Стартовал Год российской истории, объявленный Президентом страны. Каким он будет для каждого из нас, думают вместе со всеми и педагоги. Поэтому не случайна наша встреча с почетным работником общего образования Российской Федерации, историком с более чем 40-летним стажем работы, учителем школы №1 Тамарой Григорьевной Марченко.
— Тамара Григорьевна, каково ваше профессиональное отношение к смене «имени» Года?
— Конечно, положительное. Данный факт, как сказал Дмитрий Медведев, усиливает внимание общества к российской истории, повышает роль России в мировом историческом процессе. Хочется верить, что не забудут и про нас, предметников.
— История — «дама» непостоянная, часто меняет свой внутренний мир, но вы выбрали именно ее. Почему?
— Я по жизни была очень активным человеком — комсоргом школы, старшей вожатой. Работала в Хабаровском райкоме комсомола, в райкоме партии Узбекистана. Моя жизненная и партийная позиция была ближе к истории, судьбе Родины, для меня это очень важно, поэтому, наверное, никаких сомнений относительно выбора предмета не оказалось.
— Как можно преподносить события, трактовка которых меняется несколько раз в столетие?
— Конечно, преподавать в то время, когда у руля власти много десятилетий подряд стояла коммунистическая партия, было легко и просто. Мы шли по жизни стабильно, так, как нас учили, как ощущали себя. Перестройка внесла существенные изменения во все привычное. На свет появилась правда и неправда. Приходилось объяснять детям, что очень большую роль в происходящем играет субъективный фактор, что мы тоже слуги государевы и стараемся делать то, что говорят правители страны, хотя сами в душе, может быть, это и отрицаем. Вспомните брежневские времена, когда требовалось восхвалять его личность, проводить специальные уроки, посвященные его книгам «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». Понимали, что это не шедевр, да и в самой истории сам факт причастности этого человека к войне в такой степени отмечен не был.
— Вам самой все было понятно в истории?
— Я росла в семье, где папа был коммунистом до мозга костей, в этом духе воспитывал и меня. Я даже часто конфликтовала с друзьями, когда они меня пытались в чем-нибудь переубедить. Спорила, старалась отстаивать свою позицию, потому что была в ней уверена. И когда произошел развал Советского Союза, появились нелестные отзывы о некоторых страницах нашей истории, я пережила своего рода трагедию. Потому что я ту свою Родину любила, и она была для меня очень близка.
— Какой период истории вам больше по душе?
— Наша старина, древняя Русь.
— Разве там не происходили подобные события?
— Во все времена случалось что-то похожее. Ни один правитель не умер своей смертью. Но это было время, благодатное для героизма и патриотизма. Сегодня в нем не роются, чтобы раскопать что-либо плохое. Многое остается не тронутым, святым, хотя про Ивана Грозного, Петра I немало написано отрицательного. Не случайно лицом номер один в нашей истории считается Александр Невский. А если задуматься — за что? В принципе молодой, еще не окрепший человек, выигравший всего две битвы, победив крестоносцев в Ледовом побоище. Но ему народ отдал предпочтение, потому что люди видели то чистое, к чему нет претензии. Так было на самом деле и составляет славу России, истинный героизм.
— Знаю, что вы преподаете в классах с 5 по 11-й, у вас есть возможность сравнивать. Интересно, какие дети больше всего задают вопросов на уроках?
— Мне кажется, 14-15-летние. У пятиклассников древняя история, они воспринимают ее как сказку, а в 7-м и 8-м уже осмысленно относятся к фактам и событиям, изучают два курса: новую историю и историю России. И всегда торопятся: а когда начнем российскую историю изучать? Именно к ней больше интереса, следовательно, больше вопросов и самостоятельной работы. Ученики готовят свои сообщения, презентации. В прошлом году брали темы, связанные с Возрождением, с великими титанами того времени, в этом — восьмиклассники «путешествовали» по Европе в эпохе нового времени.
— Вы сами любите путешествовать?
— Да, была в Китае, Румынии, Болгарии, Таиланде. Много рассказываю об увиденном. На меня произвел незабываемое впечатление Китай — в том смысле, как дико мы относимся к своей природе. Когда группа ехала по маршруту, я обратила внимание на какой-то строящийся промышленный объект. На больших грузовиках стояли громаднейшие деревья с комом земли вокруг корня. Я была поражена и удивлена, убедившись, что они не уничтожают выросшие деревья, а переносят их в другие места. Мы в этом смысле поступаем варварски.
— Вам не приходилось кривить душой, преподнося школьникам какое-либо событие?
— Старалась всегда быть честной. Но недавно произошел такой серьезный казус. Я много лет работаю в участковых избирательных комиссиях. И после декабрьских выборов в Государственную Думу сказала ученикам, что сегодня никак нельзя повлиять на итог подсчета голосов и что-то подделать, сфальсифицировать. И тут всплыли факты, нарушения, разоблачения, о которых заговорила вся страна. Дети меня упрекнули, несмотря на мое объяснение, что на нашем участке выборы прошли честно, было много наблюдателей. Видимо, неправильно поработали комиссии, недобросовестно отнеслись к своим поручениям. Так не должно быть. А, может, какие-то факты неоправданно раздули до небес.
— Вам приходилось рассказывать на уроках родословную своей семьи?
— К сожалению, мы плохо знаем свою предысторию, предков. Бабушка по материнской линии приехала сюда во время голода в пятидесятых годах из Брянской области. Родственники мужа с Урала, с Кемеровской области. Знаю, что его семью коснулись репрессии. Отец его мамы был начальником на железной дороге, попал в жернова доносов и оговоров, был осужден, погиб в лагере. Родители мало обо всем этом распространялись, боялись последствий, а мы, как говорил Пушкин, «ленивы и нелюбопытны».
— Как школьники относятся к вашему предмету?
— Думаю, с интересом. Когда я принимала участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года России», то проводила анкетирование на эту тему. Дети писали, что считают его одним из любимых. Здесь можно поговорить, порассуждать, выразить свое мнение.
— Часто ли дети сдают историю на ЕГЭ?
— Многие выбирают обществознание и хорошо сдают, а вот с заданием по истории в прошлом году справились семь человек из десяти. История — сложный предмет для ЕГЭ. Там обилие дат, фактов, требуется жесткий ответ — да или нет. Даже успевающие ученики сказали, что это самый трудный экзамен.
— Современный кинематограф решил тоже внести свою лепту в Год истории. Вслед за «Фурцевой» телевидение пустило новый сериал «Жуков». Вам они нравятся?
— Я не смотрю сериалы — современную интерпретацию давних событий. Не воспринимаю героев как исторических персонажей нашей истории. Я лучше в это время почитаю книжку.
— А дети смотрят сериалы?
— По каналу «Звезда» идут передачи о второй мировой войне. Оказывается, они их не интересуют. Спрашивала, смотрели ли они фильмы, интересные с точки зрения событий, — «Вечный зов», «Рожденная революцией»? Ответ был тоже отрицательный. Современная молодежь развлекается больше с компьютерными играми.
— У вас в школе есть музей, известный в городе. Насколько он помогает вам в проведении уроков?
— Да, в музее много документов о земляках, участниках Великой Отечественной войны, немало материалов, посвященных воинским подразделениям и отдельным участникам, семьям, афганцам. Имеется большая видеотека о войне. В музее проводим классные часы, встречи с ветеранами. В этом всегда готова помочь Людмила Андреевна Князева. Хочется надеяться, что эти мероприятия оказывают достаточное влияние на развитие у школьников чувства патриотизма, любви к своему городу, его людям.
— Мы родились, говорил Расул Гамзатов, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово. То есть след — что-то важное, нужное обществу, людям. Вы не пожалели, что выбрали историю? Этот предмет дает вам возможность говорить о достигнутом?
— Я бы, может быть, пожалела, что вообще стала учителем. Потому что жизнь учителей в нашей стране не очень завидная. А у нас семья учительская. Двое детей. Зарплатой похвастаться мы не можем. Было время, как вы знаете, ее вообще не получали. Многие тогда уволились, ушли в бизнес. Остались самые преданные и верные профессии. Наверное, они и спасли школу в широком ее понимании. Поэтому как учитель истории я нисколечко не пожалела о предмете, а вот как учитель… Мне кажется, я смогла бы хорошо работать везде. Честь, долг, совесть, порядочность, гражданственность — эти качества перешли от отца по наследству. Всегда старалась участвовать в конкурсах: лучший по профессии, лучший классный руководитель. Дважды подавала документы на Всероссийский конкурс «Учитель года России», в 2009 году выиграла грант.
— Не было желания написать свой учебник, основанный на опыте?
— Я много лет занималась инновационной деятельностью под руководством кандидата педагогических наук Инны Викторовны Авдеевой. Разрабатывала специальные задания для развития навыков учащихся по предмету, выступала на семинарах краевого уровня, мои работы получали дипломы на выставках. Мы планировали выпустить хорошую книгу, обобщив в ней накопленный опыт. Но Инна Викторовна уехала из Артема, и «опытная площадка» для выращивания эксклюзива в педагогике закрылась. А на свой учебник времени не хватает. У меня всегда нагрузка большая, время уходит на то, чтобы прийти домой и подготовиться к урокам на следующий день.
— Неужели труд, соединенный с опытом, не позволяет обходиться без предварительной подготовки?
— Мне об этом говорили даже учителя, но я исписываю десятки тетрадей с планами уроков. Трачу на них не менее 3-4 часов, и то если просто предстоят рабочие уроки. Я должна продумать опрос, какие-то карточки, подготовить другие моменты, даже игровые. Каждый урок не должен походить на другой. Только тогда интересно детям.
— И во что вы играете?
— В историю. Очень интересно в свое время прошел урок, посвященный реформам Николая I. Ребята изображали его ближайших сподвижников, крупных государственных деятелей Михаила Сперанского, Павла Киселева. Мы делали орден Андрея Первозванного, который государь возложил на Сперанского, сняв с себя за признание его заслуг, шили ленты, чтобы все выглядело правдоподобно. Проводили игровые занятия по теме «Смутное время» в годы правления Бориса Годунова, по русской истории с ее ярким представителем — Нестором, «заседали» в Земском соборе, в Государственной думе. Я любила использовать такие моменты урока особенно в молодости. Учение с увлечением помогает ребенку лучше воспринимать материал, дает простор творчеству, проявлению чувства коллективизма. Роли в таких играх достаются всем.
— Вы выпустили в свободный полет не один десяток выпускников. А помните свой первый проведенный урок?
— Конечно. Это было после окончания пединститута в Хабаровске, в школе №16, в старших классах. На уроке присутствовала какая-то комиссия. С завучем мы обговорили все тонкости, разобрали новую экономическую политику советской власти до мелочей, чтобы, как говорится, не упасть в грязь лицом. Но одно замечание я все-таки получила. Пришла на урок … в короткой юбке! Не приняли во внимание даже мой молодой возраст.
— Говорят, у нас в Артеме 40 учителей истории. Вы часто общаетесь с коллегами?
— Раньше встречались чаще, сейчас — реже. В былые времена проводились теоретические семинары, работала секция учителей истории, мы ездили друг к другу, обменивались опытом, дружили, вместе отмечали торжественные события. Сейчас дружба ограничивается теми учителями, с кем работаем по несколько десятков лет. Это мои друзья.
— Вы не обсуждали с ними план проведения Года российской истории, который пестрит знаменательными событиями и круглыми датами?
— Пока нет. На торжественной передаче года был предложен перечень предстоящих мероприятий. Но хотелось бы чего-то большого и яркого, чтобы объединить воедино всех детей Артемовского городского округа от малого возраста до старшего. Чтобы Год истории запомнился всем, как и Год спорта.
Автор: Людмила Костюкова
Притормози, зеленоглазое такси
Категория:
Статьи
Полезные изменения
Категория:
Мой город
Три кита благоденствия
Категория:
Мой город
Этой ярмарки цены
Категория:
Мой город
Следовать закону
Категория:
Статьи