Во второй раз я прихожу в гости к этой женщине, но как будто знакомлюсь с ней заново. Может, потому, что между первым и вторым визитом прошло более года. Однако первая встреча не забылась, и разговор наш, прервавшийся на столь длительное время, продолжился.
Галина Ивановна Якимова — знаменитый в своё время директор Артёмовского фарфорового завода, тоже, кстати, знаменитого своими изделиями, совершенными по форме и рисунку. В день, когда мы встретились во второй раз, ей исполнилось 77. И был повод для визита, были цветы, тёплые слова поздравлений, её воспоминания. Завод начал работать в 1967 году, а она приехала после окончания Томского политехнического института с дипломом инженера-технолога керамики и огнеупора в 1969-ом. Так и живёт почти полвека в Артёме, в маленькой двухкомнатной квартире, получив которую перевезла к себе престарелых родителей.
О начале своей трудовой деятельности рассказывает с юмором: «Кем меня приняли? Да так — подай, принеси. Куда отправляли, туда и шла. Даже в муфельную печь приходилось лазать. Правда, когда она была холодная». А как же — инженер, молодой специалист, надо на практике знакомиться с производством.
«Принеси-подай» было недолго: месяц проработала мастером туннельного цеха — это где фарфор обжигали, потом стала заместителем начальника цеха. Следующие ступени по карьерной лестнице — начальник производственного отдела, главный технолог, с 1972 года — главный инженер, а с 1982 по 1993 — директор завода. В те годы, да, пожалуй, во всю историю советского фарфорового производства, состоявшего из двадцати пяти заводов, женщин-директоров было только двое — в Артёме, да ещё в Ленинграде.
Галина Якимова была директором боевым, крепким, её уважали в коллективе, ценили, к ней с пониманием относились в Москве. Завод в те годы процветал, не раз его высокохудожественные изделия экспонировались на престижных всесоюзных и международных выставках, получали дипломы и медали. Коллектив был солидный, 600 человек, две трети работающих составляли женщины. Был огромный ассортимент продукции, в девяностых годах завод выпускал до пяти миллионов изделий в год. По заказу города изготавливали памятные медали, сувениры. Для участников XXV съезда КПСС выпустили штофы, позже, уже в другом оформлении, они появились на прилавках артёмовских магазинов. На заводе был богатый музей, где хранили образцы лучших изделий. Сейчас часть этой коллекции находится в городском историко-краеведческом музее.
Все уникальные формы изготавливали по эскизам художника-скульптора Леонида Песегова. «Леонид Семёнович человек сложный, и характер у него не сахар, — вспоминает Галина Ивановна, — но его изделия были действительно самыми лучшими на выставках. Можно сказать, они сделали наш завод знаменитым».
С большим уважением отзывается она о художниках Александре Доценко, Татьяне Матюхиной. У Татьяны Матюхиной был свой, неповторимый стиль. Многие её изделия украшали полки заводского музея, а сервиз «Татьянин день» стал победителем не одной выставки. Её работа не вписывалась в Госстандарт — то, что она делала, было уникальным. Татьяна Матюхина чувствовала фарфор, умела придумать рисунок для любой формы.
Кроме уникальных изделий выпускали, конечно, фарфор для потребителей — столовые и чайные сервизы, кружки, тарелки, салатники. Тонкий, «светящийся» фарфор расписывали в живописном цехе, начальником которого была Ирина Росман. На конвейере в живописном цехе 100 человек, у каждой женщины свой фрагмент рисунка, а в конце — готовое изделие. С женщинами нелегко: к каждой надо было подобрать «ключик», помочь войти в профессию. Молодым специалистом пришла на завод главный технолог Любовь Землякова, а Валентина Воронина, работавшая в отделе кадров, много лет возглавляла профсоюзную организацию завода. Нина Луговец – отличная работница, традиционно выполняла две нормы. Боевая, на язык острая, во всём преуспевала.
Фарфоровый завод, шиноремонтный и СМИД обеспечивали социальные потребности Углового. Без преувеличения эти три предприятия можно было назвать градообразующими. На фарфоровом заводе был хороший медпункт, даже амбулатория, отличная столовая, где готовили недорогие, но вкусные обеды, свой клуб, детский сад. Коллектив взял шефство над 27-й школой, хозспособом строили жильё.
Перестройка принесла перемены — не самые позитивные. Вдруг оказалось, что производство невыгодное, глины поставлять дорого. Хотя разрабатывалось месторождение в Приморье — Гусевский карьер. Там можно было добывать дацит – самую лучшую глину для фарфора. Но государство на тот момент всё пустило на самотёк, выживали кто как может. Зато пришла на предприятие демократия. На общем собрании строгого директора переизбрали, выбрали другого. Галина Ивановна с завода ушла. Она действительно была и строгой, и требовательной, и независимой. Интересы коллектива отстаивала на всех уровнях, не боялась вышестоящего начальства. В общем, руководителем была неудобным для всех. Вот и осталась не у дел. Правда, ненадолго. Пришла к бывшему директору делегация с завода, просили вернуться, но она отказалась: отношение коллектива сочла оскорбительным — всей своей деятельностью она заслуживала и доверия, и понимания, и признания. Хотя наград никаких у Галины Ивановны нет — она просто ветеран труда.
Впрочем, без дела долго оставаться не пришлось, её пригласил на работу Рындовский: создавался в городской администрации отдел по трудовым отношениям, она стала руководителем отдела. Потом были выборы в первую городскую думу. Стала депутатом, председателем думы на неосвобождённой основе. В тот период все депутаты были общественниками.
Пенсию заработала за всю жизнь небольшую, потому трудилась очень долго, только в прошлом году ушла, как говорится, на покой — поскользнулась, получила перелом, долго лежала в больнице, сейчас с трудом ходит. Но остаётся оптимисткой, продолжает общаться с выпускниками-однокурсниками института, с которыми регулярно встречается. Вот и на следующий год планируется встреча — юбилейная. Крепкая характером, сформировавшимся с детства, она умеет быть сильной, не случайно выбрала такую мужскую, огнеупорную профессию. Своей семьи так и не завела, на вопрос «почему» — отмахнулась: некогда было. Но дружно живёт с родственниками, опекает племянника, который к 77-летию тётки преподнёс ей подарок — свой диплом о высшем образовании.
А город Артём теперь для Галины Ивановны Якимовой родной: здесь похоронены её родители, здесь была любимая работа, прожиты яркие, звёздные годы. Здесь друзья и подруги, а это очень много — это то, что можно назвать настоящим богатством.
Автор: Зоя Нестеренко
Глава АГО Александр Авдеев: долгостроя быть не должно
Категория:
Мой город, Статьи
Праздник самой мирной профессии
Категория:
Мой город, Статьи
День поля в Суражевке
Категория:
Сделано в Артеме, Статьи
Награды для спортсменов
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Шахтёров забывать нельзя
Категория:
Общество, Статьи
Доблестный «Айвенго»
Категория:
Парк культуры, Статьи
Депутатские решения ключевых вопросов
Категория:
В краевом парламенте, Статьи