля. Трест мы все-таки из ямы вытащили, но я из него ушел и в 2001 году организовал собственное предприятие «Стройлюкс», потому как понял, что в новых условиях лучше быть самостоятельным и отвечать перед собой, чем постоянно с кем-то разбираться. Находил заказчиков, подбирал людей, и строили мы на совесть.

— Строительство храма имело свои отличительные особенности?

— Конечно. Здесь просто необходимо было подобрать каменщиков разной квалификации, включая высшую, мы ведь полностью выкладывали весь храм: от фундамента до куполов. И сложить кирпичную перегородку — это одно, а вывести арку — это уже совсем другое. Набирал бригаду прямо по ходу работ. Мы ведь и железобетонный свод сами заливали, когда подрядчик отказался выполнять эту работу при зимних температурах. Встречались тогда с учеными из института, которые нам гарантировали, что если мы используем при изготовлении бетона разработанные институтом химические добавки, то он встанет обязательно. Решение принималось серьезное, но оно было правильным, и наш свод встал прочно. Где потребовалась еще наша квалификация? Когда устанавливали главный купол. Подогнали кран для подъема, а он по параметрам не подходит — вылета стрелы немного не хватает, и срабатывает автоматическое аварийное ограничение от опрокидывания крана. Крановщику говорю: «Отключай ограничитель под мою ответственность». Так потихонечку мы его и затолкали на место. А народ-то стоял и даже не догадывался, что происходит. Вот такими моментами и можно гордиться, потому как были сделаны они поверх всех правил.

— Наш город строился на ваших глазах и с вашим участием. Что для него (для города) самое главное?

— Ведь было время, когда стройки в Артеме остановились и затихло буквально все. Но оно прошло, и где-то с «нулевых» потихоньку снова начали строить. Только вот не стоит забывать, что в этом вопросе самое главное – это планирование. Город не должен строиться хаотично и по принципу «выгодно-невыгодно».  Перспектива развития в нем строительства должна составлять 20-30 лет вперед. Без планового развития город будет, но он не будет интересным.

Автор: Дмитрий Подольский
Дата публикации материала: 20.04.2018

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки