Тема бездомных животных – одна из наиболее сложных в нашей стране. Главное – потому, что на федеральном уровне закон о них не принят. Более десяти лет он муссируется и хоронится, потому что проблема – огромная.
Кто виноват?
Четыре года назад был принят краевой закон с длинным и обстоятельным названием, а проще говоря, закон о наделении органов местного самоуправления полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных. Вслед за этим было принято два постановления: о наделении муниципалитетов названными полномочиями и о порядке расходования субвенций на эти цели.
До 2010 года в Артёме был разработан свой порядок отлова бездомных животных. Из местного бюджета на это выделялись средства. Собак отлавливали: усыпляли тех, кто был с явными признаками заболеваний; оставляли тех, кто был похож на «потеряшек», какое-то время содержа их в клетках на полигоне, пока не находился хозяин или желающий забрать животное к себе. Понятно, что основная масса всё же подвергалась эвтаназии и утилизации. Однако спустя время прокуратура оспорила данный порядок, доказав, что он не является полномочиями органа местного самоуправления, и, соответственно, город не имеет права выделять для этого средства из местного бюджета. В насущном вопросе образовался вакуум.
В соответствии с краевым законом 2014 года, были предусмотрены краевые средства на отлов определённого количества животных, прописаны соответствующие правила и требования к организациям, осуществляющим отлов. В прошлом году для Артёма предусматривался 1 млн. 350 тысяч рублей для отлова 230 животных в год. В течение года объявлялось несколько аукционов на данный вид деятельности. Желающих не нашлось. Как не нашлось их и в этом году.
Галина Волошина, начальник управления жизнеобеспечения администрации округа, говорит: «Решение о создании приютов для бездомных животных не принято. Однако в этом году произошли изменения в краевом законе, согласно которому должны действовать организации, изъявившие желание заняться такой деятельностью. Увеличилась сумма на содержание одного животного. Это чуть-чуть улучшило ситуацию. И на три головы увеличилось количество животных, которых можно отловить: было 230, теперь — 233. Также немного изменились требования. Теперь организации не обязаны иметь спецтранспорт, а достаточно иметь приспособленный. И участок не обязательно должен быть в собственности, а может быть в аренде или в долгосрочном владении. Но, в любом случае, он должен быть огорожен. И вот в сентябре мы разместили предложение с новыми требованиями на площадку аукциона. Всего одна организация интересовалась условиями, и то аукцион признан несостоявшимся, так как организацией была допущена ошибка при оформлении документов. В настоящее время мы снова объявили конкурс, уже восьмой раз за год, и надеемся, что появится желающий. Сумма финансирования составит чуть более 1 млн. 900 тысяч рублей. Если аукцион состоится, то лишь в ноябре будет заключен контракт».
Однако даже если представить, что найдётся желающий организовать приют, то остаётся открытым вопрос, куда девать животных спустя полгода. «В законе, в порядке его исполнения, — поясняет Галина Волошина, — не было прописано, каким образом должна решаться судьба отловленных животных».
По закону, только в течение полугода животные могут содержаться в приюте. Если по истечении этого периода для них не удастся найти хозяев, то они должны передаваться дальше на чьё-либо содержание, например, по акту передачи – муниципалитету. Муниципалитет не готов брать на себя эту ответственность: возникнет ещё одна статья расходов.
А если и возьмётся, то не надо обладать большими аналитическими способностями, чтобы понять: на реальное содержание животных будет тратиться минимум, а значит, условия содержания будут далеки от гуманных. К тому же порядка 20-30% «постояльцев» приюта «можно признавать больными или агрессивными», чтобы иметь законное право на их эвтаназию. И, думается, это право работники приюта будут активно использовать, дабы как можно меньше обременять властные структуры. Короче говоря, проблема осталась.
На сегодняшний день закон о передаче полномочий муниципальным образованиям экономически нежизнеспособен, а значит, в ближайшее время никаких приютов для бездомных животных в Артёме не будет. И ситуация положительно не изменится до тех пор, пока государство не примет соответствующий закон на своём уровне. Дело это непростое, ведь при его разработке следует учитывать не только финансовую сторону вопроса, но и морально-этическую.
Что делать?
А что же делать сегодня? Сегодня всё держится на энтузиазме зоозащитников. Например, владивостокского общественного фонда помощи бездомным животным «УМКА». Официально он зарегистрирован в 2014 году, но помогать, спасать, лечить и пристраивать бездомных животных участницы фонда начали давно, более десяти лет назад. Во Владивостоке, так же, как и в Артёме, нет официальных приютов, и фонд «Умка» — тоже не приют. Это полностью некоммерческая организация, а значит, её сотрудники не получают зарплат, имеют основные и не связанные с животными работы. Вся деятельность фонда осуществляется на помощь неравнодушных людей, волонтеров и самих участников фонда.
Фонд «Умка» — это то, что когда-то было велением души, желанием помочь с состраданием, а с годами выросло в огромную работу. То, что когда-то было тремя, пятью, десятью животными, стало сотней питомцев фонда. Более 100 питомцев – именно такое количество кошек и собак в среднем ежемесячно находится на его балансе и под опекой.
Анна Колесова, учредитель фонда, говорит: «В нашем городе нет приютов в общепринятом смысле слова. Конечная цель всего, что делает зоозащита и мы в том числе, – это пристройство животных. Цель – не забрать с улицы, а пристроить. Невозможно бесконечно забирать с улицы. Ни один приют в мире, даже самый «навороченный», не способен вместить то количество животных, которое в этом нуждается. Нет столько желающих забрать животных к себе. А если нет желающих, то нет и мест. В Штатах, в Германии в государственных приютах животных содержат всего несколько недель, и, если их никто не забрал, то все они подлежат эвтаназии, вне зависимости от того, больны они или здоровы. Мы начали действовать по велению сердца, поэтому никого не усыпляем, если есть хоть капля надежды на выздоровление. Поэтому животные, которых мы оставляем на передержке, живут у нас месяцами и даже годами, пока дожидаются хозяев. За год пристраивается примерно сто кошек, и в прошлом году мы пристроили шесть собак, а в день нам звонят примерно 15-20 человек с просьбой, чтобы мы кого-нибудь забрали. Это просто невозможно. Нас часто спрашивают, чем помочь. Самая реальная помощь – это взять животное в дом и при этом быть ответственным хозяином на протяжении всей жизни животного. С точки зрения закона, человек остаётся безнаказанным за жестокое обращение с животными. И такая юридическая развязанность даёт право людям не считаться с их жизнями».
Анне 33 года, работает в сфере продаж, по образованию – лингвист-переводчик. У неё дома собака и семь своих котов. Еще 15 кошек живут у неё на временной передержке. У Ксюши – полуторагодовалая дочь, один кот и 17 кошек на передержке. У Кати двое двухгодовалых близнецов, своих две собаки, две кошки и 11 кошек на передержке. «Спасти можно всегда, — говорит Анна, — было бы желание. Никто не обещает, что это будет легко и удобно, и не бывает идеальных ситуаций, но, тем не менее…». В команде их всего девять человек, постоянных. У всех своя работа и семьи. Помогают волонтёры. Каждый может оказать посильную помощь. Вся свежая, актуальная и правдивая информация о фонде «Умка» на сайте fondymka.ru. Поддержать волонтеров в большом деле могут все желающие, но самая существенная помощь – это взять животное в дом. Также фонду пригодятся любые строительные материалы и разные нужные в хозяйстве вещи: перчатки, пакеты, ведра, магнитные доски, дачный инвентарь. И, конечно же, «Умке» всегда нужны новые руки, ведь каждый питомец нуждается в общении. Познакомиться поближе с подопечными фонда можно на сайте или в соцсетях, а также связавшись с волонтерами по телефонам: 8 (423) 299-94-23, 8 (904) 629-94-23.
Что уже сделано?
Больше года волонтеры фонда «Умка» строят центр реабилитации и временной передержки для бездомных животных. Решение о строительстве отдельного центра для тех животных, кто волей случая или по вине человека оказался на улице, пришло сотрудникам общественного фонда «Умка» не спонтанно: передержки уже давно были переполнены, а аренда участков и помещений оказалась непосильно дорогой. И если с кошками ситуация обстояла чуть проще, то брать на попечение новых собак было просто некуда. Обдумав все «за» и «против», волонтеры решились на серьезный шаг. Весной прошлого года фонд объявил о сборе средств для покупки участка под строительство дома для кошек и вольеров для собак. Общими усилиями удалось собрать около 250 000 рублей – капля в море по сравнению со стоимостью земли. Недостающую сумму волонтеры взяли в кредит и в мае 2017 года купили участок площадью 25 соток в пригороде Владивостока. Имея почву под ногами, первым делом нужно было заняться ее благоустройством – по сути дела участок был кусочком леса, необходимо было очистить его от деревьев, выровнять и отсыпать. Требовались большие затраты. На краудфандинговой платформе (краудфандинг – способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах) фонд опубликовал проект и собрал около 850 000 рублей. Эти деньги пошли на земельные работы, проведение воды и электричества, установку забора, камер видеонаблюдения и сторожки. Активное строительство началось с вольеров для собак. Никогда не сидящим на месте собакам требуется активное времяпрепровождение, поэтому на участке огородили территорию для выгула, где животные могут побегать, поиграть и получить порцию объятий от гостей. Еще волонтеры хотят сделать площадку для дрессировок, сейчас кинолог занимается с собаками в месте для выгула.
Этим летом в центре начался следующий большой этап – строительство дома для кошек. Волонтерам пришлось снова брать кредиты на миллион рублей. Но это только половина нужной суммы, ведь строительство дома – дело затратное. Сбор еще 700 000 рублей открыт на площадке Добро Mail.ru. Уже удалось собрать более 560 тысяч, эти деньги пойдут на оплату стройматериалов. На участке уже установили сваи под фундамент будущего дома, а впереди предстоит еще много работы. Изначально в доме хотели разместить еще и кабинет ветврача, но пока от этой идеи пришлось отказаться. «Плановое лечение подопечных, срочные операции при переломах и травмах, стерилизация будут по-прежнему проводиться в клиниках. Нам пришлось срезать объем дома, поэтому на веткабинеты не осталось места. Мы надеемся в дальнейшем достроиться и выделить отдельную комнату. А к нам животные уже будут приезжать на оставшуюся реабилитацию. Мы самостоятельно умеем глистогонить, прививать. Здесь мы будем приучать животных к домашней жизни – это тоже большая часть реабилитации и социализации, потому что кого-то нужно к лотку приучать, кого-то к когтеточке, а кого-то к тому, что люди – это не изверги, а их единственная надежда на домашнюю счастливую жизнь», — говорит Ксения. Всего в центр реабилитации смогут попасть на передержку 45 собак, сейчас их проживает здесь уже 28. А еще под опекой фонда находятся 102 кошки, и это не предел. Пока котики ютятся по передержкам – в квартирах волонтеров живут от 10 до 25 питомцев, еще 45 подопечных живут в арендованном помещении, некоторые находятся в клиниках на стационаре. Чаще всего здесь оказываются животные, попавшие в беду и в большинстве случаев пострадавшие от рук человека. Особенно это касается собак. Так, после отравления рассыпанным на улице ядом врачам чудом удалось спасти красавицу Руби и ее брата Бумера, собаки до сих пор не научились доверять людям. Много животных поступает с травмами – Сильва перенесла операцию после перелома бедра и до сих пор хромает, маленькая Китана прошла долгий курс лечения после того, как ее сбили машиной и оставили на обочине. При этом на улице оказываются не только беспородные животные. По словам волонтеров, выброшенные британцы или сфинксы уже не вызывают удивления. А вот породистых собак в фонде еще несколько лет назад не было ни одной. Но сегодня в центре реабилитации живет алабай Глаша, которую выгнали доживать старость на улице, пес Бим, помесь пуделя с китайской хохлатой, а совсем недавно из клиники перевезли джек-рассел-терьера Бадди, найденного в жутком состоянии у автовокзала, – как оказалось, он тоже стал не нужен людям, которые его купили.
Автор: Валентина Серебрякова
Искусство труда Александра Казакова
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Школа патриотов Игоря Зимина
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Речь всегда идёт о деньгах
Категория:
Мой город, Статьи
Кого защищать и кого усыплять?
Категория:
Блиц-опрос, Статьи
Я знаю, город будет!
Категория:
Мой город, Статьи
Свободный порт и торы: как развиваться в позитиве?
Категория:
Бизнес, Статьи