Давняя мечта советских юристов — создание независимого органа предварительного следствия — осуществилась 15 января 2011 года. До этих пор Следственный комитет РФ находился в прямом подчинении прокуратуры. Корреспондент «В» встретился с заместителем руководителя следственного отдела по городу Артёму майором юстиции Василием Андреевичем Нагайцевым и побеседовал с ним о том, что изменилось в работе структуры в течение этого года, а что осталось прежним.
— Василий Андреевич, ваша структура совсем недавно стала полностью независимой. Обычно подобные перемены хоть и ослабляют внешний контроль, но добавляют какие-то функции. Что изменилось в вашей работе? Расскажите, пожалуйста, о её специфике.
— Специфика определена уголовно-процессуальным законодательством, это расследование тяжких и особо тяжких насильственных преступлений против личности, связанных с причинением смерти или нарушением половой неприкосновенности, преступлений против конституционных прав и свобод граждан. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации, в чью структуру входит и наш отдел, находится в подчинении Президента России. Прокуратура по-прежнему осуществляет надзор за нашей деятельностью, но согласно закону сотрудники нашего отдела — процессуально независимые и самостоятельные. Все уголовные дела после согласования с руководством отдела для проверки и утверждения обвинительного заключения передаются прокурору, который направляет их в суд.
— Дела передаются в городской или краевой суд в зависимости от тяжести расследуемого преступления?
— Преобладающее большинство всех дел, расследованных отделом в 2011 году, передано в Артёмовский городской суд. В ряде единичных случаев, при расследовании убийств двух и более лиц или совершённых двумя и более лицами, дела переданы в краевой суд. Хочу отметить, в судах по нашим делам не было вынесено ни одного оправдательного приговора. Это значит, что необоснованных привлечений к уголовной ответственности обвиняемых мы не допустили.
— Насколько плодотворным в работе был для вас прошлый год?
— В суды было направлено свыше 80 дел. Из них около тридцати о преступлениях, связанных с убийством и причинением тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть потерпевшего, три из них в отношении несовершеннолетних лиц. Три — об изнасиловании, одно из них совершено несовершеннолетним лицом.
Стоит отметить, что с начала нынешнего года претерпела изменения подследственность расследуемых нами дел, отдел будет проводить следствие и проверку тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении таковых.
Борьба с преступностью в среде несовершеннолетних, имеющая свою особенность, является для нас приоритетным направлением. К этой работе обязательно привлекается психолог, ведь юношеская психика является не полностью сформированной и требует особого подхода.
— Неужели у нас в городе были факты тяжёлых преступлений, совершённых молодыми людьми школьного возраста?
— Вот сравнительно недавнее. 22 июня прошлого года в ночное время подросток, которому недавно исполнилось 14 лет, используя нож и фрагмент деревянной палки, причинил телесные увечья прохожему-мужчине, который впоследствии скончался. Преступление молодой человек совершил в состоянии алкогольного опьянения. Экспертиза подтвердила его психическую вменяемость.
— Какое наказание грозит подростку?
— Общая уголовная ответственность наступает с 16 лет, по особо тяжким случаям, каким был вышеупомянутый, — с 14 лет. Так что юному преступнику, с учётом его возраста, грозит от шести до десяти лет лишения свободы.
Следует отметить, что подавляющее большинство тяжких преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
— Василий Андреевич, какие ещё причины преступности вы можете назвать?
— Многие преступления совершаются по причине отрицания правовых норм и законов. Много преступлений связано с применением либо угрозой применения гражданами насилия в отношении представителей власти, сотрудников правоохранительных органов, в частности. В прошлом году нами были расследованы около десяти подобных дел по отношению к представителям полиции.
— А наоборот? Есть ли примеры, когда в превышении служебных полномочий обвинялись представители управления внутренних дел? Вспоминается случай, который получил широкую огласку прошлой осенью. Мужчина, подозреваемый в кражах автомобилей, написал заявление в следственный отдел Управления СК России по Приморскому краю по поводу причинения ему морального и физического вреда сотрудниками полиции УВД г. Артёма.
— Заявления от граждан к нам поступают, но, как правило, подтверждений не находят, это устанавливается в ходе доследственных проверок.
С 31 октября на 1 ноября в УВД г. Артёма отрабатывалась информация о совершении автомобильных угонов группой лиц. Один из подозреваемых в этом граждан обратился к нам с заявлением о применении к нему психического и физического воздействия. В возбуждении дела было отказано, факты насилия по отношению к мужчине в ходе проверки не подтвердились.
К сожалению, некоторые из обвиняемых или подозреваемых лиц считают необходимым очернить представителей правоохранительных органов, иногда таким образом надеясь избежать уголовной ответственности.
— Как долго ведётся следствие по делу, от его возбуждения до сдачи на проверку в прокуратуру?
— Законом установлен срок в течение двух месяцев. В случае невозможности его завершения следователь ходатайствует перед руководством о продлении следствия. Зачастую срок следствия, в том числе длительный, напрямую зависит от производства судебных экспертиз в отношении обвиняемого. Например, когда есть сомнения в его психическом здоровье. Длятся экспертизы от одного до трёх месяцев. В прошлом году из почти девяноста дел мы уложились в сроки по пятидесяти трём.
— По всей стране широко развёрнута борьба с коррупцией. А как обстоят дела с продажностью высокопоставленных лиц на территории Артёмовского городского округа?
— Это одно из приоритетных направлений в нашей работе. Законодателем определён ряд статей о коррупционных преступлениях, это не только, как многие думают, получение и дача взятки, но и служебный подлог, превышение и злоупотребление должностными полномочиями, мошенничество с участием должностных лиц.
Есть в этом у нас определённые успехи. В прошлом году отделом было направлено в прокуратуру, а затем в суд дело о совершении преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Обвиняемый на момент совершения преступления являлся действующим сотрудником одного из исправительных учреждений, расположенных на территории АГО. Также в суд направлено дело в отношении должностного лица органа МЧС, получившего взятку от индивидуального предпринимателя.
В остальном обстановка с коррупцией в Артёмовском городском округе довольно спокойная.
Пользуясь возможностью, хочу обратиться к жителям Артёма: если у вас есть что сообщить представителям Следственного комитета в г. Артёме по поводу фактов коррупции, мы заинтересованы в получении этой информации.
Мы готовы к диалогу с представителями любых организаций и предприятий, работниками малого и среднего бизнеса, коммерческих и других структур, должностными лицами и простыми гражданами.
— Рассматриваете ли вы анонимные заявления?
— Согласно закону, анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела, такие заявления направляются в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Обращаю внимание читателей — не стоит остерегаться, что информация, обрисованная автором письменного обращения, найдёт утечку. Стоит знать, что требования к сохранению конфиден- циальности никто не отменял.
— Какую работу ведёте с гражданами Артёмовского округа?
— Взаимодействие у нас достаточно тесное. Еженедельно выезжаем в территориальные управления «Заводской», «Кневичи», «Артёмовский», «Угловое», «Шахта «Амурская», где ведём приём граждан. График приёма ежемесячно публикуем в газете «Выбор». Если у граждан есть вопросы к работе следственных органов, должностных лиц иных органов власти, правоохранительных структур, мы всегда готовы их выслушать. Если вопрос входит в нашу компетенцию, незамедлительно принимаем его к вниманию, если нет — подсказываем, куда человеку следует обратиться. Выездной приём, конечно, рассчитан, прежде всего, на пожилых граждан, которым трудно лишний раз ездить в Артём. Был случай, когда на приём пришла бабушка, для того, чтобы мы помогли ей грамотно составить заявление в банк о восстановлении вклада. Конечно, не отказали пожилой женщине, составили официальный документ. Так что приходится во время приёма иногда и небольшую юридическую помощь гражданам оказывать.
— Каков штат следственного отдела Управления СК России по Приморскому краю в городе Артёме?
— Девять оперативных сотрудников. Это руководитель, двое его заместителей, шесть следователей.
— Приходится ли вам лично выезжать на место преступления?
— Каждую неделю, бывает и чаще. Сообщения о преступлениях регистрируются ежедневно. Достаточно сигналов поступает о смерти лиц с первоначальными признаками насильственной смерти, но, как правило, проверка не подтверждает факта преступления. А вот фактов насильственной смерти в прошлом году было около тридцати. Для такого небольшого города, как Артём, это немаленькая цифра. Гражданам необходимо быть более осторожными и бдительными в вечернее и ночное время суток, особенно в неосвещённых местах частного сектора. Хотел бы рекомендовать населению оказывать больше доверия сотрудникам правопорядка. Многие преступления можно было бы предотвратить, сообщив своевременно в полицию. Это всё-таки основной орган по поддержанию правопорядка и общественной безопасности, и люди, работающие там, так же, как мы, заинтересованы в сохранении спокойной обстановки на улицах Артёма.
Дата публикации материала: 03-02-2012