Много профессиональных праздников придумали люди, чтобы собираться вместе и отмечать их со своими коллегами. А Руслану Базаеву собираться не с кем. В Артёме он один в своей профессии.
Руслан – настройщик фортепиано, и 4 апреля его праздник. В этот день настройщики фортепиано всего мира ничего не настраивают, а отмечают свой профессиональный праздник. Именно они в рабочие дни превращают большую, лакированную, деревянную «бренчалку» в короля любого оркестра. И ко многим артёмовским роялям и пианино прикладывает свою руку именно Руслан. Работая настройщиком фортепиано в детских школах искусств №1 и №2, он вхож и желанен и в других местах, где есть эти инструменты.
Уже 27-й год он доводит до совершенства звук расстроенных пианино, хотя изначально выбрал другую профессию.
Родился Руслан в Казахстане, куда приехали поднимать целину его родители. После они вернулись в Северную Осетию откуда был родом отец. И уже оттуда, после окончания школы Руслан поступил в Курское музыкальное училище для слепых и слабовидящих детей, на дирижёрско-хоровое отделение. Там же он встретил свою жену Елену, которая была родом из Артёма. В 1992 году, после окончания училища, они приехали погостить в наш город и остались.
Тесть Руслана, Анатолий Дмитриевич Шевкун, был ветераном артёмовской фабрики «Пианино» и её штатным настройщиком. К приезду молодой семьи на фабрике пианино уже не делали, а пытались выжить за счёт изготовления мебели.Тесть продолжил настраивать пианино в ДШИ №1 и всем нуждающимся, а также ремонтировать различные музыкальные инструменты.
Руслан попытался заняться своей профессией, но через год понял, что это не востребовано. Тогда Анатолий Дмитриевич и предложил ему научиться настройке фортепиано. Все данные для этого были. Музыкальный слух у него от природы, в училище обучался игре на пианино и самостоятельно освоил гитару.
Человек несведущий может описать фортепиано, как чёрный ящик на трёх ножках, с двумя крышками – на клавишах и сверху, и педалями снизу.
Что внутри, многие тоже могут описать, хотя это будет блеклое очертание реальности.
— У фортепиано 88 клавиш, 52 белых и 36 чёрных, — говорит Руслан. — Они связаны с молоточками, которые стучат по струнам. Струн может быть от 220 до 250, соответственно такое же количество колков, которыми настраиваются струны. Каждую струну нужно выставить в своей тональности, чтобы вышел правильный строй. Настройка начинается с ноты «ля» первой октавы, частотой колебания 440 Герц, которая принята за эталон во всём мире. Она настраивается по камертону, остальные струны относительно неё. Хотя сейчас придуманы различные электронные подсказчики, я работаю привычно, по старинке, на слух.
У фортепиано, как и у любой деревянной конструкции, есть природные враги. Кроме пьяных грузчиков, это — время, перепады температур и влажность. Оказалось, что и некоторые насекомые неравнодушны к фортепианной музыке. Это жучки-древоточцы и моль. Название жучков говорит само за себя, а что же моль? Кроме молоточков, оголовки которых сделаны из прессованного войлока, в инструменте есть суконные детали механики, весьма любимые этими чешуекрылыми гурманами.
Для наглядности Руслан снял панели с пианино, и мы заглянули вовнутрь.
— Смотри, — ударив по клавише, сказал Руслан, — клавиша пошла вниз, второй её конец пошёл вверх, поднимает нижний конец молоточка, его верхний конец бьёт по струне. В этих движениях задействовано более 30 деталей. И так на каждую клавишу. Все клавиши разные по форме, и поменять их местами невозможно. Теперь вспомни, с какой энергией порой играют пианисты, и представь, что происходит внутри корпуса. И поэтому я не только настраиваю, но и ремонтирую инструменты. Каждый месяц обхожу своё хозяйство, а это около 60-ти единиц, делаю осмотр и устраняю неполадки. Инструменты с большим сроком эксплуатации требуют большего косметического и механического ремонта. Чуть появился люфт в любом узле механизма клавиш или педалей, износ молоточков, трещина в корпусе – инструмент начинает фальшивить. Взять пианино «Приморье», которых больше всего в Артёме. Последнее было выпущено 31 год назад, в 1987 году. Это большой срок для инструмента массового изготовления. Попадались мне пианино, которые восстановить было невозможно или дорого. Время не жалеет никого и ничего.
Лёгкие, малогабаритные музыкальные инструменты владельцы настраивают сами. Это азы начала обучения игры на них. К более сложным требуется профессиональный подход. Этим и занимается Руслан Базаев.
Иногда дома, по праздникам или в охотку, он берёт в руки гитару и поёт. И подпеть в их доме есть кому. Его семья сплошь музыкальная. Жена, Елена, работает учителем музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате на 9-м километре. Десятилетняя дочь Арина ходит в музыкальную школу, занимается вокалом и игрой на фортепиано. Старшая дочь Анжелика уже окончила Музыкальное училище имени Гнесиных. Ей 24 года. Сейчас живёт в Москве и учится в Академии хорового искусства имени Попова на третьем курсе.
Музыка сопровождает современного человека с утра до вечера. Она льётся отовсюду, начиная со звонка будильника мобильного телефона и оканчивая саундтреком поздней телевизионной передачи. Мы привыкли к ней, порой не задумываемся о её композиторе, тем более о мастерах, создающих музыкальные инструменты или возвращающих их на сцену. А они тихо, в одиночестве, делают свою незаметную и полезную работу.
Дата публикации материала: 05.04.2019
Искатели невидимого следа
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Театральный календарь
Категория:
Статьи
Рецепты бабушки Каримы
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем